ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Становление экономики знаний, интеллектуализация труда, развитие новых информационных технологий, технологические изменения в производстве, демографический кризис способствовали серьезным изменениям в существующем механизме социального развития сельскохозяйственного предприятия и обусловили необходимость формирования эффективной системы управления персоналом, включающую все аспекты управления, в том числе взаимосвязанные с мотивацией персонала. В формировании мотивации работников, повышении их самовыражения в работе особое место занимает социальная политика предприятия. Социальная политика предприятия (организации) как составная часть менеджмента представляет собой мероприятия, связанные с предоставлением своим работникам дополнительных льгот, услуг и выплат социального характера. В статье изучены факторы социальной среды, определены направления принятия управленческих решений по социальному развитию сельскохозяйственного предприятия, рассмотрены теоретические аспекты и обозначены организационные основы формирования механизма социального развития, выделены основные этапы процесса формирования и внедрения системы социальной политики, определена методика анализа социального развития. Практическое значение имеют разработанные рекомендации по совершенствованию социальной политики сельскохозяйственного предприятия, заключающиеся в выборе эффективных форм и способов реализации потребностей различных социальных групп и источников их финансирования. Для совершенствования работы кадровой службы по управлению персоналом в системе социальной политики предложено осуществлять такие мероприятия, как кадровый мониторинг, контроллинг, персонал маркетинг и кадровый консалтинг.

Ключевые слова:
социальное развитие, социальная политика, социальная среда, персонал, социальные факторы, экологические факторы, расходы на социальное развитие.
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

В современных условиях социально ориентированную экономику можно определить как особую форму хозяйствования, цель которой достигается на основе баланса интересов всех участников производственного процесса и с учетом специфических требований к стратегии развития предприятия. Стратегия социально-экономического развития является ключевым конструктивным элементом долгосрочного планирования деятельности современного сельскохозяйственного предприятия, призванным обеспечить комплексное решение долгосрочных социальных, экономических и научно-технических задач.  В настоящее время руководство большинства сельскохозяйственных предприятий не в полной мере осознало необходимость в первоочередном решении социальных целей и задач, считая       решение социального вопроса прерогативой исключительно государственных органов. Вместе с тем значительную роль в процессе реализации механизма по социальной поддержке играет социальная активность бизнеса, которая осуществляется в рамках деятельности организаций.

В этой связи необходимо дальнейшее исследование теоретических аспектов и разработка практических рекомендаций по совершенствованию механизма социального развития, созданию благоприятного имиджа как работодателя и т.д.

Условия, материалы и методы исследований. Цель исследования заключается в определении основных направлений формирования механизма социального развития и разработке рекомендации по совершенствованию социальной политики сельскохозяйственного предприятия. В работе использованы такие общенаучные методы, как системный подход, сравнение, табличное и графическое представление расчетно-аналитических данных, метод систематизации и обобщения данных. Информационной базой исследования послужили законодательные и нормативно-правовые акты, научные работы зарубежных и отечественных специалистов в области формирования механизма социального развития предприятий, материалы научно-практических конференций и научных журналов.

Анализ и обсуждение результатов исследования.

В экономической литературе существуют различные дефиниции термина «развитие». Развитие организации определяется как процесс изменения внутренней и внешней среды, интересов и потребностей общества и человека; износа и старения материальных ресурсов; изменения экологии; технического прогресса; изменения глобального состояния мировой цивилизации [1]. Под развитием следует понимать не все изменения в структуре объекта, а только качественные изменения, которые связаны с преобразованиями внутреннего строения объекта, его структуры, как совокупности функционально взаимосвязанных между собой элементов, зависимостей и связей.

Отдельные авторы характеризуют термин 

«развитие организации» как установление ключевых стратегических целей и задач, определение направления действий, распределение ресурсов, которые необходимы при достижении данных целей [2]. Развитие организации заключается в ее постоянном преобразовании в соответствии с изменяющейся внутренней и внешней средой [3].

Таким образом, проанализировав мнения различных авторов, можно сказать, что развитие организации  заключается в закономерном, целесообразном, как правило, эволюционном, управляемом позитивном изменении в заранее установленное время, которое приводит к совершенствованию возможностей решения различных проблем, к качественным изменениям внутренней и внешней среды с целью получения новых результатов деятельности.

Понятие «развитие» нередко используют в таких словосочетаниях, как социально-экономическое развитие, экономическое развитие, развитие экономики, подразумевая, прежде всего, любое прогрессивное изменение в экономической сфере [4]. При количественном изменении речь идет об экономическом росте, качественное изменение подразумевает структурное изменение, изменение  содержания развития или приобретение экономической системой новых характеристик. Помимо экономических параметров зачастую рассматриваются социальные характеристики развития, которые позволяют полно оценить степень развития любого экономического субъекта и региона [5].

 

Список литературы

1. Спартаков А.В. Развитие организации // Бизнес – консультант. Серия Экономика. – 2008. –№ 8. – С. 30-33.

2. Попков А.А. Особенности социального развития российских предприятий в первом десятилетии ХХІ в. // Современная наука. – 2015. – № 2. – С. 54-61.

3. Клычова Г.С., Закирова А.Р., Юсупова А.Р., Клычова А.С. Основные направления оценки корпоративной социальной ответственности бизнеса // Вестник Казанского государственного аграрного университета. – 2018. – № 3 (50). – С. 129-133.

4. Клычова Г.С., Зиганшин Б.Г., Закирова А.Р. Приоритетные направления повышения эффективности социально-экономической деятельности и конкурентоспособности предприятий АПК // Техника и оборудование для села. – 2017. – № 4. – С. 42-45.

5. Нехода Е.В., Раковская В.С., Минигулова Г.С. Корпоративная социальная политика: методология исследования // Вестник Томского государственного университета. – 2012. – №335. – С. 119-126.

6. Мавлиева Л.М., Низамутдинов М.М. Роль кадрового потенциала в обеспечении продовольственной безопасности // Современные тенденции формирования кадрового потенциала агропромышленного комплекса: в условиях научно-технологических вызовов и устойчивого развития сельских территорий Материалы I Международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 116-121.

7. Субаева А.К., Александрова Н.Р., Мавлиева Л.М. Роль технико-технологичекого обеспечения в изменении профессионально- квалификационной структуры рабочей силы в аграрном секторе экономики страны // Вестник Казанского государственного аграрного университета. –2018. – № 2 (49). – С. 173-177.

8. Скворцов Е. А., Белопашенцева В. В. Мониторинг социально-трудовой сферы сельского хозяйства // Стратегические задачи аграрного образования и науки: мат. Междунар. конференции; Екатеринбург, 2015. – С. 384–390

9. Скворцов Е. А., Бекешева А. Ю. Актуальные проблемы и тенденции развития российского рынка труда // Актуальные проблемы сохранения и развития биологических ресурсов. – 2015. – С. 417–423

10. Кашапов И.И., Зиганшин Б.Г., Корсаков Н.А., Валиев А.Р. Энергосберегающие технологии в АПК // Актуальные проблемы энергетики АПК VI Международная научно-практическая конференция. Под общей редакцией Трушкина В.А.. – 2015. – С. 88-90.

11. Кочетков А.А. Методы социального развития предприятия // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. – 2017. – № 3 (13). – С. 801-802.

12. Хаперская А.В. Корпоративная социальная ответственность и ее роль в менеджменте компании // Теория и практика общественного развития. – 2014 – № 5. – С. 173-175.

13. Suriya Somchan, Wimonrat Soonsornrot. Potential Development of Personnel in Tourism and Service for Supporting the Opening Asean Free Trade for Upgrading the Economic and Social Development to the Sustainability of Muang District, Phayao Province // The Social Sciences. – 2016. – № 11. – С. 2230-2240.

14. Faizrakhmanov, D., Zakirova, A., Klychova, G., Yusupova, A., Klychova, A. Formation and disclosure of information on social responsibility of agribusiness enterprises // E3S Web Conferences. – 2019. – № 91. – С. 06004.

15. Безручук С.Л., Лайчук С.М. Социальная ответственность бизнеса: отражение в отчетности // Международный бухгалтерский учет. – 2013. – № 27. – С 33-40.

16. Кузнецова Н.В., Маслова Е.В. Модели корпоративной социальной ответственности // Вестник Томского государственного университета. Экономика. – 2013. – № 4 (24). – С. 22-36.

17. Mohammad Hossein Zolfaghar Arani. The Effect of Corporate Governance Mechanisms on Social Responsibility Disclosure // Mediterranean Journal of Social Sciences. – 2016. – Vol 7, No 4. – С. 139-146.

Войти или Создать
* Забыли пароль?