сотрудник с 01.01.2010 по настоящее время
Россия
ВАК 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности, в том числе: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда; экономика народонаселения и демография; экономика природопользования; экономика предпринимательства; маркетинг; менеджмент; ценообразование; экономическая безопасность; стандартизация и управление качеством продукции; землеустройство; рекреация и туризм)
ВАК 08.00.10 Финансы, денежное обращение и кредит
ВАК 08.00.12 Бухгалтерский учет, статистика
ВАК 08.00.13 Математические и инструментальные методы экономики
ВАК 08.00.14 Мировая экономика
УДК 33 Экономика. Экономические науки
ГРНТИ 06.75 Экономические проблемы организации и управления хозяйством страны
ОКСО 38.05.02 Таможенное дело
ББК 65 Экономика. Экономические науки
BISAC BUS068000 Development / Economic Development
BISAC BUS026000 Exports & Imports
В статье раскрыты сущность и роль станкостроительной отрасли в развитии национальной экономики. Описан механизм государственного регулирования национальной экономики, а также механизм государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и место таможенного регулирования в нем. Отражена сущность таможенной политики и ее место в системе государственной политики Российской Федерации. Описан подход к рассмотрению таможенного регулирования как услуги, в рамках реализации которой происходит удовлетворения потребностей государства и участников ВЭД. Рассмотрены получатели услуг в сфере таможенного регулирования в системе развития станкостроительной отрасли Российской Федерации. Раскрыт перечень задач таможенного регулирования, решение которых сопряжено с развитием национальной станкостроительной отрасли, описаны этапы развития станкостроительной отрасли и соответствующие меры таможенного регулирования.
станкостроительная отрасль, государственное регулирование, внешнеэкономическая деятельность, таможенная политика, таможенное регулирование, таможенные услуги
Одной из ключевых отраслей национальной экономики является станкостроительная промышленность. Входя в перечень наиболее наукоемких отраслей, станкостроительная промышленность участвует в формировании технологического уровня производства, в обеспечении технологической безопасности государства.
На текущем этапе развития российской экономики для ее развития необходимо расширение производственной базы, усиление производственного потенциала. Это обусловлено необходимостью дальнейшего роста экономики с опорой на внутренние источники роста. В связи с этим особую важность играют меры государственного регулирования, способствующие развитию станкостроительной отрасли.
Государство оказывает воздействие на экономические процессы через механизм государственного регулирования экономики. Механизм государственного регулирования экономики – процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной доктрине (концепции) [1]; воздействие государства в лице государственных органов на экономические объекты и процессы и участвующих в них лиц, которое осуществляется, чтобы придать процессам организованный характер, упорядочить действия экономических субъектов, обеспечить соблюдение законов, отстаивать государственные и общественные интересы [2].
На рис. 1 представлена структура механизма государственного регулирования экономики в общем виде.
Представленный механизм включает в себя: цели регулирования, субъекты (институциональные структуры регулирования), объекты регулирования (внутриэкономическую и внешнеэкономическую деятельности), концепцию и ресурсы регулирования, формы, методы и инструменты регулирования, а также внутренние и внешние факторы. При этом государство вырабатывает комплекс мер содействия развитию отраслей национальной экономики в рамках следующих концепций: 1) развитие производства со стороны предложения, 2) сбалансированное развитие воспроизводства, 3) стимулирование роста производства со стороны спроса, 4) стимулирование роста со стороны предложения экспортных отраслей, 5) импортозамещение.
Государство регулирует внешнеэкономическую деятельность с целью стабилизации и приспособления внешнеэкономического комплекса страны к изменяющимся условиям международного разделения труда, мирового рынка и форм международного сотрудничества.
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности осуществляется на основании ФЗ № 164-ФЗ от 08.12.2003 (ред. от 01.05.2019) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» [3] и других нормативных правовых актов.
Рисунок 1 – Структура механизма государственного
Проведенный анализ позволил структурировать важнейшие элементы механизма государственного регулирования ВЭД, что представлено на рис.2. Так, формы регулирования ВЭД делятся на межгосударственные и внутригосударственные. Методы выделяются торгово-промышленные, экономические, организационно-административные. К основным инструментам относятся: инструменты таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, экономические инструменты государственного стимулирования экспорта и импорта, международные договоры и соглашения.
Таможенное регулирование занимает важное место в системе государственной политики Российской Федерации и помогает решать важнейшие задачи государства внешнеэкономического и внутриэкономического характера. Путем регулирования внешнеэкономической деятельности и рационализации ее структуры государство обеспечивает защиту своих стратегических целей, в том числе защиту важнейших отраслей.
Таможенное регулирование неразрывно связано с таможенной политикой, и в зависимости от ее направленности (протекционизм или фритредерство) осуществляется формирование комплекса мер таможенного регулирования с целью развития экономики в целом и отдельных ее отраслей.
Рисунок 2 – Механизм государственного регулирования ВЭД
Источник: составлено автором
Таможенная политика – часть внешнеторговой деятельности государства, регламентирующая объем, структуру и условия экспорта и импорта товаров [4].
Таможенная политика Российской Федерации – это государственная политика в области таможенного дела, включающая систему мер, осуществляемых Федеральной таможенной службой в целях эффективной реализации возложенных на нее функций и решения стоящих перед ней задач в сфере внешнеэкономической деятельности [5].
В настоящее время законодательная база Российской Федерации и Евразийского экономического союза не дает определения таможенной политики. В общем виде она представляет собой систему государственных экономических и иных таможенно–правовых мер по решению поставленных задач, отраженных на рис.3.
Рисунок 3 – Сущность таможенной политики РФ и ее цели
Источник: составлено автором
Таможенная политика неразрывно связана и согласована с целями и задачами общеэкономической стратегии государства. Место таможенной политики Российской Федерации в системе государственной политики страны можно представить в виде схемы (рис.4.).
Рисунок 4 – Место таможенного регулирования в системе
государственной политики
Источник: составлено автором
Основными средствами осуществления таможенной политики являются инструменты таможенного регулирования и таможенное взаимодействие. Благодаря системе инструментов таможенного регулирования (меры таможенно-тарифного и нетарифного регулирования) государство может оказывать регулирующее воздействие на свою внешнеэкономическую деятельность, развитие внутреннего рынка и производителей.
Понятие «таможенное регулирование» раскрывается в п.1. ст.1 Таможенного кодекса ЕАЭС как «установление порядка и условий перемещения товаров через таможенную границу Союза, их нахождения и использования на таможенной территории Союза или за ее пределами, порядка совершения таможенных операций […], порядка уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и проведения таможенного контроля, а также регламентацию властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории Союза или за ее пределами» [6].
В процессе таможенного регулирования происходит взаимодействие таможенных органов и участников ВЭД. При этом каждая сторона удовлетворяет свои потребности. Перед таможенными органами стоит задача по обеспечению соблюдения таможенного законодательства в полном объеме, у участников ВЭД, в свою очередь, имеется потребность в минимизации издержек при прохождении таможенных формальностей. В связи с этим таможенное регулирование должно быть направлено на удовлетворение потребностей каждого участника таможенного регулирования в полном объеме.
Подход к рассмотрению таможенного регулирования как способа удовлетворения потребностей государства через реализацию своих функций посредством властных полномочий и удовлетворения потребностей участников ВЭД позволяет рассматривать результат таможенного регулирования как комплекс услуг для разных групп потребителей.
Существует ряд подходов к определению таможенной услуги: 1) неоклассический, 2) институциональный, 3) функциональный, 4) когнитивный (табл. 1).
Таблица 1– Научные подходы к содержанию
Источник: составлено автором по данным [7]
Рассмотрим авторские подходы к определению таможенной услуги, которые представлены в научных исследованиях (табл. 2)
Таблица 2– Авторские определения понятия «таможенная услуга»
Таким образом, результатом государственной функции в сфере таможенного регулирования является государственная услуга, направленная на обеспечение соблюдение таможенного законодательства, развития внешнеторговых связей, минимизацию затрат всех участников процесса. В табл. 3 представлены основные потребители услуг в сфере таможенного регулирования в системе развития станкостроительной отрасли Российской Федерации.
Таблица 3– Потребители услуг в сфере таможенного регулирования
Таможенное регулирование способствуют достижению задач развития национальной станкостроительной отрасли. Методы таможенного регулирования оказывают воздействие на объемы и структуру торговли, обеспечивая равноконкурентные условия для национальной и импортной продукции на внутреннем рынке. Результаты регулирования внешней торговли оказывают влияние на структуру национального производства, способствуют развитию приоритетных отраслей национальной экономики.
В перечень задач таможенного регулирования входит поддержка конкурентоспособности продукции отечественных предприятий на внутреннем рынке, поддержка инвестиционной привлекательности станкостроительной отрасли, создание условий для прогрессивных изменений в производстве отрасли, поддержка развития станкостроительной отрасли и способствование интеграции отрасли в мировую экономику [15], [16]. Таможенное регулирование помогает решать стоящие перед государством задачи по расширению производственной базы отрасли и по регулированию спроса продукции станкостроительной отрасли на внешнем и на внутреннем рынках.
Решение поставленных задач достигается посредством адаптивной таможенно-тарифной и нетарифной политики в зависимости от этапа развития станкостроительной отрасли. Результаты проведенных исследований [17] позволяют дифференцировать меры таможенного регулирования в зависимости от этапа развития национальной станкостроительной отрасли (табл.4).
Таблица 4 – Меры таможенного регулирования, соответствующие
Таким образом, инструменты регулирования внешней торговли способны оказывать существенное воздействие на объемы и структуру торговли. Основная сложность заключается в правильной комбинации как мер стимулирования производства, так и мер регулирования торговли. Эффективность государственных услуг в сфере таможенного регулирования в системе развития станкостроительной отрасли зависит от способности оперативно адаптировать комплекс мер в зависимости от внешних и внутренних факторов развития отрасли.
1. Экономика. 3-е изд. перераб. и доп.- учеб. под.ред. Булатова А.С. – М.: 2002. – 896 с.
2. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА–М., 2011. URL: http://www.ebk.net.ua/Book/Ses/v/0059.htm
3. Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_45397/
4. Большая советская энциклопедия: В 30 т. – М.: «Советская энциклопедия», 1969–1978.
5. Управление таможенным делом: учебное пособие / Макрусев В.В., Черных B.А., Тимофеев В.Т. и др. - СПб.: Троицкий мост, 2011. – 448 с.
6. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017) URL: http://www.eaeunion.org/
7. Толикова Е.Э., Синельников Б.А. Когнитивный подход к анализу содержания понятия «таможенная услуга» // Вестник Российской таможенной академии. 2018. № 2. С.70–76
8. Сафронов A.B. Система управления государственными таможенными услугами (на примере ДФО): дис. канд. экон. наук: 08.00.05. М., 2006. – 212 с.
9. Старкова О.А. Управление качеством таможенных услуг: дис. канд. экон. наук: 08.00.05. Саратов, 2007. – 195 с.
10. Элова Г.В. Тенденции развития системы таможенных услуг и организационно-экономические факторы её совершенствования: дис. канд. экон. наук: 08.00.05. Ростов н/Д, 2008. – 210 с.
11. Макрусев В. В., Дианова В. Ю. Маркетинг таможенных услуг: учеб. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2010. – 298 с.
12. Ермилов И.С. Повышение качества таможенных услуг: дис. канд.экон.наук: 08.00.05. Саратов, 2011. – 221 с.
13. Гупанова Ю.Е. Разработка концептуальных, методологических и методических основ управления качеством таможенных услуг: дис. д-ра экон. наук: 08.00.05. М., 2013. – 432 с.
14. Федоренко Р.В. Методология управления комплексами услуг в таможенной сфере: дис. д-ра экон. наук: 08.00.05. Самара, 2015. – 310 с.
15. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. URL:http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/foreignEconomicActivity/regulation/
16. «Договор о Евразийском экономическом союзе» (ред. от 15.03.2018) URL:http://www.consultant.ru/documment/cons_doc_LAW_163855/
17. Киселев А.А. Таможенное регулирование как фактор развития станкостроительной промышленности России // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2018. Том 8. № 8А. С. 35- 43.