В статье рассматривается проблема выбора организационной культуры, адекватной той ситуации, в которой находится конкретный ре- сторанный бизнес. После краткого анализа основных организационных культур, их достоинств и недостатков применительно к специфике ресторанного бизнеса отмечается, что наиболее широко распространена в ресторанном бизнесе культура власти. Ее суть достаточно проста. Вся власть и все влияние сосредоточены по концентрическим линиям, которые окружают находящегося в центре главу (в ресторанном бизнесе чаще всего это владелец) и уменьшаются по мере удаления от него. Особенности культуры власти в том, что взаимоотношения с находящимся в центре лидером значат в этой культуре гораздо больше, чем формальная должность или занимаемый пост. В ряде ситуаций ресторанного бизнеса (в том случае, когда жизнь хорошо предсказуема) более эффективна ролевая культура. Но перемены — это то, чего в этой культуре не любят. На перемены в окружающей среде организации с ролевой культурой реагируют, прежде всего, их игно- рированием, следующая реакция заключается в еще более упорном и усердном делании того, что делалось всегда. Культура задачи в ресторанном бизнесе эффективна на ранних стадиях его развития, например, при создании нового ресторана, либо в ситуациях рискованных нововведений, например при смене концепции ресторана. Эта культура не типична и в принципе не долговечна в ресторанном бизнесе, и она должна вовремя сменяться культурой власти в случае неудачи или культурой роли в случае успеха. Констатируется, что единого рецепта для выбора адекватной организационной культуры в ресторанном бизнесе нет и ее надо выбирать для каждой конкретной ситуации исходя из размера ресторанного бизнеса, стадия его развития, условия рынка и применяемой технологии организации ресторанного бизнеса.
организационная культура, ресторанный бизнес, управление персоналом, типология Хенди.
КУЛЬТУРА ЗАДАЧИ
Для этой культуры Хенди выбрал метафору богини Афины, а в качестве графического образа — сетку. Причем некоторые нити сети толще, а власть сосредоточена в местах их переплетения. Эта культура ориентирована на постоянное решение задач меняющихся в результате изменения условий ведения бизнеса. В ресторанном бизнесе культура задачи особенно эффективна при реализации проектов ввода новых ресторанов.
Культура задачи ориентирована на высокую скорость и надежность выполнения работ, но не уделяет должного внимания затратам. Афина — богиня войны, а на войне — главное победа, мы за ценой не постоим. Она хороша, когда требования рынка являются определяющими, когда в силу скоротечности жизни продукта или услуги важна скорость реагирования на ситуацию.
Культура задачи в качестве оснований для власти или влияния признает только компетенции. Ни предыдущая история, ни стаж, ни близость к руководству значения не имеют. Ценятся талант, креативность и интуиция. В культуре задачи процветают молодые таланты, для которых мотивом и наградой является само творчество. Культура задачи хорошо работает в ситуации, когда ресурсы доступны всем, кто в них нуждается, а эффективность оценивается в терминах результатов, т.е. успешно разрешенных проблем.
Как уже отмечалось, графически культура задачи изображается в виде сети, поскольку в ней ресурсы, привлекаемые из разных частей организации, концентрируются на разрешении определенных узловых проблем. При этом власть находится внутри сети, а не наверху — как в культуре роли, или в центре — как в культуре власти. Бизнес реализуется через сеть взаимосвязанных автономных команд, каждая из которых несет ответственность в рамках общей стратегии. Если команды компетентны, то это превосходная культура, в которой присутствует и энтузиазм, и чувство общности, при незначительных конфликтах личных интересов, которые характерны для других культур. Проблема лидерства редко является острой. Это культура целеустремленных команд. Культура задачи работает в ситуациях рискованных нововведений, когда в случае успеха полученные прибыли могут покрыть присущие ей высокие затраты.
1. Акофф Р. О целеустремленных системах / Р. Акофф, Ф. Эмери; под ред. И.А. Ушакова. М.: АКИ, 2008.
2. Борновалова Т. Анализ изменения организационной культуры российских компаний на стадиях жизненного цикла [Электронный ресурс]: www.guu.ru
3. Данилин А.М. Трансформация организационной культуры промышленного предприятия в постсоветский период: Дис. … канд. социол. наук. СПб., 2007.
4. Ильиных С.А. Организационная культура как инновационный фактор эффективного управления организацией // Вестник ТГУ. 2008. Вып. 6 (62).
5. Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. М., 2008.
6. Кибанов А.Я., Дуракова И.Б. Управление персоналом организации: актуальные технологии найма, адаптации и аттестации: Учеб. пособие. М.: Кнорус, 2010.
7. Логвинов А.М. Эволюция организационной культуры крупных промышленных предприятий России во второй половине XX–XXI вв.: Автореф. дис. … д-ра социол. наук. Красноярск, 2007.
8. Ляпина А.А. Корпоративная культура и инновации в компании // Инновации. 2009. № 12.
9. Низиенко Е.А. Культурная антропология установки на восприятие инноваций в организациях // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2011. № 1. С. 41–72.
10. Платонова Д.А. Активизация инновационной деятельности методом формирования корпоративной культуры предприятия: Автореф. дис. … канд. экон. наук. СПб., 2009.
11. Резниченко В.Ю. Социология организаций: управление рисками в организации. М., 2009.
12. Стеклова О.Е. Формирование инновационной культуры организации // Качество. Инновации. Образование. 2008. № 4. С. 31–36.
13. Стеклова О.Е. Формирование инновационной составляющей организационной культуры в предпринимательской организации: Автореф. дис. … канд. экон. наук. М., 2011.
14. Хэнди Ч. Время безрассудства («TheAgeofUnreason»): пер. с англ. / Под ред. Ю.Н. Каптуревского. СПб.: Питер, 2001.
15. Хэнди Ч. По ту сторону уверенности: изменяющийся мир организаций: пер. с англ. / под ред. Ю.Н. Каптуревского. СПб.: Питер, 2002.
16. Чудаев А.В. Доминантный статус инновационной составляющей в системе управленческих ценностей и корпоративной культуре // Инновации. 2008. № 4 (114). С. 93–96.
17. Шейн Э.Г. Организационная культура и лидерство. Построение. Эволюция. Совершенствование. СПб.: Питер, 2007.
18. Frederick Winslow Taylor. The Principles of Scientific Management / Frederick Winslow Taylor. Filiquarian Publishing, 2007.
19. Handy C. The Age of Paradox. Boston: Harvard Business School, 1994.
20. Hill R. EuroManagers and Martians: The Business Cultures of Europe’s Trading Nations // Europublic. 1994. SA/NV/.
21. Schein E.N. Organizational Culture and Leadership. San Francisco: Jossey-Bass, 1980.