МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЦ, СОДЕРЖАЩИХСЯ В СЛЕДСТВЕННЫХ ИЗОЛЯТОРАХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Исследованы медико-социальные и организационно-правовые проблемы обеспечения безопасности лиц, содержащихся в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы (УИС). Отмечено всё более усиливающееся влияние криминогенной среды на лиц, содержащихся в следственных изоляторах России. Среди обозначенных проблем наиболее значимыми являются социально-демографические и криминогенные факторы (ухудшение криминогенного состава лиц, содержащихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний). Перечислены права подозреваемых и обвиняемых, обстоятельства их содержания в местах отбывания наказания, направленные на предупреждение преступлений против личности. Особое внимание уделено обеспечению охраны здоровья контингента в следственных изоляторах УИС.

Ключевые слова:
безопасность, следственные изоляторы, подозреваемые, обвиняемые, осужденные, пенитенциарные учреждения России, криминогенная среда, уголовно-исполнительная система, Федеральная служба исполнения наказаний, Министерство юстиции Российской Федерации
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

 

Введение

Проблемы обеспечения безопасности подозреваемых, обвиняемых и осужденных в следственных изоляторах (СИЗО) уголовно-исполнительной системы (УИС) являются весьма актуальными и одними из наиболее сложных в деятельности Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) России.

Одними из важнейших факторов, оказывающих наибольшее влияние на личную безопасность подозреваемых, обвиняемых и осужденных в местах содержания под стражей УИС, являются социально-демографические и криминогенные факторы (ухудшение криминогенного состава лиц, содержащихся в учреждениях ФСИН).

Мы наблюдаем всё более усиливающееся негативное влияние криминогенной среды на лиц, содержащихся в СИЗО, особенно со стороны лидеров преступного мира.

В настоящее время ФСИН включена в систему Министерства юстиции Российской Федерации и является важнейшим государственным органом России. В Российской Федерации проводится правовая реформа. Существенным элементом правовой реформы является осуществление реформирования пенитенциарной системы, затрудненное вследствие недостаточного финансирования учреждений ФСИН России, ухудшения криминологической и эпидемиологической обстановки как в стране, так и в пенитенциарных учреждениях. 

По статистическим данным ФСИН России по состоянию на 01 декабря 2018 г. в учреждениях УИС содержались 567 789 чел. (–34 387 чел. к 01 января 2018 г.), в 707 исправительных колониях отбывали наказание 465 181 чел. (–29 835 чел.), в том числе:

– в 123 колониях-поселениях отбывали наказание 34 417 чел. (–396 чел.);

– в 7 исправительных колониях для осужденных к пожизненному лишению свободы
и лиц, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы, отбывали наказание 2 017 чел. (+3 чел.);

– в 212 СИЗО и 97 помещениях, функционирующих в режиме СИЗО при колониях, содержались 100 065 чел. (–4 271 чел.);

– в 8 тюрьмах отбывали наказание 1 227 чел. (–202 чел.);

– в 23 воспитательных колониях для несовершеннолетних – 1 316 чел. (–79 чел.).

 

Особенности обеспечения личной безопасности подозреваемых, обвиняемых и осужденных в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» [1] СИЗО УИС предназначены для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу. Следственные изоляторы обладают правами юридического лица.

Рассуждая о праве на свободу и личную неприкосновенность человека и гражданина, важно отметить, что в ст. 22 Конституции Российской Федерации указано: «Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 ч» [2].

В целях обеспечения личной безопасности подозреваемых, обвиняемых и осужденных администрация СИЗО, лицо или орган, в производстве которого находится уголовное дело, должны принять ряд профилактических мер. Такие меры включают в себя: отдельное содержание подозреваемых и обвиняемых, жизни и здоровью которых угрожает опасность; раздельное содержание подозреваемых и обвиняемых по одному уголовному делу. Вышеуказанные меры необходимо предпринять потому, что часто между этими категориями лиц возникают противоречия. Такие противоречия могут привести к конфликтам и посягательствам на личную
безопасность этих лиц.

Для обеспечения личной безопасности подозреваемых и обвиняемых в СИЗО особое значение имеют осуществляемый в этих учреждениях надзор за их поведением, обыск помещений и очный обыск этого контингента, досмотр их вещей, передач и посылок, охрана СИЗО.

Согласно ст. 17 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ [1] подозреваемые и обвиняемые имеют право:

– получать информацию о своих правах и обязанностях, режиме содержания под стражей, дисциплинарных требованиях, порядке подачи предложений, заявлений и жалоб;

– на личную безопасность в местах содержания под стражей;

– обращаться с просьбой о личном приёме к начальнику места содержания под стражей
и лицам, контролирующим деятельность места содержания под стражей, во время нахождения указанных лиц на его территории.

Упоминая право на личную безопасность подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в СИЗО УИС, отметим следующее: в ст. 19 Федерального закона от 15.07.1995
№ 103-ФЗ [1] указывается, что при возникновении угрозы жизни и здоровью подозреваемого или обвиняемого либо угрозы совершения преступления против личности со стороны других подозреваемых или обвиняемых сотрудники мест содержания под стражей обязаны незамедлительно принять меры по обеспечению личной безопасности подозреваемого или обвиняемого [1].

Исследуя особенности установления режима особых условий в местах содержания под стражей, важно обратить внимание на то, что в соответствии со ст. 48 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ [1] устанавливается режим особых условий в местах содержания под стражей в случаях стихийных бедствий, эпидемий, эпизоотий, обширных очагов возгораний, крупных аварий систем жизнеобеспечения, массовых беспорядков, захвата заложников и других террористических актов или неповиновения подозреваемых и обвиняемых, при наличии реальной угрозы вооруженного нападения на места содержания под стражей по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, руководителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, руководителя федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, руководителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, начальника территориального органа УИС, Министра внутренних дел или начальника управления (главного управления) внутренних дел по субъекту РФ в пределах их компетенции, согласованно с Генеральным прокурором РФ или соответствующими прокурорами, в местах содержания под стражей вводится режим особых условий на срок не более тридцати суток. При введении режима особых условий могут быть ограничены или приостановлены все мероприятия, проводимые с участием подозреваемых и обвиняемых, усиливаются их охрана, пропускной режим и надзор за подозреваемыми и обвиняемыми, содержащимися под стражей, прекращается приём посылок и передач, а также принимаются другие меры, предусмотренные законом.

В Комментарии к Федеральному закону от 15.07.1995 № 103-ФЗ [3] в ст. 34 указано, что «охрана представляет собой систему организационно-практических мер, направленных на исключение возможности подозреваемым, обвиняемым или осужденным совершить побег из места содержания под стражей или из-под конвоя, а также защиту учреждения или конвоя от нападения, предупреждение хищения имущества следственных изоляторов либо проноса на их территорию запрещенных предметов, веществ и продуктов питания» [3].

Рассматривая вопрос о проведении надзора за поведением лиц, содержащихся в СИЗО, отметим, что надзор – это система организационно-практических мер постоянного контроля за поведением подозреваемых, обвиняемых и осужденных в местах их размещения и работы, предупреждения и пресечения их противоправных действий, обеспечения изоляции, а также безопасности подозреваемых, обвиняемых, осужденных, сотрудников и иных лиц.

В соответствии с Федеральным законом от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» в СИЗО проводится оперативно-розыскная работа, направленная на предупреждение преступлений против личности подозреваемых и обвиняемых и, таким образом, обеспечение их личной безопасности.

Необходимо обратить особое внимание на то обстоятельство, что в СИЗО раздельно содержатся: мужчины и женщины; несовершеннолетние и взрослые; лица, впервые привлекаемые к уголовной ответственности, и лица, ранее содержавшиеся в исправительных учреждениях; подозреваемые и обвиняемые, а также осужденные, приговоры в отношении которых вступили в законную силу; подозреваемые и обвиняемые по одному уголовному делу.

В тех случаях, когда жизни и здоровью подозреваемых и обвиняемых угрожает опасность со стороны других лиц из контингента мест содержания под стражей, по решению администрации СИЗО либо по письменному решению лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, таких лиц помещают отдельно от других подозреваемых и обвиняемых.

Генерал-майор внутренней службы В. Г. Телюх, начальник управления СИЗО и тюрем ФСИН России в Сборнике материалов передового опыта указывает, что основной причиной совершения преступлений в СИЗО является отсутствие должного надзора за подозреваемыми, обвиняемыми вследствие недостаточной оснащенности учреждений системами безопасности, оперативно-криминалистической и другой специальной техникой. В целях усиления надзора, повышения надёжности охраны СИЗО и тюрем, организации должного контроля за несением службы на постах, обеспечения безопасности персонала УИС необходимо продолжить работу по оснащению СИЗО и тюрем современными инженерно-техническими средствами и, соответственно, внедрение прогрессивных методов организации службы [4].

Согласно ст. 34 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ [1] подозреваемые и обвиняемые находятся в местах содержания под стражей под надзором и передвигаются по территориям этих мест под конвоем либо в сопровождении сотрудников мест содержания под стражей. В целях осуществления надзора может использоваться аудио- и видеотехника. Подозреваемые
и обвиняемые подвергаются личному обыску, дактилоскопированию и фотографированию.
Помещения, в которых они размещаются, подвергаются обыску, а их вещи, передачи и посылки – досмотру. Запрещённые предметы, вещества и продукты питания, изъятые у подозреваемых
и обвиняемых, передаются на хранение либо уничтожаются по мотивированному постановлению начальника места содержания под стражей, о чем составляется соответствующий акт. Надзор при санитарной обработке и личный обыск подозреваемых и обвиняемых осуществляются сотрудниками мест содержания под стражей одного пола с подозреваемыми и обвиняемыми.

Понятия «личная безопасность» и «общественная безопасность» тесно связаны между собой. В пенитенциарных учреждениях они взаимосвязаны через такое понятие, как «режим».
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ [1] в СИЗО устанавливается режим, который обеспечивает соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в этих учреждениях, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, личную безопасность подозреваемых, обвиняемых и сотрудников СИЗО, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом РФ.

На современном этапе развития нашего общества в связи с присоединением России к ряду Международных конвенций о правах человека и вступлением в Совет Европы большое внимание в РФ обращено на соблюдение прав подследственных и осужденных в пенитенциарных учреждениях. Одним из основных Международных договоров, определяющих стандарты обращения с правонарушителями и организацию исполнения уголовных наказаний, является Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.

Согласно ст. 5 Всеобщей декларации прав человека «Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию» [5].
В соответствии со ст. 11 Всеобщей декларации «Никто не может быть осужден за преступление на основании совершения какого-либо деяния или за бездействие, которые во время их совершения не составляли преступления по национальным законам или по международному праву. Не может также налагаться наказание более тяжкое, нежели то, которое могло быть применено в то время, когда преступление было совершено» [5].

Организация труда подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в СИЗО, проводится
в соответствии с требованиями Конституции РФ и отраслевого законодательства. Труд подозреваемых и обвиняемых организуется только на территории СИЗО, и трудоиспользование контингента за пределами его территории не разрешается.

Подозреваемые и обвиняемые не допускаются к работе в специальных отделах СИЗО, фотолабораториях, радиотрансляционных узлах, а также к работам, связанным с ремонтом и эксплуатацией инженерно-технических средств охраны, сигнализации и связи, всех видов транспортных средств и множительной аппаратуры [6].

Характеризуя особенности содержания под стражей женщин и несовершеннолетних, необходимо констатировать, что согласно ст. 30 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ [1]
в местах содержания под стражей беременным женщинам и женщинам, имеющим при себе малолетних детей, должны быть созданы улучшенные материально-бытовые условия. Этой категории контингента организуется специализированное медицинское обслуживание. Для них вводятся повышенные нормы питания и вещевого обеспечения, определяемые Правительством РФ.

Несовершеннолетним подозреваемым и обвиняемым в СИЗО также создаются улучшенные материально-бытовые условия, вводится повышенная норма питания, которая определяется Правительством РФ.

 

Важнейшие факторы, влияющие на личную безопасность лиц, содержащихся в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы

Рассмотрим следующие факторы, влияющие на личную безопасность подозреваемых, обвиняемых и осужденных в СИЗО:

1. Внешние факторы соответствуют внешним факторам, влияющим на личную безопасность сотрудников ФСИН России (социальные, демографические, международные, государственные, национальные, общественные, политические, экономические, информационные, территориально-географические, природно-климатические, экологические, технологические, правовые, наркологические, военные, промышленные, продовольственные, финансовые, медицинские, ветеринарные, радиационные, пожарные, региональные, муниципальные, ведомственные, транспортные и др.).

2. Внутренние факторы:

а) отрицательно влияющие на личную безопасность лиц, содержащихся в СИЗО:

– наличие в СИЗО лиц, имеющих в прошлом 1–2 и более судимости;

– тщательно «маскируемые» преступные группировки;

– отрицательное влияние криминальной субкультуры;

– сосредоточение в СИЗО контингента, неблагополучного в социальном отношении;

– значительное число лиц с психическими аномалиями;

– присутствие среди лиц, содержащихся в СИЗО, гомосексуалистов, а также лиц, склонных к сексуальным эксцессам, что способствует созданию напряженных отношений между лицами из числа контингента;

– в СИЗО имеется строго изолированная группа «отвергнутых»;

– пребывание среди подследственных и осужденных лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией;

– в СИЗО имеются больные туберкулезом, вирусными гепатитами и другими инфекционными заболеваниями, представляющие опасность для окружающих;

– превышение численности контингента в СИЗО (перелимит наполнения);

– бытовые условия в СИЗО значительно хуже, чем у населения страны;

– некомплект персонала;

– недостатки в профессиональной деятельности сотрудников;

– нарушение мер безопасности персоналом;

– недостатки в организации материально-бытового и медицинского обеспечения
контингента;

– несовершенное законодательство в части социального обеспечения подследственных
и осужденных;

– экстремальные и кризисные ситуации в СИЗО;

б) положительно влияющие на личную безопасность лиц, содержащихся в СИЗО:

– правильная организация охраны, режима и надзора в СИЗО;

– воспитательная работа с подследственными и осужденными;

– соблюдение здорового образа жизни лицами, содержащимися в СИЗО;

– трудовая занятость контингента;

– образовательное обучение контингента;

– целенаправленная работа с активом подследственных и осужденных.

Исследуя проблему обеспечения безопасности контингента в СИЗО ФСИН России, отметим, что условия содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных в СИЗО небезопасны для их здоровья. Теснота и скученность вышеуказанных лиц в СИЗО способствуют повышенному риску заражения контингента и сотрудников инфекционными заболеваниями, что может способствовать распространению туберкулеза и ряда других инфекционных заболеваний
не только в этих учреждениях, но и среди населения РФ [7].

Таким образом, одним из основных видов безопасности является медицинская безопасность. Медицинская безопасность мест содержания под стражей ФСИН России – это надёжная медицинская защита и сохранение жизни и здоровья сотрудников, лиц, содержащихся в СИЗО, от внутренних и внешних угроз.

Внешний аспект медицинской безопасности в местах содержания под стражей, в первую очередь, связан с угрозой возникновения эпидемий инфекционных заболеваний в СИЗО.

Внутренний аспект медицинской безопасности в местах содержания под стражей связан
с защитой от угроз заболевания и гибели сотрудников СИЗО, лиц, содержащихся в этих учреждениях, и иных лиц.

 

Охрана здоровья и безопасность контингента в следственных изоляторах

Находясь в СИЗО, подозреваемые, обвиняемые и осужденные являются частью общества. Они достойны того же уровня медицинской помощи и охраны здоровья, что и свободные граждане.

В связи с особенностями организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, необходимо указать: лицам, заключенным под стражу или осужденным, первичная медико-санитарная помощь в амбулаторных условиях оказывается в медицинской части (здравпункте) или в процедурных кабинетах медицинской части, расположенных в режимных корпусах СИЗО и тюрем, в штрафном изоляторе, дисциплинарном изоляторе, в помещении, функционирующем в режиме СИЗО, в помещении камерного типа, едином помещении камерного типа, в запираемых помещениях строгих условий отбывания наказания, при их наличии, в соответствии с режимом работы медицинской части (здравпункта) [8].

Огромное значение для сохранения и улучшения здоровья контингента в местах содержания под стражей имеет постоянное внимание государства, общественных организаций и всего общества, Министерства юстиции РФ, Министерства здравоохранения России и ФСИН к проблеме значительного улучшения охраны здоровья подозреваемых, обвиняемых и осужденных в СИЗО.

Охрана здоровья контингента в СИЗО обеспечивается созданием благоприятных условий содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных (бытовых условий и других), системой мер по ограничению опасных факторов, проводимой администрацией СИЗО во взаимодействии с органами государственной власти.

Забота о сохранении и укреплении здоровья лиц, содержащихся в местах содержания под стражей, является обязанностью администрации и медицинской службы этих пенитенциарных учреждений.

Обеспечение безопасности лиц, содержащихся в СИЗО, тесно связано со сферой жизнедеятельности данных учреждений.

В соответствии с законодательством РФ размещение подследственных и осужденных в камерах производится с учётом их личности и психологической совместимости, пола и возраста.

Лица, заключенные под стражу, содержатся в общих или одиночных камерах в соответствии с требованиями раздельного размещения. Каждому предоставляется индивидуальное спальное место.

Министерство юстиции РФ совместно с Министерством здравоохранения РФ проводят комплекс возможных мероприятий по охране здоровья контингента СИЗО.

Отметим, что за последние годы бюджетное финансирование УИС значительно увеличилось; более эффективно реализуются направленные на улучшение здоровья контингента СИЗО федеральные целевые программы, значительное внимание в которых уделено профилактическим и санитарно-эпидемиологическим мероприятиям.

Медицинская служба ФСИН России провела и далее проводит большую работу по улучшению медико-социального обеспечения контингента и сотрудников в СИЗО, укреплению противотуберкулезной службы.

Значительную роль в системе безопасности контингента СИЗО имеют мероприятия, проводимые при возникновении и ликвидации последствий стихийного бедствия.

В Республике Алтай 27, 28 сентября 2003 г. произошло землетрясение силой до 7,5 балла по шкале Рихтера. Подразделения Управления исполнения наказаний Министерства юстиции России по Республике Алтай пострадали от катастрофы.

В СИЗО (с. Кызыл-Озек) основное здание режимного корпуса пришло в аварийное состояние, при этом в стенах образовались сквозные трещины шириной более 5 сантиметров. Абсолютное большинство лиц, содержащихся в изоляторе, было выведено из камер на территорию изолятора. При этом удалось обеспечить их охрану, надзор, а также организовать раздельное нахождение лиц, в качестве обвиняемых проходящих по одному уголовному делу, и части осужденных и заключенных, между которыми имелись неприязненные отношения [9].

Немалое значение для соблюдения порядка содержания контингента под стражей, законности и прав контингента в учреждениях ФСИН России имеет деятельность работников прокуратуры РФ.

В соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» надзор за исполнением законов в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых осуществляет Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры. Администрация мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых обязана выполнять постановление соответствующего прокурора, касающееся порядка содержания под стражей, установленного данным Федеральным законом.

Рассматривая особенности проведения контроля за деятельностью УИС, важно указать, что в соответствии со ст. 38 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» контроль за деятельностью УИС осуществляют: Федеральное собрание РФ; Президент РФ; Правительство РФ; законодательные (представительные) органы субъектов РФ и органы исполнительной власти субъектов РФ.

Непосредственный контроль за деятельностью СИЗО осуществляют федеральный орган УИС и территориальные органы УИС. Органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, общественные организации контролируют деятельность СИЗО
в пределах и порядке, установленных законодательством РФ.

Особое значение в обеспечении безопасности в УИС имеет охрана её объектов, предназначенных для содержания и труда контингента. Охрана объектов УИС осуществляется специальными подразделениями УИС, создаваемыми для этих целей.

Организация охраны и надзора в СИЗО возлагается на начальника этого учреждения и его заместителя по охране и режиму. В СИЗО, в которых отсутствуют вышеуказанные должности, такие функциональные обязанности возлагаются на заместителя начальника по оперативной работе, охране и режиму. Охрана и надзор в местах содержания под стражей возлагается на сотрудников отдела режима и охраны учреждения.

 

Заключение

Важнейшими факторами, оказывающими наибольшее влияние на личную безопасность подозреваемых, обвиняемых и осужденных в СИЗО УИС, являются социально-демографические и криминогенные факторы (ухудшение криминогенного состава лиц, содержащихся в учреждениях ФСИН).

В местах содержания под стражей все более усиливается влияние криминогенной среды на контингент, содержащийся в них.

Мы обращаем особое внимание на то обстоятельство, что в настоящее время бюджетное финансирование УИС значительно увеличилось.

Министерство юстиции РФ совместно с Министерством здравоохранения РФ проводят комплекс необходимых эффективных мероприятий по охране здоровья контингента СИЗО.

Более эффективно реализуются направленные на улучшение здоровья контингента СИЗО федеральные целевые программы, значительное внимание в которых уделено профилактическим и санитарно-эпидемиологическим мероприятиям.

Одним из основных видов безопасности является медицинская безопасность. Медицинская безопасность мест содержания под стражей ФСИН России – это надёжная медицинская защита и сохранение жизни и здоровья сотрудников, лиц, содержащихся в СИЗО, от внутренних и внешних угроз.

Таким образом, значительное улучшение финансирования СИЗО и, соответственно, улучшение медико-социального обеспечения и условий труда и быта контингента и сотрудников этих учреждений приведёт к положительному решению проблемы обеспечения безопасности подозреваемых, обвиняемых, осужденных, сотрудников в СИЗО УИС.

 

Список литературы

1. О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений: Феде-ральный закон РФ от 15.07.1995 № 103-ФЗ // Уголовно-исполнительное право: сб. нормативных актов. М.: Новый юрист, 1997. С. 232–242.

2. Конституция Российской Федерации // Рос. газета. № 237. 25.12.1993.

3. Комментарий к Федеральному закону от 15.07.1995 № 103 «О содержании под стражей подозре-ваемых и обвиняемых в совершении преступлений» / под ред. А. С. Михлина, В. И. Селиверстова. М., 1999. 59 с. URL: https://gendocs.ru/ (дата обращения: 06.10.2019).

4. Опыт работы следственных изоляторов и тюрем Федеральной службы исполнения наказаний: сб. материалов передового опыта. М.: НИИ ФСИН России, 2007. 74 с.

5. Всеобщая декларация прав человека // Уголовно-исполнительное право: сб. норматив. актов / под ред. П. Г. Пономарева. М.: Новый юрист, 1997. С. 9–15.

6. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации / под ред. С. В. Сте-пашина. М.: Юристъ, 1999. 622 с.

7. Ишков Ю. В. Медицинские и организационные проблемы охраны здоровья лиц, содержащихся в следственных изоляторах, осужденных к лишению свободы, и сотрудников пенитенциарных учрежде-ний: моногр. Астрахань: Изд-во АГТУ, 2008. 216 с.

8. Об утверждении Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы: приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 28.12.2017 № 285. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201802090028?index=4&rangeSize=1 (дата обращения: 06.10.2019).

9. Спицын В. Деятельность учреждений и органов УИС в условиях стихийного бедствия // Преступ-ление и наказание. 2005. № 6. С. 19–22.


Войти или Создать
* Забыли пароль?