Донской государственный технический университет (магистрант кафедры мировых языков и культур )
Россия
, Россия
ГРНТИ 20.01 Общие вопросы информатики
ГРНТИ 26.03 Общественно-политическая мысль
ГРНТИ 43.01 Общие вопросы естественных и точных наук
ГРНТИ 44.01 Общие вопросы энергетики
ГРНТИ 45.01 Общие вопросы электротехники
ГРНТИ 50.01 Общие вопросы автоматики и вычислительной техники
ГРНТИ 62.01 Общие вопросы биотехнологии
ГРНТИ 69.01 Общие вопросы рыбного хозяйства
ГРНТИ 70.01 Общие вопросы водного хозяйства
ГРНТИ 73.34 Водный транспорт
Проанализировано влияние индивидуально-личностных факторов профессиональной социализации студентов, обучающихся на факультете среднего специального учреждения. Рассмотрены существующие факторы, оказывающие влияние на результативность профессиональной социализации студентов. Проведено исследование методом анкетирования среди обучающихся технических специальностей факультета среднего профессионального образования ФГБОУ ВО «Астраханский государственный технический университет». Сделаны выводы о степени влияния индивидуально-личностных факторов профессиональной социализации студентов.
профессиональная социализация, факторы социализации, среднее профессиональное образование, опрос, будущая профессия
Введение
Ежегодно институт среднего профессионального образования (СПО) формирует рынок труда, однако с течением времени выбор профессий будущих специалистов среднего звена значительно изменился. Согласно данным Ф. Ф. Дудырева, О. А. Романовой, А. И. Шабалина,
И. В. Абанкиной [1], сегодня в Российской Федерации около 9 % работников занято в сельском хозяйстве, 28 % – в отраслях промышленности и 63 % – в сфере услуг. Поскольку специалистов данных областей в значительной мере выпускает институт СПО, становится актуальным вопрос о профессиональной социализации молодой личности.
Весьма сложной задачей для современной молодёжи является умение реагировать на изменения рынка труда, выбирать востребованные профессии. С началом учебной деятельности каждый студент проходит первичную профессиональную социализацию, которая в дальнейшем станет «фундаментом» для формирования этической культуры и взаимоотношений с будущими коллегами.
Материалы исследования
Обратимся к термину «социализация» (от лат. socialis – общественный) – становление человека частью общества, изучаемое рядом наук; процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества; включает как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на её формирование [2].
Профессиональная социализация же формирует потенциал будущего специалиста среднего звена, который в дальнейшем будет определять уровень его профессиональной значимости на протяжении всей жизни. Главными аспектами в профессиональной социализации студента являются выбор профессии, реализация в профессиональной деятельности и результаты работы.
Исследователь И. В. Воробьева выделяет несколько факторов, которые оказывают влияние на профессиональную социализацию обучающегося в образовательной организации: индивидуально-личностные (система ценностных ориентаций, мотивация личности, «жизненные планы», пол, возраст, состояние здоровья); образовательные (институционализация системы среднего профессионального образования, качество профессиональной подготовки); социально-профессиональные (сформированность профессиональной культуры сообщества, востребованность специалистов данного профиля на рынке труда, соответствие профессиональной подготовки выпускника реальной практике, престиж профессии в обществе, условия труда и уровень заработной платы квалифицированных рабочих, служащих и специалистов) [3].
Исходя из вышеперечисленных факторов, предложено исследование, определяющее особенности влияния индивидуально-личностных факторов на профессиональную социализацию. В качестве метода предложено провести анкетирование среди студентов СПО, получающих техническое образование.
Опрос проводился среди обучающихся 3 курса, специальность «Организация перевозок
и управление на транспорте (водном)». Количество опрошенных – 18 чел.
Для определения влияния индивидуально-личностных факторов на профессиональную социализацию был предложен ряд вопросов для ответа:
1. Пол: мужской/женский;
2. Возраст;
3. После какого класса поступили на факультет СПО: 9/11;
4. Чем обусловлен выбор будущей профессии:
– собственный выбор;
– выбор родителей;
– посоветовали педагоги из школы;
– свой вариант;
5. Планируете ли вы в дальнейшем работать по профессии:
– да;
– нет, почему.
Полученные результаты анонимного опроса приведены в таблице.
Распределение ответов участников анкетирования
Показатели |
Респонденты |
|
Мужской пол |
Женский пол |
|
Количество чел. |
5 |
13 |
Возраст, гг. |
17–19 |
17–20 |
Поступление на факультет СПО |
После 11 класса (1 чел.); после 9 класса (4 чел.) |
После 11 класса (1 чел.); после 9 класса (12 чел.) |
Выбор будущей профессии |
«Собственный выбор» (все опрошенные) |
«Собственный выбор» (5 чел.); «Планировала поступать в другой ВУЗ» (1 чел.); «Выбор родителей» (6 чел.) |
Работа по будущей профессии |
«Да» (все опрошенные) |
«Да» (11 чел.); «Нет» (2 чел.) |
Проанализировав результаты исследования, заключаем, что индивидуально-личностные факторы, в частности такие, как пол (13 респондентов женского пола выбрали профессию логиста против 5 респондентов мужского пола), возраст, личностные предпочтения, оказывают значительное влияние на профессиональную социализацию студентов. Из числа участников 80 % поступили на выбранную специальность после окончания 11 класса. Можно сделать вывод, что респонденты мужского пола осознанно выбрали будущую профессию и все планируют в дальнейшем работать по своей специальности. Примечательно, 72 % от группы составляют представительницы женского пола, чьи ответы о выборе профессии разделились: половина осознанно выбрала профессию, другие опирались на выбор родителей. Несмотря на такое распределение, «женская половина» опрашиваемых в большинстве планирует в будущем работать по специальности и только 2 респондента ответили отрицательно.
Заключение
Таким образом, можно сделать следующий вывод: в анкетируемой группе большинство обучающихся выбрали профессию исходя из индивидуально-личностных факторов (собственный выбор, мнение родителей, возраст) и планируют в дальнейшем работать по профессии.
А так как поступление в институт среднего профессионального образования – это первая ступень в процессе профессиональной социализации, степень влияния таких факторов будет свидетельствовать о дальнейшей успешной работе в коллективе, способствовать самореализации
и росту профессионализма.
Важнейшим фактором результативности профессионального выбора является умение строить личные профессиональные планы. Вместе с тем для большинства юношей и девушек характерны неумение чётко ставить перед собою цели и недостаточная способность разрабатывать стратегии их достижения.
В современной ситуации развития представляется необходимым повышение личностной активности юношей и девушек в осознанности выбора профессионального и жизненного пути,
в ответственности за свою судьбу. Внутренняя готовность к самоопределению может рассматриваться как итог и критерий оценки личностного развития в юношеском возрасте.
1. Дудырев Ф. Ф., Романова О. А., Шабалин А. И., Абанкина И. В. Молодые профессионалы для новой экономики: среднее профессиональное образование в России / под ред. Ф. Ф. Дудырева, И. Д. Фрумина. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 269 с.
2. Словарь по политологии / под ред. В. Н. Коновалова. Ростов н/Д.: Изд-во РГУ, 2001. 285 с.
3. Горшенин В. И. Особенности профессиональной социализации будущего специалиста среднего звена // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 6. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=25927 (дата обращения: 25.09.2019).