Россия
Возможность реализации стратегических приоритетов в региональном развитии, и активизация экспортной деятельности малого и среднего предпринимательства (МСП) являются необходимыми условиями успешного решения экономических задач в рамках, принятых в конце декабря 2018 года Национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы. Цель исследования заключается в оценке экспортной специализации субъектов малого и среднего предпринимательства в регионе для дальнейшей разработки единого подхода к содействию развития экспорта МСП в направлении стимулирования несырьевого сегмента. В статье представлены результаты исследования специализации экспорта субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Изучены и отражены аспекты теории предпринимательства в контексте экспорта. Проанализированы ключевые характеристики составляющая направленности экспорта в реализации продукции на международном рынке. Представлен подход к характеристике специализации экспорта продукции в общероссийском сравнении, который позволить более объективно оценивать данную специализацию региона с возможностью дальнейшего потенциал и расстановки приоритетов в конкретном сегменте отраслей обрабатывающей промышленности. Показана экспортная специализации сектора МСП в российских регионах с разбивкой по сегментным группам. Проведён анализ структурных особенностей экспорта малого и среднего предпринимательства в региональном разрезе. В заключении делаются выводы и предложены направления развития экспорта субъектов малого и среднего предпринимательства на региональном уровне. Научная новизна исследования состоит в разработке сегментной структуры экспорта субъектов малого и среднего предпринимательства позволяющая отразить оценку экспортной специализации в регионе. На дальнейших этапах исследования планируется разработать инструментарий, позволяющий оценить специфику экспорта МСП в несырьевом секторе не только страны, но и конкретного региона.
экспорт, специализация, предпринимательство, товарная структура, международный рынок, развитие, регион
1. Полисюк Г.Б., Коноваленко И.Е. Особенности аудита внешнеэкономической деятельности хозяйствующего субъекта // Международный бухгалтерский учет. 2010. №13. C. 52-58
2. Чернова Т.В., Васютченко И.Н. Об оценке региональной диверсификации экспорта // Вестник ТИУиЭ. 2009. №1. С. 3-7
3. Татаркин А.И. Развитие внешнеэкономической деятельности России на основе использования особенностей социально-экономического комплекса региона // Экономика региона. 2009. № 1. С.125-135.
4. Raymond L., Croteau A. M. Enabling the strategic development of SMEs through advanced manufacturing systems: a configurational perspective //Industrial Management & Data Systems, 2006, vol. 106, no. 7, pp. 1012–1032.
5. Owens J.D. Why do some UK SMEs still find the implementation of a new product development process problematical? An exploratory investigation // Management Decision, 2007, vol. 45, no. 2, pp. 235–251.
6. Knight G.A. Entrepreneurship and strategy in the international SME //Journal of international management, 2001, vol. 7, no. 3, pp. 155–171.
7. Cassell C., Nadin S., Older Gray M. The use and effectiveness of benchmarking in SMEs //Benchmarking: An International Journal, 2001, vol. 8, no. 3, pp. 212–222
8. Aidis R., Sauka A. Entrepreneurship in a changing environment: Analyzing the impact of transition stages on SME development //Challenges in entrepreneurship and SME research, 2005, pp. 5–35.
9. Moini H., Tesar G. The internet and internationalization of smaller manufacturing enterprises //Journal of Global Marketing, 2005, vol. 18, no. 3-4, pp. 79–94.
10. Tetteh E., Burn J. Global strategies for SME-business: applying the SMALL framework //Logistics Information Management, 2001, vol. 14, no. 1/2, pp. 171–180.
11. Elvey L.A. Export promotion and assistance: a comparative analysis // International perspectives on trade promotion and assistance, 1990, pp. 133–148.
12. Parker R. Small is not necessarily beautiful: An evaluation of policy support for small and medium-sized enterprises in Australia //Australian journal of political science, 2000, vol. 35, no. 2, pp. 239–253.
13. Dalitso K., Peter Q. The policy environment for promoting small and medium-sized enterprises in Ghana and Malawi // University of Manchester, 2000, 29 p.
14. Czinkota M.R., Johnston W.J. Exporting: does sales volume make a difference? //Journal of International Business Studies, 1983, vol. 14, no. 1, pp. 147–153.
15. Acs Z.J. [et al.]. The internationalization of small and medium-sized enterprises: A policy perspective //Small business economics, 1997, vol. 9, no. 1, pp. 7–20.
16. Harrison А. [et al.]. Industrial policy and competition. American Economic Journal: Macroeconomics, 2015, vol. 7, no. 4, pp. 1–32.
17. Goodnow J., Goodnow E.W. Self-assessment by state export promotion agencies: A status report //International Marketing Review, 1990, vol. 7, no. 3, pp. 18–30
18. Williamson N., Kshetri N.B., Wilkinson T. Recent trends in export promotion in the United States //Marketing Management Journal, 2011, vol. 21, no. 2, pp. 153–166.
19. Timothy J., Wilkinson T.J. Entrepreneurial climate and US state foreign trade offices as predictors of export success //Journal of Small Business Management, 2006, vol. 44, no.1, pp. 99–113.
20. Chen J. Development of Chinese small and medium-sized enterprises //Journal of small business and enterprise development, 2006, vol. 13, no. 2, pp. 140–147.
21. Keillor B.D., d'Amico M. The relationship between export promotion spending and state exports in the US //Journal of Global Marketing, 2005, vol. 18, no. 3-4, pp. 95–114.
22. Haahti A. [et al.]. Cooperative strategy, knowledge intensity and export performance of small and medium sized enterprises //Journal of world business, 2005, vol. 40, no. 2, pp. 124–138.
23. Gankema H.G. J., Snuif H.R., Zwart P.S. The internationalization process of small and medium-sized enterprises: an evaluation of stage theory //Journal of Small Business Management, 2000, vol. 38, no. 4, pp. 15–27
24. Susman, G.I. (ed.), Small and medium-sized enterprises and the global economy. Cheltenham: Edward Elgar Publishing. pp. 280-304.
25. Gimede V. Export propensities and intensities of small and medium manufacturing enterprises in South Africa //Small Business Economics. 2004. Т. 22. №. 5. С. 379-389.
26. Sentsho, J [et al.]. . Performance and Competitiveness of Small and Medium-Sized Manufacturing Enterprises in Botswana //Botswana Institute for Development Policy Analysis (BIDPA) and CEDA, 2007, 127 p.
27. Kotabe M., Czinkota M.R. State government promotion of manufacturing exports: a gap analysis //Journal of international business studies? 1992, vol. 23, no. 4, pp. 637–658.
28. Boşcor D. Barriers faced by Romanian SMEs in exporting //Bulletin of the Transilvania University of Brasov. Economic Sciences. Series V., 2017, vol. 10, no. 1, pp. 203–208.
29. Narayanan V. [et al.]. Export barriers for small and medium-sized enterprises: A literature review based on Leonidou’s Model //Entrepreneurial Business and Economics Review, 2015, vol. 3, no. 2, pp. 105–123
30. Francioni B., Pagano A., Castellani D. Drivers of SMEs’ exporting activity: a review and a research agenda //Multinational Business Review, 2016, vol. 24, no. 3, pp. 194–215.
31. Paul J., Parthasarathy S., Gupta P. Exporting challenges of SMEs: A review and future research agenda //Journal of world business, 2017, vol. 52, no. 3, pp. 327–342.
32. Rashid A., Waqar S.M. Exchange rate fluctuations, firm size, and export behavior: An empirical investigation //Small Business Economics, 2017, vol. 49, no. 3, pp. 609–625.
33. Love J.H., Roper S. SME innovation, exporting and growth: A review of existing evidence // International small business journal, 2015, vol. 33, no. 1, pp. 28–48
34. Спартак А.Н., Французов В.В., Хохлов А.В. Мировой и российский экспорт: тенденции и перспективы развития, системы поддержки. М.: ФГБОУ ВО ВАВТ, 2015. 384 с.
35. Приходько С.В. Стимулирование экспортной деятельности в зарубежных странах и практика поддержки экспорта в России / Под общей ред. С.В. Приходько. М., 2007. 159 с
36. Школяр Н.А. Корректировка системы поддержки экспорта: принципы и подходы // Российский внешнеэкономический вестник. 2014. №2. С. 79–86.
37. Никитин А.С. и др. GR для малого и среднего бизнеса. М.: Проспект, 2015. 104 с.
38. Никонова А.А. Модели технологичного роста российской экономики: проблемы и решения // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2018. №3 (360). C. 427–451.
39. Думная Н.Н. Колодная Г.В. Средний бизнес и проблемы российского несырьевого экспорта // Мир новой экономики. 2015. № 4. C. 82-86.
40. Ковалева Е.Н. Оганова А.А. Несырьевой неэнергетический экспорт России Макро и Мезо уровня // Научный журнал НИУ ИТМО. 2018. № 2. C. 34–39.
41. Кузакова О.А., Лукашевич М.Л., Рекорд С.И. Концептуальные и методологические подходы к анализу процессов интернационализации российских инновационных малых и средних предприятий: опыт создания кейсов // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2018. №6 (114). С. 41-47.
42. Татаркин А.И., Куклин А.А. Изменение парадигмы исследований экономической безопасности региона // Экономика региона. 2012. №2. С. 25-39.
43. Якушев Н.О. Проблемы оценки экспортной деятельности малого и среднего предпринимательства в регионе // Вопросы территориального развития. 2019. № 4 (49). URL: http://vtr.isert-ran.ru/article/28298 DOI: 10.15838/tdi.2019.4.49.2
44. Balassa B., Bauwens L. Intra-industry specialisation in a multi-country and multi-industry framework // The Economic Journal, 1987, vol. 97, no. 388, pp. 923–939.
45. Balassa B. Exports and economic growth: further evidence //Journal of development Economics, 1978, vol. 5, no. 2, pp. 181–189.
46. Гулин К.А., Якушев Н.О., Мазилов Е.А. Активизация экономического роста в регионах РФ на основе стимулирования развития несырьевого экспорта // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2018. Т. 11. № 3. С. 57–70. DOI: 10.15838/esc.2018.3.57.4
47. Малое предпринимательство в экономике территорий: монография / К.А. Гулин [и др.]. Вологда: ВолНЦ РАН, 2017. 128 с.