ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ: ИНДИКАТИВНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Аннотация. Введение. Аналитическое изучение современного состояния сельских территорий позволяет определить ряд социально-экономических проблем: низкая эффективность реализации современных механизмов и методов государственного управления развитием сельских территорий, отсутствие необходимых методик оценки эффективности их развития. Данные проблемы резко усиливают необходимость поиска подходов, способных обеспечить развитие сельских территорий, векторов устойчивого развития сельскохозяйственных предприятий различных форм хозяйствования. Качественное совершенствование организационно-экономического потенциала развития сельских территорий объективно необходимо в общей системе решения проблем управления пространственным развитием территорий, качеством жизни населения. Цель – систематизировать особенности, условия формирования организационно-экономического потенциала для разработки векторов совершенствования управления социально-экономическим развитием сельских территорий. Для реализации цели определен перечень следующих задач: обзор комплекса научных подходов; определение направлений реализации возможностей индикативного подхода в оценке эффективности; организационно-экономического механизма управления потенциалом сельской территории. Методы. В работе использованы общепризнанные методы исследования: монографического обзора различных источников, абстрактно-логического обобщения, экономико-статистического, нормативно-правового регулирования процессов формирования и реализации организационно-экономического потенциала сельских территорий. Научная новизна работы заключается в постановке и решении вопроса о необходимости определения и оценки качественных характеристик потенциала сельских территорий на основе применения инструментов и механизмов индикативного подхода. Результаты. Важным условием реализации эффективной политики организационно-экономического потенциала сельских территорий является система стратегических мер и предложений повышения конкурентоспособности сельской экономики, улучшения качества жизни в сельской местности. Управление развитием сельских территорий осуществляется на основе принципов регулирования, взаимодействия элементов потенциала с институциональной средой. Выводы. Проведенный монографический обзор литературы позволил систематизировать мероприятия по повышению уровня социально-экономической устойчивости; разработке стратегических программ развития сельских территорий с определением индикаторов экономического роста, индикаторов повышения качества жизни населения; оценке вариантов и возможностей перехода к новому социально-экономическому положению сельских территорий.

Ключевые слова:
агропромышленный комплекс, организационно-экономический потенциал сельских территорий, сельская экономика, стратегическое развитие сельских территорий, экономические интересы сельских территорий, качество развития сельских территорий, индикативный подход, оценка вариантов развития.
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Постановка проблемы (Introduction)

В современной экономике российского государства все более актуальными становятся задачи, связанные с созданием условий обеспечения устойчивого развития сельских территорий [25, с. 15] Управленческая стратегия развития сельских территорий должна быть направлена на решение практических задач разработки усовершенствованных механизмов повышения эффективности их организационно-экономического потенциала.

Исследование потенциала сельских территорий для современного российского общества имеет стратегическое значение, поскольку достигается понимание возможностей и предполагаемых путей развития территории, выбор наиболее эффективного механизма управления экономикой сельской территории [2, с. 40].

Для эффективного использования потенциала необходимо обеспечить доминанты устойчивого развития на основе использования собственных ресурсов и конкурентных преимуществ конкурентной сельской территории [11, с. 48].

Прошедший 2018 год для сельского хозяйства выдался непростым: впервые с 2012 года производство показало снижение на 0,6 %, в то же время в пищевой промышленности рост составил 104,9 %. В 2018 году удалось достичь продовольственной независимости по основным видам продукции (кроме молока). Доля импорта продовольствия в товарных ресурсах розничной торговли сократилась с 34 % в 2014 году до 24 % в 2018 году.

Стратегически важным для государства является усиление эффективности территориальных механизмов, направленных на обеспечение условий саморегулирования экономики с учетом имеющегося в каждой территорий организационно-экономического потенциала [25, с. 18].

Проведенный анализ современного социально-экономического развития сельских территорий позволил выделить следующие социально-экономические проблемы: недостаточное использование проектных методов управления в сферах производства и сбыта сельхозпродукции; отсутствие методик, оценивающих формирование и реализацию эффективной системы организации и управления деятельностью.

Обеспечение активных результатов социально-экономической конкурентоспособности сельских территорий определяет важность использования принципов системного подхода в выявлении ключевых факторов развития производственной и социальной инфраструктуры, возможностей корректировки мер и перспектив участия элементов организационно-экономического потенциала сельских территорий в реализации программы конкурентно-ориентированного развития.

Усиление развития сельских территорий предполагает реализацию эффективных механизмов, стимулирующих инвестиционные вложения в сельскую экономику и программы инновационного развития сельских территорий.

Механизм формирования и реализации организационно-экономического потенциала сельской территории авторами представлен в виде системы управления комплексным развитием территории на основе определения основных индикативных показателей, повышения конкурентоспособности сельской экономики и социально-экономических условий жизни населения.

Данный механизм предусматривает:

  1. эффективное взаимодействие всех хозяйствующих субъектов;
  2. выбор организационно-хозяйственных форм производства и сбыта;
  3. финансово-кредитное и деловое обслуживание;
  4. приоритетное обеспечение интересов потребителей и мелких собственников.

В трудах Ф. Ф. Айдарбакова [1], Л. В. Бондаренко [25], М. Ю. Варфоломеевой [5], Ю. И. Колоскова [8], Н. С. Курносовой [9], А. В. Нотяг [18], А. Н. Семина, О. Н. Михайлюк [22], И. М. Семеновой [21], А. В. Трухачева [24], И. Г. Усмачева [25], С. Г. Черновой [30], И. Ю. Чазовой [29] и других исследователей обоснованы приоритетные направления и механизмы развития сельских территорий Российской Федерации.

Региональные аспекты развития сельских территорий нашли свое отражение в трудах ученых Е. А. Белоусовой [2], Т. И. Бухтияровой [4], А. С. Лылова [10], Т. В. Макаровой [11, 13], С. Н. Тришкиной [6], Е. В. Милоенко [17], В. А. Сироткина [23], И. В. Хилинской [27, 28] и других.

Однако, несмотря на значительный объем проведенных исследований, в современных условиях организации и управления развитием потенциала сельских территорий наиболее активны проблемы формирования и оптимального распределения финансовых ресурсов, разработки программ обеспечения устойчивого развития, оценки эффективности использования потенциала.

Современное государственное управление развитием сельского хозяйства выступает в качестве институционально обособленного блока развития аграрной экономики, координирующего процессы управления развитием, используя аналитическую разработку целевых программ решения социально-экономической задачи с финансовыми источниками ее ресурсного обеспечения на основе индикативного подхода.

Методология и методы исследования (Methods)

В работе использованы общепризнанные методы исследования: монографического обзора различных источников, абстрактно-логического обобщения, экономико-статистической обработки, нормативно-правового регулирования отношений в процессе формирования организационно-экономического потенциала сельских территорий, его использования.

В исследовании определена необходимость формирования организационно-экономического потенциала села, повышения качества экономического, социального, инвестиционного развития сельских территорий на основе применения инструментов и механизмов индикативного подхода и институционального взаимодействия.

Результаты (Results)

Цели повышения качества жизни сельского населения, роста производства и сбыта сельхозпродукции, создания возможностей и условий инвестиционных вложений в развитие сельских территорий определяют совокупность принципов, методов механизмов управления сельской территорией [3, с. 9].

Организационно-экономический потенциал развития сельских территорий, по мнению авторов, представляет собой пятиблочную модель: природно-ресурсный, материально-технический, трудовой, финансово-экономический, информационно-инновационный потенциалы (элементы).

Внешнюю и внутреннюю организационно-экономическую среду сельских территорий авторы определяют в виде совокупности бизнес-среды, финансово-экономической, информационно-инновационной, природной среды.

При определении ключевых направлений формирования и развития организационно-экономического потенциала функционирования сельских территорий основное внимание акцентировано на создании условий формирования социальной и инженерной инфраструктуры сельских территорий, развития комплексной инвестиционно-инновационной системы управления.

Механизм формирования и реализации организационно-экономического потенциала сельских территорий направлен на повышение эффективности экспортно-ориентированного развития сельхозпроизводства, эффективного взаимодействия институтов рынка и хозяйствующих субъектов агропромышленного комплекса, улучшение качества жизнеобеспечения населения на основе формирования системы государственного индикативного управления, использования государственных бюджетных ассигнований, бизнес-проектного управления социально-экономическими процессами [15, с. 25; 19, с. 11].

Определение перечня методических подходов к процессу формирования и реализации механизма организационно-экономического потенциала развития сельских территорий возможно на основе совпадения требований согласованности интересов всех заинтересованных субъектов, разработки моделей, методов, инструментов и институтов реализации социально-экономической политики развития АПК, его отраслей.

Механизм формирования и реализации организационно-экономического потенциала сельской экономики включает три основных компонента:

  1. систему управления организационно-экономическим потенциалом сельских территорий;
  2. оценку функционирования сельскохозяйственного производства;
  3. организационно-управленческие, социально-экономические, инвестиционно-инновационные и институциональные элементы.

Основные компоненты организационно-экономического механизма развития сельских территорий определяются исходя из факторов, оказывающих воздействие на развитие сельской экономики (социально-экономические, социально-политические, организационные и производственно-технические), условия и инструменты формирования модели организационно-экономического потенциала уточняются на основе оценки уровня развития сельских территорий, учитывающей интересы всех заинтересованных субъектов, особенности их согласованности [11, с. 83].

Факторная модель оценки развития сельских территорий объединяет факторы социально-экономического развития; факторы, определяющие конкурентоспособность территории; факторы изменений условий жизни населения; факторы, определяющие инвестиционный климат территории [17, с. 22].

Используемый индикативный подход оценки влияния факторов основан на разработке индивидуальных и групповых индексов [18, с. 20], что позволяет рассматривать данную методику в качестве приема многофакторного исследования.

Система отношений, опирающаяся на научно разработанные индикаторы, направленные на активизацию инновационно-инвестиционной, мотивационной деятельности сельских территорий, выступает в качестве институционально обособленного блока развития сельских территорий, позволяющего в полной мере координировать процессы управления эффективным развитием, используя сводную аналитическую разработку целевых программ решения социально-экономической задачи с эффективностью использования финансовых источников их ресурсного обеспечения.

Алгоритм оценки предусматривает определение относительных показателей (индикаторы по блокам) в разрезе природно-климатических зон Челябинской области (лесная, лесостепная, степная), ранжирование по показателям [27, с. 94], объединение сельских территории в группы: «благополучные», «средние» и «отстающие», что необходимо учитывать при разработке организационно-управленческих, организационно-экономических решений повышения эффективности развития и управления в рассматриваемых природно-климатических зонах.

Рассчитанный интегральный показатель развития отдельных сельских территорий Челябинской области позволяет установить разброс оценок не только по природно-климатическим зонам, но и отдельным территориальным образования. Так, в степной природно-климатической зоне отчетные характеристики меняются от 0,442 до 0,689, в лесостепной природно-климатической зоне перерыв конфигурации составил от 0,374 и до 0,628, в лесной зоне интегральный показатель меняется в разрезе городских районов от 0,429 и до 0,595.

В качестве инструментария оценки могут использоваться различные подходы: индикативный, институциональный, экономико-правовой, функциональный, системно-функциональный, синергетический, ресурсно-функциональный, критериальный [11, с. 8].

В более благополучной степной природно-климатической зоне Челябинской области сохраняются действующие тенденции. В этих территориях должна быть реализована стратегия диверсификации отраслевой структуры.

Для второй группы (лесостепная зона Челябинской области) нужно реализовать события по улучшению экологической составляющей и снижению общественной напряженности. Для данных территорий необходима стратегия формирования инвестиционной привлекательности (обеспечение роста уровня и качества человеческого капитала, доходов населения и потребительского спроса, налоговой базы и прибыльности территории).

В третьей группе (лесная зона) должны быть реализованы мероприятия по повышению производительности в сельскохозяйственных компаниях и улучшению условий жизни сельского населения [28, с. 19]. Для территорий приемлема стратегия развития инноваций, что обеспечивает реализацию целевых программ развития, модернизации экономики, внедрения инноваций в производственной сфере.

Для всех территорий должна быть реализована стратегия развития пространственного взаимодействия (максимальное использование внутренних ресурсов и усиление развития за счет внешних возможностей, определенных особым географическим положением данных субъектов [11, с. 190]), стратегия оптимизации социальной политики, что приведет к усилению человеческого капитала (основной фактор развития экономики).

В территориях низкого уровня потенциала реализуется стратегия формирования «точек роста», которые должны выступать импульсами регионального хозяйствования, при воздействии которых происходят процессы формирования новых видов предпринимательской деятельности и создания новых пространственных образований.

Институциональная система индикативного проектирования сельской экономики представлена программой социально-экономического развития страны в целом, целевой государственной программой развития агропромышленного комплекса, региональной программой развития сельского хозяйства.

Экономический механизм перехода от государственного регулирования к государственному управлению развитием сельских территорий, в основе которого лежат научно разработанные индикаторы, позволяет сочетать эффективное государственное регулирование и частное предпринимательское воздействие, корректировать тактику и стратегию экономической деятельности на основе установления эффективного государственного регулирования, межотраслевого обмена, развития интеграционных связей между территориями, разработки перспективных индикаторов комплексных программ перспективного развития сельских территорий [13, с. 22].

Методический подход к проведению аналитических изучений позволяет оценить потенциал сельских территорий и приоритетных отраслей, обеспечить использование ресурсных возможностей в условиях их ограниченности в отдельной природно-климатической зоне.

Обсуждение и выводы (Discussion and Conclusion)

Эффективная реализация организационно-экономического потенциала предусматривает разработку и обоснование организационно-управленческих и организационно-экономических мер обеспечения развития сельских территорий на основе закономерностей, принципов системного, организационно-экономического подходов, проектного управления на индикативной основе.

При всем многообразии перечней ключевых индикаторов уровня развития сельских территорий выделяют две группы:

  1. экономические показатели;
  2. финансовые показатели, которые основаны на действующей системе статистического учета, а их оценка в процессе расчета уровня развития не затруднена.

Алгоритм выработки управленческих решений и мер обеспечения развития сельских территорий определяется по результатам анализа приоритетов государственного воздействия на социально-экономическое развитие сельских территорий, активности бизнеса и населения.

Направления повышения эффективности социально-экономического развития сельских территорий комплексно представлены в следующем виде:

  1. обеспечение устойчивого экономического роста сельских территорий в долгосрочной перспективе;
  2. внедрение инновационных разработок в деятельность субъектов сельской экономики;
  3. развитие механизма быстрого реагирования на потребности рынка при изменении потребительских предпочтений и платежеспособного спроса.

Разработанная схема модели организационно-экономического механизма, методика оценки его эффективности применяются в работе органов государственного управления АПК различных уровней при формировании и реализации программ социально-экономического развития агропромышленного комплекса и сельских территорий.

Концептуальная модель организационно-экономического механизма управления социально-экономическим потенциалом сельской территории может быть использована при выборе источников формирования инвестиционной привлекательности территории.

Формирование и реализация организационно-экономического потенциала обеспечит подъем эффективности сельской экономики и повысит качество жизни населения, что соответствует требованиям социально-экономического развития агропромышленного комплекса.

Список литературы

1. Айдарбаков Ф. Ф., Барлыбаев А. А., Барлыбаев У. А., Ситнова И. А., Саитбаталова В. Т. Государственная поддержка модернизации индивидуально-семейного сектора сельской экономики // Проблемы прогнозирования. 2016. № 3. С. 77–85.

2. Белоусова Е. А. Развитие муниципальных районов в экономическом пространстве региона: дис. … канд. экон. наук: 08.00.05. Екатеринбург, 2019. 212 с.

3. Боязитов Д. Р. Совершенствование системы оценки эффективности государственного управления экономикой региона: автореф. дис. … канд. экон. наук: 08.00.05. Воронеж, 2018. 24 с.

4. Бухтиярова Т. И., Хилинская И. В. Устойчивое развитие сельских территорий: теория и практика // Агропродовольственная политика России. 2016. № 7 (55). С. 108–113.

5. Варфоломеева М. Ю. Управление качеством устойчивого развития административно-территориальных образований: автореф. дис. … канд. экон. наук: 08.00.05. Санкт-Петербург, 2018. 22 с.

6. Гришкина С. Н. Информационное обеспечение устойчивого развития аграрного сектора экономики: автореф. дис. … д-ра экон. наук: 08.00.05, 08.00.12. М., 2016. 52 с.

7. Гугкаева С. С. Государственная поддержка как основа повышения конкурентоспособности сельскохозяйственных предприятий (на материалах Республики Северная Осетия-Алания): автореф. дис. … канд. экон. наук: 08.00.05. Владикавказ, 2016. 24 с.

8. Колоскова Ю. И. Механизм развития человеческого капитала сельских территорий: автореф. дис. … канд. экон. наук: 08.00.05. Новосибирск, 2016. 30 с.

9. Курносова Н. С. Развитие системы информационного обеспечения управления аграрным производством: автореф. дис. … канд. экон. наук: 08.00.05. Воронеж, 2018. 24 с.

10. Лылов А. С. Оценка социально-экономической защищенности сельской территории // Агропродовольственная политика России. 2017. № 8 (68). С. 77–82.

11. Макарова Т. В. Совершенствование механизма развития экономической безопасности региона на основе ресурсного потенциала: дис. … канд. экон. наук: 08.00.05. Киров, 2019, 254 с.

12. Макарова Т. В. Интегральный метод в сценарии повышения уровня экономической безопасности // Экономика и управление: проблемы и решения. 2018. Т. 5. № 3. С. 44–48.

13. Макарова Т. В., Соболева О. Н. Организационно-экономический механизм типологизации регионов РФ на основе экономического потенциала // Вопросы управления. 2018. № 1 (50). С. 31–37.

14. Макарова Т. В. Повышение уровня экономической безопасности на основе многомерного статистического анализа // Экономика и управление: проблемы и решения. 2018. Т. 5. № 2. С. 73–78.

15. Макарова Т. В. Типологизация регионов по уровню экономической безопасности // Вестник евразийской науки. 2018. Т. 10. № 1. С. 24–30.

16. Матвеева В. С. Экономическое регулирование инвестиционной деятельности в сфере сельскохозяйственной недвижимости в условиях рынка: автореф. дис. … канд. экон. наук: 08.00.05. М., 2017. 24 с.

17. Милоенко Е. В. Формирование и развитие сельской социальной инфраструктуры: автореф. дис. … канд. экон. наук: 08.00.05. Екатеринбург, 2016. 34 с.

18. Нотяг А. В. Формирование механизма развития сельских территорий в рамках региональной социально-экономической политики: автореф. дис. … канд. экон. наук: 08.00.05. Санкт-Петербург, 2016. 19 с.

19. Овечкина Е. П. Человеческий капитал сельского хозяйства: формирование и использование: автореф. дис. … канд. экон. наук: 08.00.05. Новосибирск, 2016. 29 с.

20. Рау В. В., Скульская Л. В., Широкова Т. К. Аграрный сектор России перед вызовом глобализации // Проблемы прогнозирования. 2014. № 5. С. 79–92.

21. Семенова И. М. Развитие механизма реализации экономических интересов сельского населения: автореф. дис. … канд. экон. наук: 08.00.05. Воронеж, 2017. 25 с.

22. Семин А. Н., Михайлюк О. Н. Современные тенденции развития сельских территорий в Российской Федерации // Наука в современном информационном обществе: материалы VI международной научно-практической конференции. North Charleston, 2015. С. 228–231.

23. Сироткин В. А. Направления повышения экономической эффективности производства и переработки молока в сельскохозяйственных организациях Краснодарского края: автореф. дис. … канд. экон. наук: 08.00.05. Нальчик, 2016. 24 с.

24. Трухачев А. В. Концептуальные основы государственной политики развития сельского туризма в Российской Федерации: автореф. дис. … д-ра экон. наук: 08.00.05. Санкт-Петербург, 2016. 33 с.

25. Ушачев И. Г., Бондаренко Л. В. Устойчивое развитие сельских территорий: проблемы и их решение // Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания РФ. 2019. № 5. С. 13–17.

26. Хайтаев Б. Т. Совершенствование государственного регулирования агропромышленного комплекса региона: автореф. дис. … канд. экон. наук: 08.00.05. Нальчик, 2016. 30 с.

27. Хилинская И. В. Организационно-экономический потенциал развития сельских территорий: дис. … канд. экон. наук: 08.00.05. Екатеринбург, 2018. 169 с.

28. Хилинская И. В. Организационно-экономический потенциал развития сельских территорий: автореф. дис. … канд. экон. наук: 08.00.05. Екатеринбург, 2018. 24 с.

29. Чазова И. Ю. Организационно-экономический механизм устойчивого развития рынка овощей защищенного грунта: автореф. дис. … канд. экон. наук: 08.00.05. Ижевск, 2016. 49 с.

30. Чернова С. Г. Формирование и развитие государственно-индикативного управления сельским хозяйством в регионе в рыночных условиях: дис. … д-ра экон. наук: 08.00.05. Новосибирск, 2018. 397 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?