Москва, г. Москва и Московская область, Россия
, Россия
ГРНТИ 14.15 Система образования
ГРНТИ 14.25 Общеобразовательная школа. Педагогика общеобразовательной школы
Статья посвящена актуальной проблеме современного начального образования – становлению у школьников воссоздающего воображения как важнейшей предпосылки и необходимого компонента читательской грамотности. Воображение рассматривается как синтезирование представлений, мышления, памяти, внимания, интуиции в ходе восприятия текста. Оно завершает этот синтез. С учетом заключений специалистов в области психологии и большого педагогического опыта на примерах работы учащихся с литературно-художественными произведениями раскрываются возможности и условия формирования у них читательского воссоздающего воображения в образовательной практике начальной школы.
читательская грамотность; читатель младшего школьного возраста; процесс восприятия литературно-художественного произведения; воссоздающее воображение; условия формирования
1. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М.: Издательская группа URSS, 2019. – 144 с.
2. Граник Г.Г., Борисенко П.А. Воссоздающее воображение и его роль в обучении филологическим дисциплинам [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование: электронный журнал. – 2009. – № 1. – URL: http://psyedu.ru/files/articles/psyedu_ru_2009_1_Granik_Borisenko.pdf (дата обращения: 25.09.2029).
3. Литературное чтение: учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1, 2 / Н.Ф. Виноградова, И.С. Хомякова, И.В. Сафонова [и др.]; под ред. Н.Ф. Виноградовой. – 2-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2018. – 159 с.
4. Литературное чтение: учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2 / Н.Ф. Виноградова, И.С. Хомякова, И.В. Сафонова [и др.]; под ред. Н.Ф. Виноградовой. – 2-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2018. – 173 с.
5. Литературное чтение: учебник для общеобразовательных учреждений (с аудиоприложением на электронном носителе). 3 класс. В 2 ч. Ч. 2 / Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова [и др.]. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.
6. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы. – М.: Книга, 1972. – 152 с.
7. Оморокова М.И. Основы обучения чтению младших школьников: учебное пособие для студентов педагогических вузов. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 128 с.
8. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2010. – 191 с.
9. Сильченкова Л.С. Методика обучения младших школьников чтению крупнообъёмных произведений: дис. … канд. пед. наук. – М.: МПГУ, 1987. – 150 с.
10. Сильченкова Л.С. Научные основы словарно-лексической работы в начальной школе // Современное русское языкознание и лингводидактика: сб. научных трудов, посвященном 95-летию со дня рождения академика РАО Н.М. Шанского. – М.: Московский финансово-юридический университет, 2018. – С. 438–452.
11. Сильченкова Л.С. Формирование у младших школьников навыков осознанного чтения // Языковое и литературное образование в современном обществе: сб. научных статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (16–17 ноября 2016 г.). – СПб.: Изд-во ВВМ, 2016. – С. 71–79.
12. Сильченкова Л.С., Кочеткова Т.Н. Формирование метапредметной и предметной читательских компетенций младших школьников // Начальная школа. – 2014. – № 12. – С. 29–33.
13. Соболева О.В. Беседы о чтении, или Как научить детей понимать текст: методическое пособие для учителей начальных классов. – М.: Баласс, 2012. – 144 с.