В качестве предмета исследования авторы рассматривают профессиональную деятельность дизайнеров и менеджеров, совмещающих в себе творческое и аналитическое начало в наглядно выраженном виде. Авторы останавливаются на позициях научного анализа и творческого процесса как первоосновах деятельности творческих профессий. В статье анализируются проблемы соотношения научной и творческой составляющей в современном проектировании, в том числе в художественном творчестве и дизайне. Авторы поднимают проблему технократизации творческих профессий, что связано с активным внедрением компьютерных технологий в творческий процесс. Авторы рассматривают возможности решения вопроса первенства творческого воплощения идеи между человеком и компьютерными технологиями и программными средствами. Раскрывают содержание понятий «ученый» и «художник», «творчество» и «исполнительство» в науке и искусстве. В статье показано единство и противоречие между индивидуально-личностным и технократичным в науке и искусстве. Обсуждаются процессы технокритизации творческих профессий и поиска баланса рыночных и гуманитарных интересов при формировании творческой личности в условиях товарно-денежных отношений. Показаны преимущества и проблемы технократизации или «технического расширения человека». Художественное творчество и маркетинг-менеджмент рассмотрены в статье в единстве целей и методов дизайн-проектирования. В статье отмечается, что современное общество — это плод человеческого разума, художественного творчества и результат использования современных технологий. Авторы предлагают выдвинуть перед представителями креативных профессий новые идеи и цели для сохранения их творческой и проектировочной сущности.
наука, творчество, искусство, анализ, проектирование, дизайн, менеджмент, маркетинг, реклама, технократизация, «техническое расширение человека», креативная профессия, креативный класс
Как соотносятся наука и искусство, аналитическое и творческое начало в современном проектировании? Вопрос в такой формулировке является реинкарнацией традиционного вопроса: ученый и художник – творцы или ремесленники? В другой формулировке он звучит следующим образом: наука и искусство – это интуиция и творчество или анализ и расчет?
Не менее интересна и злободневна проблема технократизации современного представителя творческих профессий, поднимающая следующий вопрос: кто же является носителем творческого воплощения идеи – человек или компьютерные технологии и программные средства?
Эти вопросы получили в последнее время в связи с бурным развитием компьютерных технологий обработки данных и изображений в различных аналитических и графических программах особую актуальность. Авторы ставят целью рассмотреть различные аспекты поднятых проблем.
Представленная здесь статья имеет обзорный характер и построена на основе контент- анализа вторичных данных – мнений отечественных и зарубежных специалистов в области проектирования, дизайна и маркетинг-менеджмента, представленных в различных профессиональных изданиях, сборниках научных конференций, монографиях, в средствах массовой информации, в том числе в сети Интернет.
Кроме того, в работе использовались методы логического анализа и экспертных оценок, произведенных авторами данной публикации, имеющих труды в области художественного творчества [8; 10], дизайна среды [1; 2], образования [18; 22] и дизайнобразования [8; 9], имиджелогии и имиджа образования [10; 11], маркетинговых коммуникаций [21; 25] и маркетинговых исследований [13; 14; 24].
Прежде всего, определим содержание понятий «ученый» и «художник». Названные понятия в данной публикации трактуются
1. Архипова А.А., Сырейщикова О.А., Христофорова И.В., Архипова Т.Н. Вариативность дизайна образовательной среды // Сб. трудов X Международной конференции «Тенденции и перспективы развития современного научного знания». М., 2014. С. 155–159.
2. Архипова А.А., Сырейщикова О.А., Христофорова И.В., Архипова Т.Н. Дизайн учебно-воспитательной среды учреждений образования // Сб. трудов X Международной научно-практической конференции «Перспективные научные исследования – 2014». Т. 16, София, Болгария: Изд-во «Бял ГРАД-БГ», 2014. С. 97.
3. Архипова А.А., Сырейщикова О.А., Христофорова И.В., Архипова Т.Н. Психология цвета в дизайне образовательной среды // Сб. Международной научно-практической конференции «Интеграция науки и практики как механизм эффективного развития современного общества». М.: Ин-т стратегических инициатив, 2014. С. 363–368.
4. Архипова Т.Н. Актуальность применения инновационных методов в системе подготовки кадров индустрии моды и красоты // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2013. №1. С. 26–32.
5. Генисаретский О.И. Теоретические и методологические исследования в дизайне / Труды ВНИИТЭ. Серия «Техническая эстетика». Вып. 61. В 2 частях. М., 1990. 372 с.
6. Джонс Дж.К. Инженерное и художественное конструирование. Современные методы проектного анализа. М.: Мир, 1976. 305 с.
7. Ефимов А.В. и др. Дизайн архитектурной среды: Учебник для вузов / Г.Б. Минервин, А.П. Ермо лаев, В.Т. Шимко, А.В. Ефимов, Н.И. Щепетков, А.А. Гаврилина, Н.К. Кудря шев. М.: Архитектура-С, 2005. 504 с.
8. Ковалев В.Г. Альтруизм художественного творчества // Гуманитарные науки в XXI веке: Материалы VIII Международной научно-практической конференции (06.05.2013). М.: Изд-во «Спутник +», 2013. 476 с. С. 37–43.
9. Ковалев В.Г. Дефицит знаний в современном информационном обществе // Alma mater. 2013. №9. С. 18–23.
10. Ковалев В.Г. Социальное творчество художника // Меценат и мир. Литературно-художественный и культурологический журнал. № 49–52. Рязань.: «Гриф и К», 2011. С. 128–132.
11. Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. М.: Кучково поле, 2007. 464 с.
12. Майкельсон А.А. Эфирный ветер. Под ред. д-ра тех. наук В.А. Ацюковского. М.: Энергоатомиздат, 1992.
13. Назина Н.А., Платонова Н.А., Христофорова И.В., Колгушкина А.В. Социальный туризм. Подходы к проведению маркетинговых исследований // Журнал «Маркетинг услуг». 2010. №1.
14. Назина Н.А., Платонова Н.А., Христофорова И.В., Колгушкина А.В. Социальный туризм в России: результаты маркетингового исследования и рекомендации по удовлетворению спроса основных потребительских сегментов // Журнал «Маркетинг услуг». 2010. №2.
15. Новичков Н.В. Творческая свобода для культуры, бизнеса, инноваций // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. Т. 8, 2014. №2. С. 91–95.
16. Пелевин В. Generation «П». 21-е изд-е. М.: Вагриус, 1999. 300 с.
17. Скоробогатых И.И. Сегментация потребителей товаров класса «Люкс» по показателю географическое размещение и дифференциация доходов // Транспортное дело России. №1. 2010. С. 22–24.
18. Скоробогатых И.И. Трансформация теорий потребительского поведения товаров класса «Люкс», М.: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2010. 322 с.
19. Старцева Т.Е., Христофорова И.В., Тришкина Т.В. Стимулирование творческой активности преподавателей ФТА // Сб. трудов I Международной научно-практической интернет-конференции ФТА «Современные образовательные технологии, используемые в очном, заочном и дополнительном образовании». Королев, 2013.
20. Федулин А.А., Платонова Н.А., Христофорова И.В., Колгушкина А.В., Макеева Д.Р. и др. Концептуальные основы повышения имиджа высшего профессионального образования в Российской Федерации. Монография. Под общ. науч. ред. проф. Дягтерева А.Н., М: РГУТиС, 2012.
21. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. Пер. с англ. М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2011. 432 с.
22. Христофоров А.В., Христофорова И.В. Инновационные каналы продвижения: социальные сети // Журнал «Маркетинг». 2009. №3.
23. Христофорова И.В., Колгушкина А.В., Макеева Д.Р. Высшее профессиональное образование РФ: основные тенденции и проблемы развития // Электронный журнал «Сервис в России и за рубежом». 2011. №3 (18). URL: http://rguts.ru/elektronic_journal (дата обращения: 12.07.2014).
24. Христофорова И.В., Колгушкина А.В., Раздымаха Ю.Ю. Сущность и структура имиджа высшего образования // Журнал «Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса». 2011. №1.
25. Христофорова И.В., Колгушкина А.В., Христофоров А.В. Маркетинговые исследования рынка услуг гостиничного комплекса г. Москвы // Сб. мат. X Всерос. научно-практ. конф. «Проблемы практического маркетинга в сфере сервиса». М., 2009.
26. Христофорова И.В., Христофоров А.В. Научный подход к разработке комплекса маркетинговых коммуникаций на предприятиях сферы услуг // Журнал «Маркетинг и маркетинговые исследования». 2011. №1. С. 50–66.
27. Albert A. Michelson, Edward W. Morley. On the Relative Motion of the Earth and the Luminiferous Ether. The American Journal of Science. III series. Vol. XXII, No. 128, P. 120–129.
28. Hall Edward Т. The Silent Language. New York: Doubleday and Co., Inc., 1959. 240 p.
29. Leslie A. White. The Science of Culture: A Study of Man and Civilization. New York, Farrar, Straus and Cudahy, 1949, 363 p.
30. McLuhan M. Understanding Media: The Extensions of Man. N.Y.: McGraw Hill, 1964. 464 p.