г. Москва и Московская область, Россия
Статья представляет собой резюмирующую часть цикла авторских исследований систем образования в сфере туризма в России и за рубежом в части обобщения методического опыта анализа и сравнения различных моделей подготовки кадров. Обосновываются концептуальные подходы к анализу, в частности к построению обладающих системной независимостью эвристических моделей с целью осуществления сравнительных исследований педагогических систем на основе композиционно целостной структуры, включающей компоненты инвариантного содержания. Определяется понятие «декомпозиция» системы образования (иерархические уровни зависимости в системе образования). В целях осуществления международных сравнительных исследований структуры и содержания образования с учетом многообразия связей и зависимостей, опыта и традиций, сложившихся в каждой отдельной стране в изучаемой сфере образования, выявляются наиболее репрезентативные страты более общего глобального характера. Вводится новое понятие «подсистема отраслевого регулирования» в сфере профильного образования в туризме. В результате систематизации параметров систем образования в сфере туризма, выявления роли и значения надсистемных и системных ограничителей и регуляторов. Автором разработана методика анализа структуры и содержания моделей подготовки кадров для сферы туризма. Методика позволяет последовательно анализировать: уровень институциональной зрелости системы профильного образования, сложившиеся внутрисистемные связи моделей образования, содержание, структуру, ресурсы, целеполагание систем подготовки кадров. Методика позволяет сравнивать национальные системы подготовки кадров, выявлять закономерности развития систем, педагогические условия качественной подготовки кадров для туризма. В методике раскрываются параметры анализа моделей образования в сфере туризма, цель и направление анализа, источники анализа и научный инструментарий. Статья может быть интересна исследователям, занимающимся сравнением педагогических систем, практикующим педагогам, работающим в сфере профильного образования, сотрудникам учебно-методических подразделений вузов, широкому кругу читателей, интересующихся вопросами развития современного профессионального образования.
сравнительные исследования в педагогике, зарубежные модели подготовки кадров, структура и содержание образования, подготовка кадров туризма
Актуальность исследования. Система российского образования переживает в настоящее время переход на дифференцированные формы получения первой ступени высшего образования: по большому числу направлений подготовки определены формы получения образования «прикладной» и «академический» бакалавриат. Названные формы бакалавриата вошли в дискурс российской системы высшего образования относительно недавно, трактуются неоднозначно в академических кругах; практически неизвестны и непонятны в среде потенциальных потребителей услуг.
1. Сахарчук Е.С. Профессионализация в туризме: к вопросу о занятости и формировании компетенций // Современные проблемы сервиса и туризма. 2011. №3. С. 91–96.
2. Сахарчук Е.С. Современные механизмы обеспечения туризма квалифицированными кадрами (опыт социального партнерства в ФРГ и РФ) // Сервис в России и за рубежом. 2010. №4. С. 90–99.
3. Сахарчук Е.С. Социальное проектирование системы дополнительного профессионального образования в туризме // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2011. №2. С. 43–50.
4. Сахарчук Е.С. Систематизация детерминант туристского образования в Российской Федерации // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2011. №3. С. 14–18.
5. Kharitonova T.V. and Chkhikvadze N.A. Research of Competence-Based Tourism Educational System’s Conformity with Requirements of a Modern Business-Society // World applied sciences journal Issue 30 (Management, Economics, Technology & Tourism), 14: p. 85–88.
6. Sakharchuk E.S. Analysis of Practice Centered Aspects of Educational Programs in the Sphere of Tourism and Hospitality // World Applied Sciences Journal 27 (Education, Law, Economics, Language and Communication): 305 308, 2013.