, Россия
, Россия
, Россия
В статье актуализируется проблема новых методологических подходов к оценке коммуникативных навыков будущих врачей на современном этапе развития медицинского образования. Цель исследования состояла в апробации и анализе чек-листа для оценки коммуникативных навыков у выпускников медицинских вузов в ходе проведения всероссийского пилотного проекта. Представлены результаты самооценки и экспертной оценки коммуникативных навыков на основе чек-листа, полученные в ходе проведения пилотной станции «Сбор жалоб и анамнеза на первичном амбулаторном приёме врача» с участием стандартизированного пациента. Показано, что требуется широкая научно-практическая дискуссия для обсуждения главного инструмента измерения коммуникативных навыков будущих врачей, а именно, чек-листа с последующей его доработкой, заключающейся в уточнении критериев оценки коммуникативных навыков, определении оптимальной шкалы измерения, расширении субъектов оценки, включая мнение стандартизированного пациента.
чек-лист, коммуникативные навыки, самооценка, экспертная оценка, пилотная станция, будущие врачи, стандартизированный пациент, первичная аккредитация специалистов
1. Богословский В.А. Методические рекомендации по проектированию оценочных средств для реализации многоуровневых образовательных программ ВПО при комптетентностном подходе. М.: Изд-во МГУ, 2007. 148 с.
2. Навыки эффективного общения для оказания пациент-ориентированной медицинской помощи /Боттаев Н.А. [ и др.]. М., 2018. 23 с.
3. Паспорт экзаменационной станции (типовой) Сбор жалоб и анамнеза на первичном приеме врача терапевта-участкового. Специальность: Лечебное дело. URL: //fmza.ru/upload/medialibrary/2f7/6-pasport-stantsii-pilot-sbor-anamneza_izm.pdf
4. Письмо Департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении от 28.03.2018 г., № 165-15/69.
5. Приказ Минздрава России от 02.06.2016 N 334н "Об утверждении Положения об аккредитации специалистов". URL: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/748684/.
6. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.12.2018 № 898н "О внесении изменений в сроки и этапы аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов, утвержденные приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22 декабря 2017 г. № 1043н" (Зарегистрирован 14.01.2019 № 53347). URL: https://fmza.ru/docs/.
7. ФЗ от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изменениями, внесенными ФЗ от 29.12.2015 №389). URL: https://fmza.ru/docs/.
8. Hollingworth T., Rymer J. (2011) OSCEs for the MRCOG Part 2: A Self-Assessment Guide. Second edition // Hodder Arnold. 270 p.
9. Harden R., Lilley P., Patricio M. (2015) The Definitive Guide to the OSCE, the Objective Structured Clinical Examination as a performance assessment, 1st Edition // ELSEVIER. 384 p.
10. Assessing Communication Skills of Medical Students in Objective Structured Clinical Examinations (OSCE) - A Systematic Review of Rating Scales// Musa Cömert, Jördis Maria Zill, Eva Christalle, Jörg Dirmaier, Martin Härter, Isabelle Scholl PLoS One. 2016. № 11. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4816391/.
11. Assessment of communication skills in family medicine/ Douglas Klein, Alim Nagji. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4569124/.
12. Anna Chur-Hansen (2001) The Self-evaluation of Medical Communication Skills, Higher Education Research & Development. № 20. P. 71-79, DOI: 10.1080/07924360120043658