, Россия
, Россия
ГРНТИ 14.15 Система образования
ГРНТИ 14.25 Общеобразовательная школа. Педагогика общеобразовательной школы
В статье рассматриваются теоретические основания проблемы социально-коммуникативного развития детей младшего школьного возраста, формирования у них коммуникативных универсальных учебных действий. Раскрываются педагогические возможности программы социально-коммуникативного развития младших школьников во внеурочной деятельности. Описаны цели, задачи и структура авторской программы «Мы в мире живём», механизмы, формы, методы ее реализации в условиях начального общего образования. Представлены результаты исследования экопсихологических типов взаимодействия младшего школьника в системе «человек – образовательная среда», становления его субъектной позиции в процессе общения со сверстниками.
социально-коммуникативное развитие младших школьников; коммуникативные универсальные учебные действия; начальное образование; субъектность; полисубъектное взаимодействие; со-бытийная общность; экопсихологические типы взаимодействия
1. Антопольская Т.А., Байбакова О.Ю. Особенности социально-коммуникативного развития младших школьников во внеурочной деятельности // Сибирский учитель. – 2017. – № 6 (115). – С. 120–122.
2. Антопольская Т.А. Моделирование социально-коммуникативного развития младших школьников [Электронный ресурс] / Т.А. Антопольская, Е.А. Домырева, О.Ю. Байбакова [и др.] // Ученые записки Курского государственного университета: электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2017. – № 3 (43). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modelirovanie-sotsialno-kommunikativnogo-razvitiya-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 20.09.2019).
3. Байбакова О.Ю., Журавлёва С.С. Социально-коммуникативное развитие младших школьников: теоретическое и практическое обеспечение: методическое пособие. – Курск: Учитель, 2019. – 126 с.
4. Байбакова О.Ю., Журавлёва С.С. Социально-коммуникативное развитие учащихся — один из факторов повышения качества начального образования // Начальная школа. – 2017. – № 9. – С. 14–17.
5. Белышева А.Н., Глабова Ю.А. Особенности коммуникативных навыков младших школьников // Нижегородский психологический альманах. – 2017. – № 1 (5). – С. 6–11.
6. Вачков И.В. Полисубъектный подход к педагогическому взаимодействию // Вопросы психологии. – 2007. – № 3. – С. 16–29.
7. Виноградова Н.Ф. Концепция начального образования: «Начальная школа XXI века». – М.: Вентана-Граф, 2017. – 64 с.
8. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6 т. Т. 3 / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1999.
9. Журавлёв А.Л. Психология совместной деятельности. – М.: Институт психологии РАН, 2005. – 640 с.
10. Журавлёва С.С. Психолого-педагогическое обеспечение социально-коммуникативного развития старших дошкольников в дополнительном образовании детей: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / С.С. Журавлёва. – Москва, 2016. – 31 с.
11. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для студентов вузов. – 2-е изд., доп., испр. и перераб. – М.: Логос, 2000. – 383 с.
12. Мудрик А.В. Социализация человека. – М.: Педагогика, 2004. – 304 с.
13. Панов В.И. Экологические предпосылки изучения психической активности // Известия Саратовского университета. Новая серия.– 2014. – Т. 3. – Вып. 3 (II). – С. 214–224. – (Акмеология образования. Психология развития).
14. Пушкарёва П.С. Педагогические условия формирования умения младших школьников работать в парах и группах // Реализация стандартов второго поколения в школе: сб. научных статей Шестой всероссийской интернет-конференции (Ярославль, 2016, октябрь – декабрь). – С. 187–190.
15. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе: учебное пособие. – М.: Школьная пресса, 2000. – 416 с.
16. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373 / Сайт информационно-правового обеспечения «Гарант». – URL: http://ivo.garant.ru/#/document/197127/paragraph/2644:0 (дата обращения: 27.08.2019).
17. Худаева М.Ю. Особенности развития социального интеллекта в младшем школьном возрасте // Приоритетные направления развития науки и образования. – 2015. – № 4 (7). – С. 160–162.
18. Эльсиева М.С., Магомеддибирова З.А. К вопросу о формировании у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий // Мир науки, культуры, образования. – 2016. – № 6 (61). – С. 136–138.
19. Antopolskaya T., Bajbakova O., Zhuravleva S. Social communication in preschoolers: research and development opportunities // European Journal of Contemporary Education: международный двуязычный научный журнал. – 2017. – № 4. – С. 86–89.
20. Antopolskaya T.A., Baybakova O.Yu., Zhuravleva S.S. Special Aspects of Interaction in Socially Communicative Development of Preschool Children / Тhe European Proceedings of Social & Behavioural Sciences (EpSBS) // 2018. – № 7. – С. 54–62.