Москва, Россия
В статье рассматриваются вопросы аутентичного оценивания в рамках введения Федеральных государственных образовательных стандартов. Раскрывается сущность аутентичного оценивания и возможности портфолио на старшей ступени образования. Описываются виды портфолио и их структура, а также педагогические задачи, которые решаются с помощью данного инструмента.
портфолио, аутентичное оценивание, портфолио профильной школы, самооценивание, индивидуальный прогресс, практикоориентированное образование.
В начале XXI в. в русле общего процесса модернизации российского образования вполне закономерно возник вопрос о необходимости модификации существующей пятибалльной шкалы отметок. Несомненно, что при окончательном введении Федеральных государственных образовательных подходы к шкале отметок будут существенно изменены.
Сложившаяся на сегодняшний день система оценки качества учебных достижений учащихся в общеобразовательной школе трудносовместима с требованиями модернизации образования. К наиболее серьезным недостаткам прежде всего относится направленность оценки исключительно на внешний контроль, сопровождаемый санкциями, а не на поддержку улучшения результатов; преимущественная ориентация контрольно-оценочных средств на проверку репродуктивного уровня усвоения, на проверку лишь фактологических и алгоритмических знаний и умений. Оценка как была, так и осталась авторитарной. Ее роль сейчас, как и много лет назад, сводится к постоянному принуждению. В результате этого у многих учащихся возникает пренебрежение к качеству полученных знаний, абсолютизация роли «отметки», чувство неприязни к педагогу и школе.
Планируемые изменения в системе общего среднего образования не могут быть реализованы без изменения системы оценки качества учебных достижений учащихся и качества образования в целом.
В процессе модернизации системы контроля целесообразно сохранить и распространить все то положительное, что было накоплено в ряде образовательных организаций страны за последние годы (введение мониторинга учебных достижений в рамках деятельностного подхода; использование разнообразных форм контроля при итоговой аттестации учащихся и др.), и изменить то, что тормозит развитие — субъективизм оценок, преимущественную ориентацию на проверку фактологического материала и алгоритмических умений, недостаточное использование средств контроля, формирующих заинтересованность каждого ученика в результатах своей познавательной деятельности, несопоставимость результатов контроля по школам, недостаточную подготовленность учителей и администрации образовательных организаций к использованию современных средств измерения.
1. Новикова Т.Г., Пинская М.А, Прутченков А.С. Место портфолио в современном образовании // Директор школы. № 2. 2008.
2. Новикова Т.Г., Пинская М.А., Прутченков А.С. Модели оценки креативных успехов учащихся Портфолио ученика, или Папка личных достижений. М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2008. 160 с.
3. Новикова Т.Г., Прутченков А.С. О чем говорит практика Портфолио ученика, или Папка личных достижений. М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2008. 160 с.
4. Arter J., Spandel V. Using Portfolios of Student Work in Instruction and Assessment. Portland, OR: Northwest Regional Educational Laboratory, 1991.
5. Bertrand A., Cebula J. Tests, Measurements, and Evaluation: A Developmental Approach. Reading, MA: Addison-Wesley, 1980.
6. In C. Kamii (Ed.), Achievement Testing in the Early Grades: The Games Grown-ups Play. Washington, DC: National Association for the Education of Young Children, 1990. ED 314 207.
7. Grace C., Shores E.F. The Portfolio and Its Use: Developmentally Appropriate Assessment of Young Children. Little Rock, AR: Southern Early Childhood Association, 1991.
8. Meisels S., Steele D. The Early Childhood Portfolio Collection Process. Ann Arbor, MI: Center for Human Growth and Development, University of Michigan, 1991.
9. Murphy S., Smith M.A. «Talking about Portfolios.» The Quarterly of the National Writing Project. 12 (Spring, 1990): 1–3, 24–27.
10. Northwest Regional Educational Laboratory. Alternative Program Evaluation Ideas for Early Childhood Programs. Portland, OR: Author, 1991.
11. Pett J. «What is Authentic Evaluation? Common Questions and Answers.» Fair Test Examiner 4 (1990): 8–9.