аспирант
УДК 16 Логика. Теория познания. Методология и логика науки
УДК 80 Общие вопросы филологии, лингвистики и литературы. Риторика
УДК 81 Лингвистика. Языкознание. Языки
ГРНТИ 13.01 Общие вопросы культуры
ГРНТИ 13.07 Теория, методология и философия культуры
ГРНТИ 13.09 История культуры. История изучения культуры
ГРНТИ 13.11 Культура в современном мире
ОКСО 51.04.01 Культурология
ББК 71 Культура. Культурология
ТБК 72 Культура. Средства массовой информации
ТБК 721 Культура
ТБК 7214 Межкультурная коммуникация
ТБК 722 Культурология
ТБК 7221 Теория и история культурологии
BISAC CGN000000 General
BISAC CGN004050 Manga / General
BISAC HIS000000 General
BISAC HIS037070 Modern / 20th Century
BISAC HIS037080 Modern / 21st Century
BISAC TEC056000 History
Статья посвящена визуальным нарративам, которые на основе комиксов формируют ценности массовой культуры. Комиксы — это преимущественно повествовательная среда. Предметом исследования является роль формирования ценностей массовой культуры. Особое внимание уделяется понятию визуального нарратива через комиксы и, в частности, его функции в формировании ценностей субъекта массовой культуры, поскольку в современной культуре, оппозиционно представленной через печатные и электронные средства массовой информации, чувство реальности все больше структурируется нарративом (повествованием). Основными методами исследования являются социокультурный и исторический подходы. Они позволяют на основе анализа обширного количества материалов, посвященных визуальным нарративам и комиксам, включающих как зарубежные, так и отечественные источники, выделить и интерпретировать основную структуру нарратива: начало, середину и концовку. Делается вывод, что визуальные нарративы так или иначе затрагивают общество в ключевых направлениях. Фильмы рассказывают истории о себе и мире, в котором живет человек. Телевидение обращается к обществу и предлагает реальность в иллюзорных формах. Печатная продукция превращает повседневную жизнь в историю. Рекламные объявления повествуют о фантазиях и желаниях современного человека. Результатом исследования является вывод о том, что визуальные нарративы играют ведущую роль в формировании ценностей массовой культуры, превращая информацию и события в структуры, которые уже значимы для общества. Новизна исследования определяется новыми гранями представлений о феномене визуального нарратива в контексте культурологического знания.
социокультурный подход, визуальный нарратив, массовая культура, современная культура, представление, рассказ, комиксы, визуальная культура, визуальная коммуникация, культурологическое знание
1. Аристотель. Поэтика. Риторика / Аристотель. Азбука, 2015 – 352 с.
2. Abbott P. H. Real Mysteries: Narrative and the Unknowable (Theory and Interpretation of Narrative) / H. Porter // The Ohio State University Press – 2013. – 192 p.
3. Bal M. Narratology: Introduction to the Theory of Narrative. University of Toronto Press, Scholarly Publishing Division. 1997 – P. 256.
4. Barrier M., Williams, M. A Smithsonian Book of Comic-Book Comics – New York: Smithsonian Institution Press. 1981 – PP. 270-284
5. Carrier D. The Aesthetics of Comics – Penn State University Press. 2001 – 152 p.
6. Carroll N. The Power of Movies / N. Carrol. // Daedalus – № 114. –1985. – PP. 79-103.
7. Cronon W. A Place for Stories: Nature, History, and Narrative – Journal of American History. Vol. 78. 1992 – PP. 1347-1376
8. Dijk V., Teun A. Discourse Studies: A Multidisciplinary Introduction: Discourse as Structure and Process v. 1. Sage Publications Ltd. 1997 – 368 p.
9. Fisher W.R. Human Communication As Narration: Toward a Philosophy of Reason, Value and Action. Univ of South Carolina Pr. 1987 – 201 p.
10. Frye N. Anatomy of Criticism: Four Essays. Princeton University Press. 2000 – 400 p.
11. Groensteen T. Comics and Narration / T. Groensteen // U.S.: University Press of Mississippi. – 1988. – 192 p.
12. Gubern R. El lenguaje de los comics. / R. Gubern // Spain: Península. – 1972. – 179 p.
13. Johansen J.D. Dialogic Semiosis: An Essay on Signs and Meanings. Indiana University Press. 1993 – 380 p.
14. Harvey R. C. The Aesthetics of the Comic Strip – Journal popular culture, Vol. XII. 1979. – PP. 640-652
15. Hayman G., Pratt, H. G., "What Are Comics?” in Aesthetics – NJ: Pearson Prentice Hall. 2005 – PP. 419-424
16. Kunzle D. The Early Comic Strip: Narrative Strips and Picture Stories in the European Broadsheet from c.1450 to 1825. University of California Press; 1st edition. 1973 – 471 p.
17. Marion P. Traces en cases: travail graphique, figuration narrative et participation du lecteur. Academia. 1993 – 74 p.
18. Manning P. K., Cullum-Swan, B. Narrative,content,and semiotic analysis. InN. Denzin & Y. Lincoln (Eds.) – Thousand Oaks, CA:Sage. 1994 – PP. 463-478.
19. MacIntyre A. Against the Self-Images of the Age: Essays on Ideology and Philosophy - University of Notre Dame Press. P. 1978 – 296 p.
20. McCloud S. Making Comics: Storytelling Secrets of Comics, Manga and Graphic Novels. William Morrow Paperbacks. 2006 – 264 p.
21. McCloud S. Scott McCloud Understanding Comics: The Invisible Art / S. McCloud // William Morrow Paperbacks. – 1994. – 224 p.
22. McCloud S. The Comics Journal / S. McCloud. – № 179. – 1995. – PP. 53-81.
23. Meskin A. Defining Comics? – The Journal of Aesthetics and Art Criticism Vol. 65. 2007 – PP. 369-379
24. O’Shaughnessy M., Stadler. J. Media and Society: An Introduction. Oxford University Press, 2001 – 328 p.
25. Riessman C. K. Narrative Analysis – SAGE Publications. 1993 – 80 p.
26. Turner V. Image and Pilgrimage in Christian Culture – Columbia University Press. 1995 – 280 p.
27. White R. Visual thinking in the Ice Age. Scientific American, 261(1). 1989 – PP. 92 – 99
28. White H. The Content of the Form: Narrative Discourse and Historical Representation – Johns Hopkins University Press. 1990 – 264 p.