г. Москва и Московская область, Россия
В статье рассмотрены особенности применения видеоэкскурсий как разновидности (формы) кейс-метода в подготовке будущих экскурсоводов. Отмечены основные методические проблемы современных вузовских курсов подготовки экскурсоводов, а также основные недостатки в процессе формирования знаний, умений и навыков у студентов в проведении экскурсий. Описан кейс-метод видеоэкскурсии – дистанционного ознакомления и оценки содержания, качества, структуры, техники реально проведенной музейной экскурсии по ее видеозаписи. Суть методики в том, что перед студентами формулируется задача проанализировать видеозаписи экскурсий, проведенных в музейных учреждениях, различных по типу, профилю и масштабу их деятельности. Рекомендуются к использованию те видеоэкскурсии, которые отображают процесс работы конкретного экскурсовода с экскурсионной группой. Разработана и представлена форма бланка для экспертной оценки студентами видеозаписи экскурсии. В бланке выделено девять блоков для оценки методики, мастерства работы экскурсовода, содержания экскурсии, особенностей работы экскурсовода с группой экскурсантов, оценки представленной в экскурсии музейной экспозиции, функционального и эмоционального воздействия экскурсии. Сформулированы рекомендации для преподавателя по применению разработанного кейс-метода и определены образовательные компетенции (содержательные, деятельностные, коммуникативные и личностные), которые приобретают при этом студенты. Опыт практического применения видеокейсов в форме анализа видеозаписей реальных экскурсий также формирует у студентов навыки экспертной работы, в частности выработки критериев и практического оценивания мастерства экскурсионной работы. Это стимулирует самостоятельную поисковую деятельность и развитие творческого потенциала будущего экскурсовода, способствует реализации индивидуального подхода в обучении и повышении практической составляющей курса.
подготовка экскурсоводов, методика оценки работы экскурсовода, бланк оценки видеоэкскурсии, кейс-метод в подготовке экскурсоводов
Введение. Современная экскурсионная отрасль – важная составляющая туристической сферы любого региона. В условиях развития общества, структурных изменений его потребностей и трансформаций основных туристических мотивов, экскурсионная сфера переживает коренные преобразования как в теории, так и в методике подготовки и проведения экскурсионных форм работы с туристами [19]. Таким образом, сегодня большой популярностью пользуются театрализованные экскурсии (в том числе ночные), экскурсии-анимации, виртуальные 3D-экскурсии и т. д. Меняются и предпочтения в тематике экскурсионных программ, в частности на первый план выходят индустриальные, «мрачные», экстремальные экскурсии. Ярким примером таких тенденций служит спрос на экскурсии в катакомбы, городские подземелья, заброшенные города.
В качестве конкретного примера можно привести экскурсии в Чернобыльскую зону, организованные к моменту проведения в Украине чемпионата Европы по футболу «Евро–2012». Однако этот же пример наиболее ярко свидетельствует о проблемах в области подготовки кадров для сферы экскурсоведения и вовлечения в данную сферу
1. Алилуйко Е.А. Формирование коммуникативной компетентности менеджера туризма в процессе изучения иностранного языка: Автореф. … канд. пед. наук. М., 2000. 25 с.
2. Апакова Ю.П. Учебно-производственная практика студентов туристского вуза в условиях студенческого туристско-экскурсионного бюро: Дис. … канд. пед. наук. Сходня, 2002. 185 с.
3. Афанасьєв О.Є. Особливості застосування проблемного навчання у магістерському курсі студентів-географів // Проблеми безперервної географічної освіти і картографії: Зб. наук. праць. 2009. Вип. 9. С. 7–13.
4. Бабарицька В.К. Екскурсознавство і музеєзнавство. К.: Альтерпрес, 2007. 464 с.
5. Власова Т.И. Состояние и проблемы повышения качества профессионального образования специалистов для туристской индустрии. М.: Сов. спорт, 2001. 146 с.
6. Емельянов Б.В. Организация экскурсионной работы: методика, опыт. М.: Профиздат, 1984. 143 с.
7. Ермилова Д.В. Методика и практика применения зарубежных моделей обучения профессионала-менеджера в высших образовательных учреждениях туристского профиля России: Автореф. … канд. пед. наук. Сходня, 2000. 22 с.
8. Житникова Е.А. Творческая лаборатория-мастерская как средство профессиональной подготовки экскурсоводов со знанием английского языка в туристском вузе: Автореф. … канд. пед. наук. М., 2003. 28 с.
9. Качанов B.C. Система управления качеством туристско-экскурсионного обслуживания. М.: Турист, 1988. 89 с.
10. Красюк Е.В. Профессиональная подготовка студентов туристского вуза в условиях экскурсионного бюро: Автореф. … канд. пед. наук. М., 2002. 24 с.
11. Кулаев К.В. Культурология и экскурсоведение. М.: Сов. спорт, 1998. 107 с.
12. Курило Л.В. Подготовка экскурсоводов в системе туристского образования: Дис. … канд. пед. наук. М., 1998. 236 c.
13. Мальцева Л.В. «Організація екскурсійних послуг» як навчальна дисципліна // Вісник Луганського національного університету ім. Т. Шевченка. 2012. №4 (239). Ч. ІІ. С. 159–163.
14. Мошняга Е.В. Социально-педагогические условия совершенствования подготовки специалистов туристской деятельности: Автореф. … канд. пед. наук. М., 1997. 25 с.
15. Новиков A.M. Повышение квалификации экскурсоводов: Метод. рекомендации. М.: Турист, 1980. 44 с.
16. Практикум з курсу «Краєзнавство і туризм»: навч. посіб. / Укл.: Л.І. Зеленська, О.В. Троценко. Дніпропетровськ: РВВ ДНУ, 2011. 60 с.
17. Тропина Е.В. Использование учебных экскурсий при подготовке менеджеров гостиничного, курортного и туристического сервиса // Культура народов Причерноморья. 2004. №55. Т. 3. С. 137–139.
18. Юдин М.В., Абрамов А.В. Роль государственной информационной политики в процессе формирования социально-культурных компетенций обучающихся // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. Т. 8. 2014. №2. С. 68—72.
19. Kharitonova T.V. and Chkhikvadze N.A. Research of Competence-Based Tourism Educational System’s Conformity with Requirements of a Modern Business-Society // World applied sciences journal Issue 30 (Management, Economics, Technology & Tourism) 14.