Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В статье рассматривается проблема интегративности в обучении иностранному языку в системе общего среднего образования. Целью интегративного подхода в обучении неродному языку является достижение синергетического эффекта на основе овладения учебным материалом и независимого использованиея языка во внешне заданном контексте. Автором подробно описана специфика интегративного подхода в школьном курсе иностранного языка, которая состоит в междисциплинарном синтезе при овладении иностранным языком; «включенном» обучении детей с ОВЗ и нормотипичных обучающихся; культурологической основе изучения родного и иностранного языков и сравнительно-сопоставительном анализе своей и «чужой» культур. Обосновывается педагогическая и методическая значимость интегративного подхода как элемента холистического образования, делается акцент на необходимости осуществления индивидуализации обучения в контексте гуманистической парадигмы.
интегративный подход, холистическое образование, метапредметные компетенции, межпредметные связи, инклюзивное образование, межкультурная коммуникация
1. Библиотека МЭШ. URL: https://uchebnik.mos.ru/catalogue (дата обращения: 09.10.2019).
2. Борщева О.В. Структура интегративного подхода к обучению иностранному языку // Педагогика и психология образования. 2011. № 1 С. 5–8.
3. Гулиянц А.Б., Гулиянц С.Б. Проектная деятельность как средство подготовки учителей иностранного языка // Научное мнение. 2013. № 7. С. 97–100.
4. Интерактивные технологии в иноязычном образовании: исследование стратегий и опыта применения / Г.В. Сороковых, Х.Х. Каппушева, Н.И. Герасимова, Е.А. Олейникова, И.П. Короткова, Е.А. Баранова, И.А, Наджафов. Коллективная монография. Москва, 2013. 172 с.
5. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы. URL: http://static.government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf
6. Никитенко О.А. Формирование интегративной основы обучения иностранному языку в магистратуре неязыкового вуза посредством информационно-коммуникационных технологий: автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб., 2013. 24 с.
7. Прибылова Н.Г. Гуманистический подход к языковому тестироанию в англоязычных странах // Прикладная лингвистика. Терминоведение: сб. научных статей Вып.1. Москва, 2013. С. 114–122.
8. Прибылова Н.Г., Мягкова Ю.И. О роли взаимодействия школы и семьи в процессе реализации инклюзивного иноязычного образования // Университетский округ МГПУ - интеграция науки, образования и практики: материалы Межрегиональной конференции. Москва : УЦ «Перспектива», 2017. С. 257–262.
9. Тарева Е.Г. Динамика ценностных смыслов лингводидактики // Лингвистика и аксиология. Этносемиометрия ценностных смыслов. Е.Ф. Серебренникова, Н.П. Антипьев, Ю.А. Ладыгин, Ю.М. Малинович, С.Н. Плотникова, Е.Г. Тарева, С. А.Хахалова, Н.Н. Казыдуб, Т.Е. Литвиненко, Т.И. Семенова, О.М. Готлиб, М.В. Малинович, А.И. Шарунов, О.А. Кулагина. Коллективная монография. Москва, 2011. С. 231–245.
10. Языкова Н.В. Культура и обучение иностранным языкам: лингводидактический аспект // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2009. № 1 (3). С. 95–100.
11. Crystal D. The Cambridge Encyclopedia of Language. 2nd ed. Cambridge; New York: Cambridge University Press, 1997. - 480 p.
12. Miller J.P. Educating for wisdom and compassion: Creating conditions for timeless learning. Thousand Oaks, CA: Corwin Press., 2006. 184 p.