ЕВАНГЕЛИЕ И «ЗОЛОТОЙ ВЕК» РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Программа элективного курса «Евангелие и “золотой век” русской литературы» рассчитана на учащихся 10-11-х классов гуманитарного профиля. Содержание элективного курса дает представление о широком культурологическом и историко-литературном контексте, знакомит учащихся с концепцией изучения произведений русской классической литературы в контексте евангельских сюжетов и притч.

Ключевые слова:
гуманитарный профиль, элективный курс, литература, художественные произведения.
Текст

Прослеживая исторический путь и духовную биографию русской литературы на шедевральных образцах творчества русских писателей, учащиеся открывают высокий духовно-нравственный потенциал литературы как сокровищницы идей и эмоциональных состояний, дум и чувств, конфликтов добра и зла.

Привлечение внимания учащихся к библейским источникам открывает благоприятную возможность для духовно-нравственного воспитания и формирования культурологической грамотности на уроках литературы.

Данный элективный курс предполагает использование активных форм обучения, что способствует увеличению степени самостоятельности и самоконтроля учащихся, индивидуализации обучения и развитию творческих способностей каждого ученика.

При выборе форм и средств обучения следует учитывать тот факт, что значительная часть произведений в программе элективного курса уже известна учащимся в процессе изучения литературы. Это дает возможность учителю значительно увеличить долю самостоятельной познавательной деятельности школьников и проводить занятия в форме семинаров, диспутов и т.п.

Данный курс расширяет не только смысловые границы художественного произведения, но и формирует навыки глубокого анализа текста.

Кроме расширения и углубления содержания образования учащихся, элективный курс может способствовать овладению умениями алгоритмически мыслить, сопоставлять и сравнивать, вести исследовательскую проектную деятельность.

В данном курсе реализуются межпредметные связи (философия, основы православной культуры, мировая художественная культура, изобразительное искусство) и внутрипредметные (древнерусская литература, творчество А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, И.А. Бунина, А.П. Чехова и т.д.).

Список литературы

1. Козуляева Н.Е. О нравственном воспитании в российской школе. СПб., 2008.

2. Духовно-нравственное воспитание: нравственность и развитие (по материалам научно-практического семинара «Государственная политика РФ по формированию духовно-нравственных ценностей у детей и молодежи»). М., 2004.

3. Янушкявичюс Р., Янушкявичюс О. Основы нравственности. М., 2008.

4. Ильин И.А. Сущность и своеобразие русской культуры. М., 2007.

5. Протопресвитер Василий Зеньковский. Смысл православной культуры. М., 2007.

6. Розина О.В. Духовные основы русской культуры. М., 2009.

7. Святоотеческое наследие в общеобразовательной школе. Методическое пособие. М., 2002.

8. Православная культура в школе. Уроки русской литературы. М., 2004.

9. Евангельский текст в русской литературе XVIII–XX веков. Цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр. Петрозаводск, 2005.

10. Древнерусская литература в контексте культуры / Под ред. Г.А. Обернихиной. М.: АПК и ППРО, 2000.

11. Литература и культура Древней Руси. 10–11 классы: Учебное пособие / Под ред. Г.А. Обернихиной. М.: Русское слово, 2006.

12. Зинин С.А. Внутрипредметные связи в изучении школьного историко-литературного курса. — М.: Русское слово, 2005.

13. Лебедева В.П., Лейтес Н.С. Учителю об одаренных детях. Пособие для учителя. М., 2000.

14. Яковлева Е.Л. Методические рекомендации учителям по развитию творческого потенциала учащихся. М., 2000.

15. Емельянова Т.В. Применение компьютерных технологий в литературном образовании российских школьников. М.: АПК и ППРО, 2006.

Войти или Создать
* Забыли пароль?