В современных условиях жесткой конкурентной борьбы многие компании стремятся сформировать команды профессионалов, разделяющих корпоративные ценности и философию, способные внести весомый вклад в стратегическое развитие организации. В связи с этим особое внимание уделяется вопросам подбора персонала. В настоящее время существует множество методов отбора персонала. Однако традиционные методы при подборе сотрудников постепенно изживают себя, уходят в прошлое. На смену им приходят новые, более эффективные методы. Один из них – метод ассессмент-центра. Данный метод основан на проведении различного рода имитационных упражнений в группе участников для выявления рассматриваемых компетенций. В статье раскрыто понятие ассессмент-центра, описаны типы имитационных упражнений, приведены основные этапы проведения ассессмент-центра, указана роль и деятельность наблюдателей в данном мероприятии.
подбор персонала, ассессмент-центр, имитационные упражнения, асессоры, оценка кандидатов.
НАСТОЯЩЕЕ В ОТБОРЕ ПЕРСОНАЛА
В настоящее время все большее значение в организационном менеджменте уделяется вопросам управления людьми. Как известно, персонал организации является одним из важнейших ресурсов, обеспечивающих общую конкурентоспособность в условиях жесткой конкурентной борьбы. В связи c этим особое внимание уделяется вопросам качественного отбора персонала с целью минимизации издержек от привлечения в организацию случайных людей. Сегодня существует множество методов отбора персонала. В последние годы традиционные методы, такие как заполнение анкет, интервью, решение профессионально ориентированных тестов заменяются более современными и адаптированными под реалии рынка методы. В современной практике отбора одним из наиболее успешно зарекомендовавших методов является ассессмент-центр (Assessment Centre).
ЧТО ТАКОЕ АССЕССМЕНТ-ЦЕНТР?
Методике ассессмент-центра посвятили свои работы такие зарубежные авторы, как Линди Страдвиг, Чарльз Вудраф. Среди отечественных авторов можно выделить А.Я. Кибанова, В.А.Спивака.
В.А. Спивак под ассессмент-центром понимает комплексный, стандартизованный метод выявления и оценки различных способностей кандидатов на вакантные позиции, разбиваемых на группы, в которых реализуются разнообразные, затрагивающие множество критериев выбора и зачастую многодневные программы тестирования кандидатов. Проведение подобных тестов позволяет выявить такие компетенции, как способность сотрудничать, убеждать, руководить, излагать свои мысли и др. В данном случае оценка строится на использовании комбинации различных методов [8].
Использование ассессмент-центра при отборе кандидата на вакантную позицию не исключает возможности включения традиционных методов подбора. Напротив, совокупное применение нескольких методов позволяет сделать более качественный отбор посредством всестороннего анализа кандидата. Так, если традиционные методы способны разглядеть внешние проявления компетенций кандидата, его мотивы деятельности и ценностные ориентиры, то ассессмент-центр позволяет увидеть еще и внутреннее содержание: каков кандидат в действительной рабочей ситуации, а не каким он пытается себя преподнести на словах. Чарльз Вудраф в своей книге «Центры развития и оценки» дает следующее определение понятия ассессмент-центра: это ряд упражнений, имитирующих реально возможные ситуации, в которых содержатся существенные нюансы предполагаемой работы, и именно на это ориентирован ассессмент-центр. Участники выполняют ряд имитационных упражнений и затем их результаты сравниваются с показателями, которые необходимы для реальной работы на определенной позиции [9].
1. Борисова Е. Как создать центр подбора, оценки и развития персонала // Служба кадров и персонал. 2010. № 4. С. 46–49.
2. Даринская В.М., Чаплыгин И.Н. Оценка и развитие персонала методом «Ассессмент-центр». СПб: Речь, 2008.
3. Кашкурова Ю. Определяем содержание Центра оценки // Кадровик. Кадровый менеджмент. 2010. № 2. С. 49–55.
4. Кибанов А.Я., Дуракова И.Б. Управление персоналом организации: стратегия, маркетинг, интернационализация. М.: ИНФРА-М, 2009.
5. Корпоративный менеджмент [Электронный ресурс]. URL: http://www.cfin.ru/
6. Мякушкин Д.Е. Технология AssessmentCenter [Электронный ресурс]. URL: http://myakushkin.ru/
7. Одегов Ю.Г., Абдурахманов К.Х., Котова Л.Р. Оценка эффективности работы с персоналом. М.: Альфа-Пресс, 2011.
8. Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом. СПб.: Питер, 2000.
9. CharlesWoodruffe. Development and Assessment Centres. London: Chartered Institute of Personnel and Development, 2000.
10. Lindy Strudwick. Assessment and Development Centres. HIPPO, 2003.
11. HR-портал [Электронный ресурс]. URL: http://hr-portal.ru/