студент с 01.01.2015 по 01.01.2019
УДК 10 Философия
Предмет – динамика ноэзиса чистого сознания в совокупности с применением правил формальной логики. Цель состоит в постановке основоположений касательно синтеза чистого сознания и обыденного рассудка. Методологической основой послужила теория чистого сознания из работы Э. Гуссерля «Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга первая. Общее введение в чистую феноменологию», труд И. Канта «Критика чистого разума», в частности его размышления об основоположениях чистого рассудка, а также формальная логика Аристотеля. Результаты. Дифференциация возникающего переживания чистого сознания на интероцептивное и экстероцептивное приближает нас к утверждению, что чистое созерцание вещей не такое чистое, как полагал Э. Гуссерль, поскольку к операции ноэзиса всегда, так или иначе, добавляется рассудок с его неизменными логическими операциями. Это в свою очередь ведет нас к менее идеализированному пониманию феноменологии как философского направления, даже несмотря на то, что классические законы созерцательной интуиции в данной работе были приняты. Полученные результаты могут быть применены в сфере гносеологии и теории феноменологического познания. Выводы. Субъект познания даже после свершения феноменологической редукции не оставляет своей связи с рассудочной деятельностью. Казалось бы, такое видение феноменологического пласта нивелирует саму возможность появления чистых сущностей, так как мы не полностью отказываемся от нашей повседневной естественной установки. Однако мы полагаем: чтобы вообще с чем-то столкнуться в состоянии феноменологической редукции, необходимо и дальше придерживаться связи с рассудком, в противном случае есть риск попасть в сомнамбулизм. Рассудок хотя и входит в пласт чистого познания, всё же он не теряет свои формально логические способности. Логические законы, исходя из того, что формально они выражают, соединены с операцией ноэзиса, создавая тем самым общее переживание вещи интероцептивного или экстероцептивного характера.
Эго, конституирование, суждение, ноэзис, переживание, интероцепция, экстероцепция, смысл, логические законы, рассудок, идеализация, овеществление, целокупность вещей
1. Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск: Сагуна, 1994. Т. 1. 357 с.
2. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. М.: ДИК, 2003. Т. 1. 457 с.
3. Вирго Р. Э. Вопросы ментального в феноменологии // Молодой ученый. 2015. № 17. С. 494–496.
4. Круглов А. Н. Понятие трансцендентального у И. Канта: предыстория вопроса и проблемы интерпретации // Вопросы философии. 1999. № 11. С. 151–171.
5. Ивин А. А. Строгий мир логики. М.: Педагогика, 1988. 128 c.
6. Кант И. Критика чистого разума / пер. с нем. Н. Лосского. М.: Мысль, 1994. 591 с.
7. Михальский К. Логика и время: опыт анализа теории смысла Гуссерля; Хайдеггер и современная философия / пер. с пол. Е. Твердисловой. М.: Территория будущего, 2010. 422 с.
8. Бордак С. Н. Курс лекций по теории философии. Гомель: ГомГМУ, 2013. 108 с.
9. Бучило Н. Ф. Искусство и методология социально-гуманитарного познания. М.: Норма; ИНФРА-М, 2018. 240 с.
10. Нижников С. А. Метафизика веры в русской философии. 2-е изд. М.: ИНФРА-М, 2012. 313 с.
11. Хоменко И. В. Логика. М.: Юрайт, 2015. 192 с.
12. Дробышева А. В., Мазур Е. А. Феноменология чувственного сознания // Молодой ученый. 2017. № 11. С. 529–532.
13. Алексеенко И. С. Из истории историографии психологии // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2006. № 69. С. 131–141.
14. Мотрошилова Н. В. «Идеи I» Эдмунда Гуссерля как введение в феноменологию. М.: Феноменология-Герменевтика, 2003. 720 с.