КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЦЕРКОВНЫХ ОТНОШЕНИЙ К.П. ПОБЕДОНОСЦЕВА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена рассмотрению взглядов государственных деятелей на государственно-церковные отношения. Критическое осмысление сложившейся системы повлияло на разработку новых концепций взаимоотношений институтов власти и религии. Сделан акцент на роль религиозной традиции в истории. Показана значимость высказываемых идей и предложений выдающихся государственных деятелей в развитии государства.

Ключевые слова:
государственно-церковные отношения, осмысление, религиозные ценности
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Государственно-церковные отношения на всем протяжении развития Российской государственности были предметом споров и дискуссий как среди представителей политико-правовой мысли, так и среди государственных деятелей. Начало ХХ в. характеризуется острой полемикой среди государственных деятелей в вопросах религиозных ценностей и роли церкви в структуре механизма государства.  12 декабря 1904 г. был принят Указ «О предначертаниях к усовершенствованию государственного порядка», за ним последовало приятие Манифеста об усовершенствовании государственного порядка от 17 октября 1905 г. Принятию данных актов предшествовала острая полемика между двумя государственными деятелями К.П. Победоносцевым и С.Ю. Витте, поскольку у каждого из них было свое видение государственного развития и место религиозных ценностей в нем.

Константин Петрович Победоносцев (1827–1907 гг.) – русский правовед, государственный чиновник, обер-прокурор Священного синода (1880–1095 гг.), знаменитый общественный деятель, автор множества научных трудов, затронувший в своем творчестве проблему взаимоотношения государства и церкви. В своем известном труде «Церковь и государство» (1901 г.)  К.П. Победоносцев рассмотрел проблему, названную им борьба церковных начал с государственными. Правовед выступал за неразрывную связь государства с церковью в России, называя эту связь «опорою» и полагая, что «распадение этой связи всегда считалось гибельным и для Церкви и для государства» [1, с. 3].  По мнению ученого, в обществе происходила борьба двух начал: религиозного и государственного. К.П. Победоносцев был на стороне последнего. Понятие церкви в миропонимании государственного чиновника двояко, с одной стороны – это учреждение духовно-политическое, с другой – союз христиан, объединенных общим верованием [1, c. 3]. К.П. Победоносцев был сторонником концепции доминирования государственного управления над институтом религии. Не стоит подходить к мировоззренческой позиции государственного чиновника критично, поскольку его мировоззренческая позиция находила в себе отпечаток государственных  реформ и преобразований. В статье «Церковь и государство» правовед очень четко обрисовывает роль религии в жизни государства, говоря «государство безверное есть не что иное как утопия <…> ибо безверие есть прямое отрицание государства» [1, c. 18]. Более того, если судить по тем положениям, которые изложены в указанном труде, К.П. Победоносцев говорит о концепции «свободной церкви в свободном государстве», предполагая наделение института религии статусом политической организации и возложением на него ответственности за духовно-нравственные ценности. К существовавшим государственно-церковным отношениям правовед относился критично, называя их «ненормальными», которое должно привести  к более «действительному преобладанию церкви над преобладающим, по-видимому, государством, или к революции» [1, c. 23]. Как показывает наш исторический опыт, слова К.П. Победоносцева стали роковыми в истории государства Российского, поскольку революционные события стали переломными не только в системе государственно-церковных отношений, но и в судьбе нашего государства.

Сергей Юльевич Витте (1849–1915 гг.) – выдающийся русский деятель, государственный чиновник, министр путей сообщения (1892 г.), министр финансов (1892–1903 гг.), председатель Комитета министров (1903–1906 гг.), председатель Совета министров (1905–1906 гг.).

Концепция государственно-церковных отношений государственного деятеля строилась на анализе существовавшего положения русской православной церкви в государстве. Его мировоззренческая позиция строилась на критическом анализе существующей системы взаимоотношения института власти и с институтом религии. С.Ю. Витте   исследовал хронологию исторических событий, повлекших за собой развитие системы государственно-церковных взаимоотношений, акцентировав внимание на эпохе правления Петра I. По мнению С.Ю. Витте, церковь в сложившейся системе виновата сама, поскольку ее деятели не отстаивали своих прав, им было гораздо удобнее выполнять те функции, которые им предписывало государство, забывая свое основное предназначение – реализацию догматических норм, занявшись «полицейско-сыскным делом» [2, c. 47]. Такая система государственно-церковных отношений продолжалась на протяжении нескольких столетий.  «Не пора ли, наконец, узнать, что скажет сама Церковь о современном укладе церковной жизни»,  – писал С.Ю. Витте [2, c. 50]. Таким образом, С.Ю. Витте критиковал сложившуюся доминационную модель государственного управления Церковью, полагая, что данные отношения требуют изменений, предлагая идею автономии института религии. «Церковь должна быть освобождена от государственной и политической деятельности»,   – говорил он [2, c. 50]. Преодоление доминационной концепции С.Ю. Витте видел в  создании общественного религиозного союза, определяющего самостоятельность и относительную независимость конфессиональных учреждений.

Таким образом, существовавшая модель государственного преобладания над институтом религии  рассматривалась представителями государственного механизма с позиции критики. Разрабатываемые концепции носили схожий характер, касавшийся изменения статуса церкви в государстве.

 

Список литературы

1. Победоносцев К.П. Церковь и государство/ К.П. Победоносцев. – М: Синодальная типография, 1901. – 333 с.

2. Полиевктов С.П. Цезарепапизм и православная церковь. Вып. 1. Участие государственной власти в церковных делах в современной России сравнительно с Византий / свящ. С. П. Полиевктов. – М. : Рус. печатня, 1912. – С. 46–61.

Войти или Создать
* Забыли пароль?