Брянский государственный технический университет (кафедра "КТС", аспирант)
Брянск, Брянская область, Россия
Брянск, Брянская область, Россия
Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, Россия
ГРНТИ 12.09 Развитие науки
Выявлены системные противоречия в рассогласовании спроса на образование со стороны государства общества и работодателей. Раскрыта структура цифрового образования, включающая в себя информационные ресурсы, телекоммуникации, системы управления. Проанализированы уровни доступа пользователей массовых открытых онлайн-курсов с учётом технологии доставки контента. Приведены данные анкетного опроса студентов и преподавателей о мотивах выбора форм обучения, трудностей освоения электронных курсов, оценки эффективности форм контроля знаний. Определена типология пользователей онлайн-курсов. Намечены перспективные направления становления и развития цифрового образования в инженерных вузах.
цифровое образование, дистанционное обучение, массовые открытые онлайн-курсы (МООК), анкетный опрос, преподаватели, студенты
В современных условиях нестабильности рынка труда и рынка образовательных услуг в целом ряде экономико-психологических исследований установлено противоречие между уровнями управления внутренней и внешней политикой образовательных учреждений. Так например, в Брянской области общеобразовательные школы, учреждения среднего профобразования находятся в ведении местной власти, в то время как регламентация, кон
троль и финансирование высшего образования осуществляются на федеральном уровне. В этой ситуации формирование спроса на образование с позиций государства общества и работодателя является псевдосистемой «лебедь-рак-щука», которая отражена в таблице 1.
Согласованность интересов потенциальных заказчиков, как следует, из таблицы 1, является крайне низкой. Инициаторами изменений в сложившихся условиях могут стать именно вузы, о чем свидетельствуют многочисленные публикации, как отечественных, так и зарубежных учёных [5, 8, 10, 12 и др.].
В современных условиях актуальной проблемой является переход вузов к цифровому образованию: «От образования передачи знаний к образованию формирования и непрерывного обновления компетенций. Преподаватель и студент должны стать партнёрами по образовательной деятельности» [6].
Таблица 1. Рассогласование интересов заказчиков в формировании спроса на образование
Заказчик |
Основание классификации |
Интересы сторон |
Государство |
Национальная система квалификаций |
Контрольные цифры приёма (количество бюджетных мест) |
Общество |
Выбор профессии (направление и профиль подготовки |
Прогнозирование востребованности на основе личного опыта и случайных факторов |
Работодатели |
Профильная подготовка |
Удовлетворение потребностей потенциального работодателя |
В 2016 году стартовал федеральный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», утверждённый Правительством Российской федерации в рамках реализации государственной программы «Развитие образования» на 2013—2020 годы. В рамках данного проекта предполагается изменить систему образования и профессиональной подготовки, привести образовательные программы в соответствие с цифровой экономикой, внедрить цифровые инструменты учебной деятельности и целостно включить их в информационную среду, обеспечить возможность обучения граждан по индивидуальному учебному плану в течение всей жизни. [9]
Система цифрового образования включает в себя информационные ресурсы, телекоммуникации, систему управления. Информационные ресурсы: гиперколлекции (медиа, видео, аудио, библио, фото, графика, анимации), информационные массивы данных, образовательные порталы, интернет-сайты. Телекоммуникации: сетевые и мобильные среды, СМИ, телевидение, телефония, телемосты, хостинг, почтовые сервисы. Системы управления: авторизация пользователей, тестирование, контент, рейтинги, личное и коллективное информационное пространство (сайт, блог, чат, форум, почта, база данных).
Современные образовательные тренды связаны с необходимостью включения в учебный процесс MassiveOpenOnlineCourses – массовых открытых онлайн-курсов (МООК). Для того, чтобы сегодня быть востребованным на рынке труда, быть конкурентоспособным необходимо обучаться в течении всей жизни. Современные образовательные тренды базируются на новой парадигме обучения – учиться всю жизнь, при этом МООК являются одним из средств реализации программ цифрового образования [2,4,8 и др.]. В таблице 2 приведены уровни доступа пользователей МООК в зависимости от возможностей разработчиков по технологии доставки контента к образовательным курсам [1].
Таблица 2. Иерархия уровней доступа пользователей к МООК
Иерархия уровней |
Разработчики МООК |
Технологии доставки контента |
Уровень 1 |
Разработчики МООК (сайт университета с разработанными МООК) |
Университетская сеть, клиент-серверная технология (тысячи пользователей) |
Уровень 2 |
Провайдеры МООК (компании- поставщики, МООК-платформы с курсами разных университетов) |
Облачные платформы, облачные технологии (миллионы пользователей) |
Уровень 3 |
Агрегаторы МООК (порталы, каталоги курсов всего мира) |
ПортальнаяWEB-технология (миллиарды пользователей) |
Низшим уровнем является непосредственно электронный образовательный контент МООК, разработанный авторским коллективом (в таблице не показан). Первый уровень представляет собой сайт университета, в котором размещаются доступные для студентов курсы. На втором уровне размещены специализированные облачные МООК-платформы, предоставленные провайдером. Третий уровень составляют агрегаторы МООК – порталы с каталогами лучших, наиболее востребованных курсов разных провайдеров.
В настоящее время разработчики электронных курсов осуществляют перевод учебных курсов в мобильный формат, пытаясь сделать систему управления обучением, доступными вне корпоративной сети. Важным является доступность продукта на компьютере и нескольких типов мобильных платформ, доступ офлайн, синхронизация на разных устройствах и тестирование с сохранением результатов. [3, 10]
Целью нашего исследования, которое осуществлялось в рамках подготовки гранта РФФИ на основе анкетирования преподавателей и студентов двух вузов (Брянский государственный технический университет и Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича), было изучение отношения к образовательному процессу при дистанционном обучении, выявление возможностей гибкого графика обучения, внедрение индивидуальных траекторий освоения материала, реализации объективной оценки знаний и компетенций и т.д.[6, 7, 10].
Анкета для студентов факультетов информационных технологий (пилотажная выборка составила 20 студентов) включала шесть блоков вопросов, сконструированных по четырёхбалльной шкале с выбором одного ответа.
На рисунке 1 представлена схема формирования блока вопросов для оценки тенденций развития электронного обучения в инженерных вузах.
На первый вопрос «Какие формы обучения на Ваш взгляд наиболее оптимальны» студенты разделились на два фронта. Первый, наибольший, поддержал смешанную модель обучения – 40 %, второй сетевую форму 30%, 5% проголосовали за интеграции в кейс технологии и 25% за традиционную очную форму обучения.
На второй вопрос «Мотивы обучения при выборе среды ДО?» студенты ответили следующим образом: приобретение знаний необходимых в профессиональной деятельности – 55%, потребность в самореализации – 20%, получение сертификата -15%, желание преподавателей и ректората – 10%.
На третий вопрос «Какие задачи внедрения ДО Вы считаете наиболее значимыми» ответы распределились соответственно следующим образом: соответствие образовательной деятельности университета мировым стандартам – 60 %, использование возможностей единой образовательной среды – 20 %, развитие новых сегментов образовательных услуг – 15 %, создание и использование новых форм обучения при их взаимодействии с другими формами обучения – 5 %.
На четвёртый вопрос «Какие трудности вы ожидаете в процессе обучения в среде ДО» респонденты ответили: недостаточно времени для изучения материалов и выполнения заданий – 10 %, недостаточный уровень владения информационными технологиями – 10 %, необходимость самостоятельно разбираться в изучаемом материале – 35 %, отсутствие непосредственного контакта с преподавателем.
На пятый вопрос «На Ваш взгляд, какие формы наиболее эффективно обеспечивают контроль знаний у обучающихся в среде ДО?» ответы разделились следующим образом: экзамен в формате диалога -25 %, интерактивное и адаптивное тестирование – 40 %, контрольные работы – 30 %, онлайн-тест с разбором ошибок и зачёт – 5 %.
На шестой вопрос «Факторы, влияющие на выбор студентами ДО?» ответы распределились следующим образом: возможность совмещения учёбы и работы – 60 %, возможность взаимодействия с преподавателем опосредованно через среду ДО -20 %; возможность распределения учебной нагрузки на весь семестр в зависимости от загруженности -15 %, слабая подготовка по информатике и математике – 5 %.
Проведённый нами пилотажный анкетный опрос (интервьюирование) преподавателей, осуществляющих подготовку студентов по направлению информационная безопасность, таких вузов как Брянский государственный технический университет и Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича (всего опрошено 20 преподавателей) касался функциональных возможностей LMS «Moodle» и готовности студентов к освоению онлайн курсов. Результаты опроса (интервьюирования) показали следующее [1, 7].
По распределению мнений относительно функциональных возможностей учебных курсов, размещённых в LMS «Moodle» получены следующие ответы: круглосуточный доступ к контенту имеют 5 % студентов; возможность осуществления текущего и рубежного контроля знаний – 45 %; ответы на вопрос о поддержке общения преподавателей и студентов по курсам основанным на материалах УМКД получено равное количество выборов: по 25 %.
По результатам опроса преподавателей о готовности и желании освоения студентами онлайн-курсов, определены четыре типа пользователей. Первый тип: пассивные студенты, которые редко используют онлайн-курсы (5 %). Второй тип: пассивно-активные студенты, использующие онлайн-курсы, когда это удобно и интересно -25 %. Третий тип: активно-пассивные студенты, которые активно используют онлайн-курсы в случаях заинтересованности (30 %). Четвёртый тип: студенты активные пользователи онлайн-курсов по мнению преподавателей составляют среди студентов 40 %.
Полученные эмпирические данные на пилотажных выборках преподавателей и студентов позволяет сделать некоторые предварительные выводы, касающиеся становления и развития цифрового образования и внедрения массовых открытых онлайн-курсов в учебный процесс инженерных вузов. Как достоинства, так и недостатки МООК связаны с соответствием направлений подготовки, содержательным наполнением курсов, требованиями к оценке результатов обучения, материально-техническим обеспечением (в первую очередь доступностью контента) и заключается в следующем.
Разрабатываемые и используемые МООК должны соответствовать действующим ФГОС в части формируемых компетенций, качества лекционных материалов, лабораторных занятий, фонда оценочных средств, простоты доступа, в использовании надежного и эффективного программного обеспечения.
Электронные курсы широко используются в современном образовании, большинство студентов изучают бесплатные онлайн-курсы с установкой на их возможное использование в будущей профессиональной деятельности.
Активное использование онлайн курсов по мнению преподавателей и студентов связано с необходимостью первоочередного решения таких задач, как: повышение мотивации обучения студентов при выборе среды ДО; внедрение интерактивных и адаптивных форм тестирования знаний и компетенций; обеспечение круглосуточного к контенту для возможного совмещения учебной и профессиональной деятельности; повышение качества управления образовательным учреждением, его инфраструктурой и материально-технической базой.
Таким образом, цифровое образование – это долгосрочная программа действий, поэтому необходимо заботиться о безотлагательном решении первоочередных задач, создать координационный Центр оценки качества электронных учебных курсов, обновить систему подготовки профессорско-преподавательского состава, обратив внимание провайдеров на необходимость развития комплексной информатизации вузов, создание сетевых образовательных структур как ведущих, так и периферийных вузов.
1. Азарченков А.А., Козленкова А.А. Особенности применения системы управления электронным обучением Moodle в ФГБОУ ВО «Брянский государственный технический университет» // Эргодизайн. – 2019. - №2(04). – С. 68-74. DOI: 10.30987/article_5cb22164931d86.14879018
2. Аксюхин А.А., Вицен А.А., Мекшенва Ж.В. Информационные технологии в образовании и науке // Современные наукоёмкие технологи. – 2009. - №11. – С. 50-52.
3. Андросов К.Ю. Сравнительный анализ программ-конструкторов тестов и возможности их использования в учебном процессе // Эргодизайн. – 2019. - №2(04). – С. 75-80. DOI: 10.30987/article_5cb22165036bc6.88123316.
4. Гарбузова Г.В., Мельников И.В. Педагогический дизайн и эффективность интернет-курсов // Эргодизайн. – 2018. - №1(01). – С. 17-22. DOI: 10.30987/article_5bbf0a8ed07f74.73833346.
5. Голубева Г.Ф., Тришин А.А. Массовые открытые онлайн-курсы в России и за рубежом с позиций глобального информационного пространства // Эргодизайн. – 2018. - №2(02). – С. 8-14. DOI: 10.30987/article_5bf98b63306ed0.91342378.
6. Дергачев К.В., Кузьменко А.А., Спасенников В.В. Анализ взаимосвязи объекта и парадигмы исследования в эргономике с использованием информационных технологий // Эргодизайн. – 2019. - №1(03). – С. 12-22. DOI: 10.30987/ article_5c518d8bd8e3d8.46297271.
7. Кротенко Т.Н. Алгоритм распределения студентов по элективным курсам для проектной деятельности в системе профессионального образования // Эргодизайн. – 2019. - №3(05). – С. 138-144. DOI: 10.30987/article_5d25e4dd41ac94.95837050.
8. Кряклина Т.Ф., Реттих С.В. Инновации в образовании Massive Open Online Cources – массовые открытые онлайн-курсы // Экономика. Профессия. Бизнес. – 2016. - №1. – С. 69-77.
9. Хохлова М.В., Трутнев О.И. Дизайн образования на протяжении всей жизни при использовании массовых открытых онлайн курсов // Эргодизайн. – 2019. - №2(04). – С. 61-67. DOI: 10.30987/article_5cb221643ff220.06269222
10. Шкаберин В.А., Потапов М.Л., Максимяк И.А. Применение структурного подхода для проведения реинжиниринга бизнес-процессов приёмной кампании Брянского государственного технического университета // Вестник Брянского государственного технического университета. – 2018. - №7 (68). – С. 70-81.
11. Gene O.B., Ninez M.M., Bianco A.F. Gamification in MOOC: challenges, opportunities and proposals for advancing MOOC model // Proceedings of the Second International Conference on Technological Ecosystems for Enhancing Multiculturality. ACM,2014. P. 215-220.
12. The Future of Jobs. Employment, Skills and Work-force Strategy for the Fourth Industrial Revolution. – Geneva: World Economic Forum, 2016. – 248 p.