В работе представлена методика подготовки PR-текста в рамках профессиональной коммуникативной компетентности специалиста по связям с общественностью. Статья направлена на формирование коммуникативной компетенции, необходимой для решения коммуникативных задач при помощи PR-текстов. Автор выделяет три уровня в процессе текстообразования и показывает, как формируются компетенции специалиста по связям с общественностью. Каждый уровень представляет собой своеобразный этап в методике подготовки PR-текста. Первый этап – это изучение дискурса, что позволяет при создании текста учесть условия социальной ситуации при создании текста. На втором этапе используются знания основных параметров текста. На третьем этапе составляются тексты разных жанров и стилей. На каждом этапе приводятся примеры из PR-практики. Использование предложенной методики позволяет реализовать в тексте систему коммуникативно-прагматических установок, которая способствует успешному решению коммуникативных задач специалистом по связям с общественностью.
методика, компетентность, процесс текстообразования, дискурс, текст, PR-текст, жанр, информационный повод.
Процессы, происходящие в экономической, политической и социальной жизни России, выводят сферу связей с общественностью в ряд важных институтов информационного общества: «PR, наконецто, стали воспринимать как самостоятельную и важную сферу деятельности, для которой требуются квалифицированные специалисты с профильной подготовкой» [1, с. 99]. Это привело к изменению требований к профессиональной подготовке выпускников по связям с общественностью, что нашло отражение в ГОСТе третьего поколения. В статье мы предлагаем методику подготовки PR-текстов, в основе которой лежит прагмалингвистический метод, рассматривающий текст как результат функционирования дискурса, поэтому особое внимание уделяется, с одной стороны, прагматическому плану текста, а с другой стороны — текстообразующей функции дискурса. Данная методика, обобщая достижения лингвистики, дискурсологии и пиарологии, делает акцент на необходимый предварительный этап подготовки текста, что позволяет значительно облегчить составление PR-текстов и наиболее эффективно их структурировать с учетом целевой аудитории.
Приказами Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 14 января и 29 марта 2010 г. были утверждены и введены в действие Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлению подготовки 031600 «Реклама и связи с общественностью» (квалификации «бакалавр» и «магистр»). Изменилось не только наименование специальности, но и характеристика профессиональной деятельности выпускника. В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки 031600 «Реклама и связи с общественностью» (квалификация (степень) «бакалавр») обозначены виды профессиональной деятельности, среди которых — коммуникативная, направленная на обеспечение внутренней и внешней коммуникации, рекламно-информационная, связанная с подготовкой и распространением рекламной продукции, а также прогнозно-аналитическая, результатом которой является составление справок, отчетов, прогнозов [5; 6; 21].
1. Азарова Л.В., Почекаев Р.Ю. Тенденции развития PR-деятельности в России и новые подходы к подготовке специалистов в сфере коммуникации // Известия ЛЭТИ. № 1. 2008. С. 97–102.
2. Арутюнова Н.Д. Дискурс. Речь // Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. 2-е изд., доп. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. С. 136–137, 414–416.
3. Богданов В.В. Текст и текстовое общение. СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, 1993.
4. Гвазава В.И. Профессиональная речевая компетентность специалиста по связям с общественностью: Монография. Калининград: Калининградский институт экономики, 2011.
5. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлению подготовки 031600 «Реклама и связи с общественностью» (квалификация (степень) «бакалавр»). URL: http://mgup.ru/public/files/388.pdf
6. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлению подготовки 031600 «Реклама и связи с общественностью» (квалификация (степень) «магистр»). URL:http://mgup.ru/public/files/389.pdf
7. Данилина В.В., Лукина М.В., Минаева Л.В., Салиева Л.К. Связи с общественностью. Составление документов: Теория и практика: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. Л.В. Минаевой. М.: Аспект Пресс, 2008.
8. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. М.: Изд-во ЛКИ, 2008.
9. Кочеткова В.С. Специфика типологии PR-текстов // Медиаскоп. 2010. № 3. URL: http://www.mediascope.ru/node/596
10. Кочеткова А.В., Филиппов В.Н., Скворцов Я.Л., Тарасов А.С. Теория и практика связей с общественностью. СПб.: Питер, 2010.
11. Кривоносов А.Д. Жанры PR-текста. СПб.: Лаборатория оперативной печати факультета журналистики СПбГУ, 2001. С. 7.
12. Кривоносов А.Д. PR-текст в системе публичных коммуникаций. СПб.: Петербургское востоковедение, 2002.
13. Лебедева Т.Ю. Паблик рилейшнз. Корпоративная и политическая режиссура. М.: Изд-во МГУ, 1999.
14. Миловидов В.А. От семиотики текста к семиотике дискурса: Пособие по спецкурсу. Тверь: Тверской гос. ун-т, 2000.
15. Негрышев А.А. Референтная соотнесенность новостного медиатекста (из опыта описания интерпретативности методом макроструктурного анализа) // Лингвистика речи. Медиалингвистика. М., 2012. С. 429–450.
16. Ньюсом Д., Терк Джуди ВанСлайк, Крукеберг Д. Все о PR. Теория и практика паблик рилейшнз. М.: ИМИДЖ-Контакт: ИНФРА-М, 2001.
17. Паблик рилейшнз: Толковый словарь / Авт.-сост. И.М. Синяева. М.: Дашков и К, 2010.
18. Приказы Министерства образования и науки Российской федерации (Минобрнауки России) от 14 января и 29 марта 2010 г.
19. Рождественский Ю.В. Общая риторика. М.: Новое тысячелетие, 1996.
20. Рождественский Ю.В. Теория риторики: Учеб. пособие / Под ред. В.И. Аннушкина. М.: Флинта: Наука, 2006.
21. Сайт авиакомпании «Татарстан». URL: http://www.tatarstan.aero
22. Синяева И.М., Романенко О.Н., Жильцов Д.А. Реклама и связи с общественностью: Учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2013.
23. Смирнова Н. ОАО «Кировский машзавод 1 Мая»: кадры готовим сами // Рабочие места. URL: http://www.gazetarm.ru/company
24. Тулупов В.В. Связи с общественностью в системе коммуникаций (паблик рилейшенз — журналистика — реклама). Связи с общественностью. Базовые понятия: Учебное пособие / Под ред. В.В. Тулупова и Ю.Л. Полевого. Воронеж: Кварта, 2003. С. 5–40.
25. Тюпа В.И. Коммуникативное событие урока. URL: http://metlit.nm.ru/materials/materials.html
26. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 031600 «Реклама и связи с общественностью» (квалификация (степень) «бакалавр»).
27. Шишкина М.А. Паблик рилейшнз в системе социального управления. СПб.: Паллада-Медиа, 2002.
28. Энциклопедия паблик рилейшенз / Науч. рук. проекта Т. Лебедева. М.: ИМИДЖ-Контакт, 2009.
29. Gabay G. Copywriting. Great Britain: Teach Yourself Books, 2000.
30. Schiffrin D. The language of discource: Connections inside and out. 1990, v. 10, p. 97–100.