сотрудник
Россия
сотрудник
сотрудник
Казань, Республика Татарстан, Россия
УДК 62 Инженерное дело. Техника в целом. Транспорт
ГРНТИ 68.85 Механизация и электрификация сельского хозяйства
Глобальные цифровые технологии пронизывают все современные аспекты жизни общества. В частной жизни, в бизнесе, в деятельности государственных органов повсеместно используются передовые технологии. Развитие и распространение сети Интернет и современных технологий часто связывают с цифровой революцией, которая коренным образом и стремительно меняет картину окружающего нас мира и структуру отношений в нем. Отметим, что агропромышленный комплекс в частности, как и вся сельскохозяйственная отрасль в целом активно вовлечены в процесс цифровизации. Данная тенденция обусловлена общими направлениями социально-экономического развития нашего государства, что нашло отражение в Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 г. В частности, одной из ключевых задач является: внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления и оказания государственных услуг, в том числе в интересах населения. Результатом цифровизации агропромышленного комплекса должно явиться развитие сельского хозяйства, способного обеспечивать продовольственную безопасность страны, и повышение эффективности агропромышленного комплекса; содействие цифровизации экономики, создание условий для развития новых секторов экономики, обеспечение максимально благоприятных условий для внедрения инноваций; стимулирование инновационной и инвестиционной активности, включая инвестиции в развитие человеческого капитала; обеспечение развития инфраструктуры и повышения ее качества, использование для этого цифровизации и инновационных технологий.
АПК, цифровизация, сельское хозяйство, информационные технологии, отчетность в области сельского хозяйства, цифровая трансформация
Революционный переход к новому цифрово-технологическому укладу обусловил распространение цифровой революции как формирование новой реальности, в основе которой лежит цифровизация производства и общественных процессов.
Россия занимает 15 место в мире по уровню цифровизации сельского хозяйства, а рынок информационно-компьютерных технологий в отрасли оценивается в 360 млрд рублей, свидетельствуют данные Министерства сельского хозяйства РФ, озвученные на конференции «Точное земледелие 2018» [1].
Однако, как отмечается в Заключение Комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству наблюдается резкое ухудшение годовой динамики в сельском хозяйстве (-10,8% год к году в августе 2018 года) [2].
По предварительным данным Росстата, индекс производства продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах в хозяйствах всех категорий за 2018 год составил 99,4% к уровню 2017 года, что ниже планового значения на 2,3 процентных пункта. Снижение обусловлено уменьшением производства растениеводческой продукции [3].
С целью активного практического внедрения цифровых технологий и платформенных решений в российский АПК Минсельхоз РФ реализует ведомственный проект «Цифровое сельское хозяйство», рассчитанный на 2019-2024 гг. Срок действующей госпрограммы развития сельского хозяйства (2013-2020 гг.) был продлен до 2025 года, в нее включены федеральные проекты «Развитие экспорта продукции АПК», «Цифровизация сельского хозяйства» и «Создание системы поддержки фермеров и сельскохозяйственной кооперации». Ежегодно суммы господдержки увеличиваются, а перечень направлений расширяется. В 2017 году на мероприятия Госпрограммы развития сельского хозяйства направлялось 248,4 миллиарда рублей, в 2018 году – 254,1 миллиарда рублей. В 2019 году планируемый объем бюджетных ассигнований был значительно увеличен до 303,6 млрд рублей. Его цель – увеличение производительности труда на предприятиях вдвое к 2024 году. В том числе для эффективного использования сельхозземель планируется провести их инвентаризацию в рамках системы «Эффективный гектар».
В течение года планируется запустить интеллектуальную систему «СМАРТ-контракт» для заключения контрактов с получателями субсидий. Будет организовано масштабирование отечественных комплексных цифровых агрорешений для предприятий АПК: «Умная ферма», «Умное поле», «Умное стадо», «Умная теплица», «Умная переработка», «Умный склад», «Умный агроофис». В пилотный проект Минсельхоза «Цифровое сельское хозяйство» активно вовлечены уже более 35 регионов РФ [4].
При этом знания, технологии, компетенции являются ключом к настоящему прорыву, к повышению качества жизни [5].
Условия, материалы и методы исследований. Теоретической и методологической основой работы являются труды ученых, рассматривающие роль и значение цифровизации
в агропромышленном комплексе. Методология основана на применении таких общенаучных методов как анализ, системный подход, сравнение, обобщение данных.
Информационную базу исследования составили нормативно-правовые акты, а также методические и аналитические материалы по развитию «цифрового» сельского хозяйства, материалы по ведению отчетности.
Анализ и обсуждение результатов исследования. Научно-технический прогресс в агропромышленном комплексе привел к появлению новых технологических, информационных систем, и как следствие возникла потребность в их правовом и социальном регулировании.
Следует отметить, что мощное развитие цифровизации агропромышленного комплекса России является закономерностью ее исторического развития. Так, современному периоду цифровизации агропромышленного комплекса предшествовали ряд последовательных этапов автоматизации, электронизации и информатизации АПК.
1. ИТ в агропромышленном комплексе России // Режим доступа: http://www.tadviser.ru/index.php
2. Доклад о реализации в 2018 году Плана деятельности Министерства сельского хозяйства Российской Федерации на 2016 - 2021 годы // Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 11.05.2019).
3. Официальный сайт ФСГС // Режим доступа http://www.gks.ru(дата обращения: 11.05.2019).
4. Официальный сайт AGRO.RU // Режим доступа https://agro.ru/news/31586-v-regionah-nachali-cifrovizaciyu-apk, https://www.zol.ru/n/2dc93(дата обращения: 11.05.2019).
5. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 марта 2018 г. // Российская газета. – 2018. – 2 марта.
6. Огнивцев Сергей Борисович Концепция цифровой платформы агропромышленного комплекса // МСХ. – 2018. – №2. Доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-tsifrovoy-platformy-agropromyshlennogo-kompleksa (дата обращения: 11.04.2019).
7. Карцхия А.А. Цифровой императив: новые технологии создают новую реальность // ИС. Авторское право и смежные права. – 2017. – № 8. – С. 17 – 26.
8. Публичная декларация приоритетных целей и задач Министерства сельского хозяйства Российской Федерации на 2018 год // Режим доступа http://mcx.ru по состоянию (дата обращения: 11.05.2019).
9. Цыганов А.А. Цифровизация страхового рынка: задачи, проблемы и перспективы // Экономика. Налоги. Право. – 2018. –№ 2. – С. 120.
10. Цивилистическая концепция интеллектуальной собственности в системе российского права: Монография / под общ. ред. М.А. Рожковой. – М.: Статут, 2018. – 322 с.
11. Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2018 – 2020 годы // Российская газета. – 2018.
12. Заключение Комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству «По Прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» // Режим доступа http://sozd.parlament.gov.ru/ (дата обращения: 11.05.2019).
13. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 07.05.2018. (дата обращения: 11.04.2019).