Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В статье рассматриваются проблемные вопросы инновационного развития личности в ходе подготовки по управленческим специальностям в вузах на основе проведенных педагогических экспериментов. В ходе исследования выявлены пути повышения творческого потенциала, инновационности, активности студентов в ходе обучения в вузе и определены некоторые направления, способы повышения конкурентноспособности обучаемых как в практической профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни. В работе предлагается технология подразделения студентов на «обучаемых» и «обучающихся». Анализируются экспериментальные данные, которые свидетельствуют о том, что тайм-менеджмент недостаточно эффективно используется студентами, несмотря на то, что он является одним из базовых инструментов развития личности на всех этапах ее становления. Индивидуальные планы развития, переход на обучение по индивидуальному плану, участие в трудовой деятельности по специальности в ходе учебы и другие мероприятия объединяются в одно понятие — студенческий тайм-менеджмент, что способствуют целенаправленному развитию студентов. Рассматривается проблема достижения максимальной эффективности развития потенциала, заложенного в студентах, выявления лидерских качеств у обучаемых управленческим специальностям для создания в дальнейшем эффективной команды при помощи коучинга, включая командный коучинг. Выявлена тенденция к увеличению числа студентов, осваивающих программу бакалавриата по управлению персоналом, более четко ориентированных на получение как теоретических знаний, так и практических навыков, компетенций.
инновационное развитие личности, тайм-менеджмент студентов, человеческий капитал, коучинг.
Современная социально-экономическая обстановка в России, с одной стороны, постепенно стабилизируется, с другой стороны, находится под воздействием жесткой конкуренции по различным направлениям среди отечественных предпринимателей, в государственном секторе, с зарубежной бизнес-средой. Одна из ниш, недостаточно развитая в нашей стране и на поле которой идет борьба за ресурс, — это трудовые ресурсы России. Рынок труда, приобретя международный характер, не стал еще тем местом, где четко, прозрачно можно позиционировать себя, адекватно оценивать свою стоимость, точнее стоимость своей рабочей силы, трудового потенциала. Тем не менее именно там происходят события, заставляющие работодателей по-новому оценивать и себя, и конкурентов, и претендентов на рабочие места, и своих сотрудников. Наиболее грамотные, умеющие считать деньги, уже отказываются от часто используемой отечественной схемы: «Не нравится — увольняйся (уволю). За забором в очередь стоят желающие…». Именно новый менеджмент делает ставку в развитии своего бизнеса на сотрудников в унисон развивающихся с их организациями. Это подтверждает дух дискуссии, развернувшейся на Деловом завтраке Сбербанка 2013 г. Основное направление развития в ХХI в. — формирование человека будущего. В 2014 г. данная тенденция сохранилась. HR-менеджмент и линейный менеджмент стремятся найти и использовать новейшие технологии развития человека, начиная с его рождения. При этом кто быстрее выявит талант потенциального кандидата, вовлечет его в свою сферу деятельности, тот получит конкурентные преимущества перед другими.
Конечно, на практике не все получается так, как планируется на бумаге. Однако в российскую HR-среду входит все больше схем, технологий развития персонала, сохраняющего лояльность к своему работодателю. «Познание человеком окружающего мира, других людей невозможно без понимания, которое связано с постижением мыслей, чувств и других эмпантов духовного мира людей» [1, с. 72].
1. Агеев Н.В. Описание, объяснение и понимание как процедуры научного познания // Человеческий капитал. 2010. № 7 (19). С. 70–73.
2. Айзенк Г. Дж. Узнай свой собственный коэффициент интеллекта. М.: СТ, 1996.
3. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. 5-е изд. СПб.: Питер, 2013.
4. Архангельский Г.А. Тайм-драйв: Как успевать жить и работать. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2005.
5. Аткинсон М. Мастерство жизни. Внутренняя динамика развития / Мэрилин Аткинсон, Рае Т. Чойс; пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2012.
6. Кириллов А.В. Уточнение понятийного аппарата в интересах повышения эффективности управления // Экономика и управление. 2013. № 10 (96). С. 55–59.
7. Косякова С.Г. Хочешь быть руководителем — будь им // Наш Мечел. 2001. № 3 (22). С. 24–27.
8. Мрочковский Н., Толкачев А. Экстремальный тайм-менеджмент. М.: Альпина Паблишер, 2012. 214 с. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.litres.ru/static (дата обращения: 21.06.2014).
9. Осеев А.А. Социально-психологический портрет руководителя: идеальная модель и способы ее измерения // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2011. № 1. С. 126–144.
10. Пугачев В.П. Руководство персоналом: Учебник. М.: Аспект Пресс, 2006.
11. Социология: Учебник для вузов. 3-е изд. перераб и доп. / под ред. проф. В.Н. Лавриненко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
12. Столяренко Л.Д. Основы психологии в экзаменационных вопросах и ответах. 2-е изд. Ростов н/Д: Феникс, 2004.
13. Gwen M. Wittenbaum, Andrea B. Hollingshead, Paul B. Paulus, Randy Y. Hirokawa, Deborah G. Ancona, Randall S. Peterson, Karen A. Jehn and Kay Yoon. The functional perspective as a lens for understanding groups. Small group research. 2004. Vol. 35. No. 1. Р. 17–43.
14. J. Richard Hackman, Ruth Wageman. A theory of team coaching. Academy of Management Review. 2005. Vol. 30. No. 2. Р. 269–287.