школы № 1133 ( учитель начальных классов)
Россия
ГРНТИ 14.15 Система образования
ГРНТИ 14.25 Общеобразовательная школа. Педагогика общеобразовательной школы
В статье поднимается проблема формирования поисковой активности младших школьников и становления их субъектной позиции в учении. Раскрывается сущность понятия «учебная задача» как компонента учебной деятельности. Описывается структура урока, в процессе которого складываются умения младших школьников решать учебные задачи, направленные на усвоение обобщенных способов предметных действий. Это обеспечивает возможность овладения учащимися той системой научных понятий, которая позволяет саморазвиваться и самообучаться. Приводится конкретный пример решения учебной задачи на уроке русского языка во втором классе.
учебная деятельность; учебная задача; конкретно-практическая задача; освоение обобщенных способов предметных действий; субъект; поисковая активность
1. Аксючиц С.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности в процессе решения проектных задач // Начальное образование. – 2015. – № 1. – С. 28–35.
2. Берцфаи Л.В. Формирование умения в ситуации решения конкретно-практических и учебных задач: автореф. дис. … канд. психол. наук / АПН СССР. Научно-исследовательский институт психологии. – М., 1966. – 17 с.
3. Воронцов А.Б. Чудинова Е.В. Учебная деятельность: введение в систему Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. – М.: Издатель Рассказов А.И., 2004. – 304 с.
4. Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. – М.: Астрель, 2010. – 671 с.
5. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 1996. – 541 с.
6. Дусавицкий А.К. Развивающее образование: теория и практика. – Харьков: Изд-во Харьковского национального университета им. В.Н. Каразина, 2002. – 146 с.
7. Репкин В.В., Репкина Н.В. Развивающее обучение: теория и практика: сб. статей. – Томск: Пеленг, 1997. – 228 с.
8. Санина С.П., Енжевская М.В. Реализация деятельностного подхода в подготовке учителей начальных классов // Психолого-педагогические исследования. – 2015. – Т. 7. – № 3. – С. 20–29.
9. Цукерман Г.А. Учебная задача – точка роста поисковой активности: комментарий к видеозаписям уроков. Ч. 3. – М.: Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, 2005. –– 105 с.
10. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Д.Б. Эльконин. Избранные психологические труды; под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. – 416 с.