ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА НА ЖИЗНЬ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена вопросам реализации уголовной политики РФ в сфере обеспечения права человека на жизнь. Как известно, составной частью социальной политики государства является уголовная. Основной задачей уголовно-правовой политики в части охраны жизни является разработка методов уголовно-правового воздействия на преступность.

Ключевые слова:
уголовная политика, защита личности, предупреждение преступлений, точная квалификация преступлений, охрана жизни уголовно-правовыми средствами
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

В течение многовековой истории жизни и деятельности людей возникают новые поколения прав человека и совершенствуются старые. Права и свободы гражданина являются высшей ценностью, и государство является их гарантом. На современном этапе развития общественных отношений перед государством встают новые задачи, в числе которых, в частности, проблема гарантии прав человека в вопросах обеспечения права на жизнь.

Эффективность защиты прав и свобод граждан, государственных и личных интересов тесно связана с соблюдением уголовно-правовых норм. В связи с этим, важное место в области уголовно-правовых исследований занимает государственная политика в сфере борьбы с преступностью (уголовная политика) [3, с. 481-88].

Уголовная политика – это  отношение власти к преступности. Именно власть решает, что является преступлением, а что нет, какое наказание должно быть определено за это преступление или за другое [2, с. 36]. Уголовная политика любого государства должна основываться на четком понимании того, каких изменений в структуре и динамике преступности можно будет добиться, совершенствуя соответствующие нормы уголовного законодательства.

На современном этапе уголовной политике уделяется особенное внимание, поскольку она напрямую влияет на состояние и показатели преступности в стране, а также позволяет строить прогноз на последующее совершенствование уголовно-правовых норм, с целью снижения уровня преступности в целом. Состояние преступности в нашей стране требует постоянного внимания общества и государства. С развитием средств массовой информации при совершаемом резонансном преступлении появляется широкая общественная оценка ситуации. Особенность состоит в том, что общественность требует изменений в действующее уголовное законодательство, зачастую путем ужесточения наказания за совершаемые деяния и введения новых составов преступлений. Сегодня изменения в действующее уголовное законодательство носят стихийный, бессистемный характер. Проводимые в стране реформы уголовного и уголовно-процессуального законодательства не позволяют в полной мере решить основной возникающий вопрос – как существенно снизить количество совершаемых преступлений, в том числе против личности. Стоит отметить, что нельзя подходить к оценке уголовно-правовой политики с точки зрения репрессивности или либеральности, т.к. проблемы носят комплексный характер. У каждой социальной группы существуют свои претензии к уголовному праву. Объективно ответить на вопрос, какой все-таки должна быть уголовно-правовая политика – невозможно. Оценивать уголовно-правовую политику необходимо с точки зрения её эффективности, в частности по степени защищенности прав человека и различных слоев социума.

Интерес к данной проблеме возникает по той причине, что борьба с преступностью и предупреждение преступлений – это те области общественно-политической жизни, которые постоянно нуждаются в правовом регулировании. Отсюда следует, что к научным исследованиям в области уголовного права предъявляются особые требования, т.к. на протяжении долгого времени приходится наблюдать кризис уголовной политики, в том числе и в сфере обеспечения права человека на жизнь [6, c. 112-117]. Как сказано выше, уголовная политика – это направление, которое  определяется программой борьбы с преступностью и порождающими ее причинами. Область уголовной политики охватывает и комплексную программу социально-экономических и политико-юридических мер по ее предупреждению (принципы, цели и формы реализации, субъекты, осуществляющие борьбу с преступностью).

Цель уголовной политики – обеспечение эффективного проведения социально-экономических и политико-правовых реформ в стране в интересах личности, общества и государства [4, c. 16-17].  Создание новых направлений уголовно-правовой политики по противодействию преступности повысило эффективность национального механизма уголовно-правовой охраны права человека на жизнь.

Уголовная политика играет ведущую роль по отношению к материальным и процессуальным отраслям антикриминального цикла, управление применением норм которых является одной из форм ее реализации. Она предопределяется национальными и международными условиями борьбы с преступностью.

Для успешной работы принципов уголовно-правовой политики по обеспечению права человека на жизнь необходима профилактика и предупреждение преступлений против личности. Нельзя отрицать ведущую роль в предупреждении преступлений, в том числе и связанных с убийством и покушением на убийство, правильной квалификации преступлений и назначением судом справедливого наказания [7, c. 53–56].

Известно, что важнейшим признаком демократического государства является соблюдение прав и свобод личности.  Основными правами человека, как отмечено и в ст. 41 Конституции РФ, являются право человека на жизнь, на оказание  качественной и своевременной медицинской помощи. С недавнего времени российское общество изменило отношение к медицинским происшествиям: возросла гражданская активность населения, нормативно-правовая база здравоохранения подверглась значительным изменениям, что привело к таким последствиям, как рост числа доследственных проверок с последующим возбуждением производства в отношении медицинских работников уголовных дел, преимущественно по подозрению в ненадлежащем оказании медицинской помощи, а также обращение в суд потерпевших. Задача государства и ее уголовной политики в сфере обеспечения права человека на жизнь состоит в редактировании законодательства так, чтобы жизнь и здоровье граждан были максимально защищены. В этом случае актуальным остается вопрос об определении важнейших научных направлений социального, медицинского, уголовного и другого законодательства, а также о работе органов, осуществляющих охрану жизни и здоровья граждан.

Содержание политики по охране жизни базируется на понятии правовой политики, которую определяют как «…научно обоснованную, последовательную и системную деятельность государственных и муниципальных органов по созданию эффективного механизма правового регулирования, по цивилизованному использованию юридических средств в достижении таких целей, как наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, укрепление дисциплины, законности и правопорядка, формировании правовой государственности и высокого уровня правовой культуры и жизни общества и личности» [4].

Цель политики охраны жизни определяется ее содержанием, базируется на приоритете прав личности (ст. 18, 20, 21, 22, 23 Конституции РФ). Ее задача – создание и практическое применение эффективного механизма защиты права человека на жизнь, которое в последние годы часто остается без необходимой правовой охраны.

Уголовная политика – часть внутренней политики государства в сфере охраны демократического общественного строя от преступных посягательств, которая заключается в выработке и формировании идей и принципиальных положений, форм и методов уголовно-правового воздействия на преступность в целях ее снижения и уменьшения негативного влияния на социальные процессы.  Важной задачей является и формирование целесообразных, достаточных и справедливых видов и размеров наказаний лиц, виновных в совершении преступлений против жизни [5, c. 123-126].

При применении правоохранительными органами уголовно-правовых средств в борьбе с посягательствами на личность большое значение имеют правильная квалификация посягательств на личность, использование мер пресечения, учет смягчающих и отягчающих обстоятельств, а также применение мер, стимулирующих позитивное посткриминальное поведение. Это способствует минимизации криминальных последствий, формированию полного и точного представления об опасности личности преступника.

Важнейшей частью осуществления целей уголовной политики по защите личности от рецидивной преступности является организация успешного взаимодействия с органами, осуществляющими наказание, а также органами социальной защиты, расширение последующих мер контроля и помощи тем, кто отбывал наказание.

Для обеспечения правовой и психологической подготовки полиции для защиты лиц от преступности необходима соответствующая подготовка и обучение персонала, включая распространение положительного опыта и критическую оценку отрицательного опыта, использование дисциплинарных мер (поощрение и взыскание) по основным результатам работы.

Эффективность защиты жизни с помощью уголовного права связана с решением многих вопросов, имеющих важное значение для разработки и применения его норм. Принимаемые федеральные законы о внесении изменений в Уголовный кодекс РФ не имеют общей идеологии и методологии. В проводимой уголовной политике отсутствует общий вектор развития, поскольку принимаемые законы носят хаотичный и бессистемный характер. Отсутствует в перспективе долгосрочное планирование целей, которых государство планирует достичь с помощью принимаемых федеральных законов. Необходима четкая выработка направлений развития уголовной политики, которыми должны являться, в частности: гуманизация уголовного законодательства, а также плановая и последовательная систематизация проводимых изменений.

Список литературы

1. Алексеев С.С. Собр. соч.: в 10 т. Т. 6: Восхождение к праву. – М., 2010. – 558 с.

2. Гаврилов Б.Я. Современная уголовная политика России: цифры и факты. – М., 2008. – 208 c.

3. Дрыга В.А. Понятие уголовной политики // Российский юридический журнал. – N 3. – 2017. – С. 81–88.

4. Ермакова Н.В. Понятие, цели и задачи правоохранительной политики в Российской Федерации // Молодой ученый. – 2017. – № 21.1. – С. 96–98.

5. Матвеев В. Конституционные гарантии прав и свобод человека и их реализация в современной уголовной политике России // Право и жизнь. – 2009. – № 9. – С. 16–17.

6. Маляев К.В. Уголовно-правовая охрана жизни: дис. ... канд. юр.наук. – Нижний Новгород, 2005. – 247 с.

7. Побегайло Э.Ф. Кризис современной российской уголовной политики // Уголовное право. – 2004. – № 4. – С. 112–117.

8. Страмилова Т.П. Право на жизнь как объект конституционной защиты в условиях реализации уголовной политики государства // Государственная власть и местное самоуправление. – 2018. – № 12. – С. 53–56.

Войти или Создать
* Забыли пароль?