В статье рассматриваются особенности мотивации персонала в современных условиях перехода к инновационной экономике. Потребность в инновациях охватывает все сферы человеческой деятельности, но ее удовлетворение требует соответствующей организации, прежде всего осознания необходимости инноваций и заинтересованности в них персонала организаций. В качестве объекта исследования рассмотрена инновационно-ориентированная мотивационная стратегия, с присущими ей инструментами и методами стимулирования персонала. Современная теория мотивации рассматривается в двух аспектах: как функция управления персоналом и как стимул роста его инновационного потенциала. Раскрыты отличительные черты и структура современных эффективных систем мотивации, научно обоснован алгоритм их построения. Инновационно-ориентированная мотивационная стратегия выделена в качестве основной тенденции развития таких систем. Основное внимание уделено современным системам мотивации персонала, ориентированным на раскрытие и повышение его инновационного потенциала, предложена методика организации инновационно-ориентированного обучения персонала. Выявлены особенности корпоративного бизнес-обучения персонала и даны рекомендации по совершенствованию оценки его эффективности. В качестве наиболее перспективных в плане развития инновационного потенциала персонала в статье рассмотрены бизнес-тренинги, коучинг, мотивационные бизнес-проекты и бизнес-процессы. Результаты исследования позволяют определить основные тенденции развития управления персоналом в условиях построения в России инновационной экономики.
мотивационная стратегия, мотивация, управление персоналом, человеческий капитал, конкурентоспособность персонала, корпоративное обучение, коучинг, бизнес-тренинг.
В условиях глобализации мировой экономики трудовые ресурсы, обладающие конкурентными преимуществами, знаниями, опытом и компетенциями, становятся ключевым фактором развития компании и экономического роста страны в целом. В инновационной экономике основной процесс замещения капиталов — это замещение физического и природного капиталов в национальном богатстве человеческим капиталом [6].
В современных условиях источники конкурентных преимуществ организаций лежат не столько в области материальных и технологических ресурсов, сколько в качестве человеческого капитала, которым они располагают. Человеческий капитал стал объектом пристального научного исследования не так давно, но сегодня общепризнано, что в эпоху бурного развития информационных технологий знания, умения, интеллектуальный и творческий потенциал наемных работников, независимо от занимаемых должностей и сфер деятельности, стали главным фактором, определяющим позиции компании на рынке и стоимость бизнеса [8]. Это потребовало существенных изменений в стратегии и тактике управления персоналом, понимания того, что необходимо превращение просто квалифицированной рабочей силы в интеллектуальные ресурсы, способные преобразоваться в интеллектуальный капитал. Однако практика показывает, что достижение целей развития организации невозможно без их понимания и поддержки большинством сотрудников. Нужна соответствующая мотивация.
По определению известного специалиста в области управления персоналом профессора А.Я. Кибанова, «Мотивация с французского «motif» означает побудительная причина, повод к тому или иному действию. Мотивация — процесс побуждения себя и других к определенной деятельности, направленной на достижение личных целей и целей организации. Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, оно очень индивидуально и может меняться под воздействием мотивов и обратной связи с деятельностью человека. Главное в мотивации — ее неразрывная связь с потребностями человека» [4].
1. Большой энциклопедический словарь: философия, социология, религия, эзотеризм, политэкономия / гл. науч. ред. С.Ю. Солодовников. Мн: МФЦП, 2002. С. 311.
2. Борисова Н.Н. Роль коучинга в управлении персоналом // Проблемы теории и практики управления. 2011. № 11.
3. Инновационное развитие компании: управление интеллектуальными ресурсами: Учеб. пособие / Под ред. В.Г. Зинова. М.: Изд. Дом «Дело», 2012.
4. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2005. С. 34.
5. Кибанов А.Я. Методология мотивации и стимулирования трудовой деятельности персонала организации // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. 2014. № 1 (10).
6. Нестеров Л., Аширова Г. Национальное богатство и человеческий капитал // Вопросы экономики. 2003. № 2.
7. Печенкин А. Оценка эффективности e-learning проектов // E-learningWorld. 2004. № 2.
8. Плискевич Н.М. Человеческий капитал в трансформирующейся России. М.: Институт экономики РАН, 2012.
9. Попов В.М., Маршавин Р.А., Ляпунов С.И. Глобальный бизнес и информационные технологии. М.: Финансы и статистика, 2001.
10. Starr Julie. Brilliant Coaching. How to Be a Brilliant Coach in Your Workspace. Pearson Education Limited, 2008.
11. Whitmore John. Coaching for Performance growing People, Performance and Purpose. Fifth edition Nicholas brealey publishing. London, 2002.