Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Предлагаемая программа элективного курса «Русская литература в творчестве художников-иллюстраторов» рекомендуется учащимся 9–10-х классов (36 учебных часов). На занятиях учащиеся познакомятся с особенностями развития книгоиздательства в России, оформлением книг, проследят историю развития жанра иллюстрации, как специфического жанра живописи, который генетически связан с литературным произведением и раскрывает его содержание, в отличие от картины.
иллюстрация, лубочные картины, литография, графика, репродукция, массовая культура, комиксы.
Иллюстрация (от лат. illustratio — освещать, проливать свет, объяснять) — изображение, сопровождающее, дополняющее, наглядно разъясняющее текст.
В узком, строгом смысле иллюстрации — это произведения, предназначенные для восприятия в единстве с текстом, то есть находящиеся в книге. Литературное произведение и иллюстрации к нему представляют собой нечто целое. Книжная иллюстрация — составная часть книги, представляющая собой особый вид искусства, поскольку, в какой-то степени, является дополнением текста.
Иллюстрированное литературное произведение — это синтез художественного слова и изобразительного искусства. В то же время использование портрета и других живописных произведений при изучении творчества писателя неизбежно носит некоторые черты иллюстративности, а хорошая творческая иллюстрация интерпретирует содержание книги и ее образы с большой степенью свободы. Это методологически сближает иллюстрацию с другими живописными жанрами (в плане задач, стоящих перед преподавателем литературы).
Талантливый художник-иллюстратор помогает читателю сформировать зрительные образы героев и событий, а часто — и выявить не всегда заметную информацию.
Иллюстрации способны обогатить литературное произведение, но могут и обеднить его, если ослабляют впечатление от него или дают ему неверную трактовку. Они имеют огромное значение для нравственного и эстетического воспитания детей, которые живо воспринимают заложенные в произведениях книжной графики элементы человеческой культуры в виде знаний о людях и окружающем их мире, добре и зле, безобразии и красоте. Навык общения человека с художественным произведением начинается с восприятия иллюстраций в детской книжке. Она первая формирует эстетический вкус ребенка, учит ассоциативному мышлению, восприятию образа, цвета, пропорций, фактуры. Иллюстрации к произведениям часто помогают школьникам понять многие важные проблемы, на которые в процессе чтения они не обратили внимания, или переосмыслить свое первоначальное впечатление от прочитанного.
1. Булыко А.Н. Большой словарь иностранных слов. 35 тысяч слов.
2. Герчук Ю. Художественная структура книги. М., 1984.
3. Грушников О. Иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина // О литературе для детей. Вып. 32. М., 1989.
4. «Евгений Онегин»: …даль свободного романа…: Альбом по материалам выставки в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина: Декабрь 1998 — март 1999. М.: ОАО «Московские учебники и Картолитография», 2004.
5. Емельянова Т.В. Особенности современной русской художественной литературы. Программа элективного курса по литературе // Профильная школа. 2009. № 1 (№ 34).
6. Колокольцев Е.Н. А.С. Пушкин в портретах и иллюстрациях: Пособие для учащихся. М.: Просвещение, 1999.
7. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: Около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / Под редакцией Л.И. Скворцова. 26-е изд., испр. и доп. М., 2009.
8. Подобедова О.И. О природе книжной иллюстрации. М., 1973. Размещено на Allbest.ru
9. Русская литература XIX века: Программы элективных курсов / Под ред. Г.А. Обернихиной. М., 2006.
10. Русская литература XХ века: Программы элективных курсов / Под ред. Г.А. Обернихиной. М., 2006.
11. Обернихина Г.А. Русская поэзия XIX века // Профильная школа. 2011. № 2.
12. Савченко К.В. Золотой век. Поэты пушкинской поры: программа элективного курса по литературе // Профильная школа. 2009. № 1.
13. Семенов О.С. Иван Билибин (Рассказ о художнике-сказочнике): Очерк. М., 1989.
14. Сидоров A.A. Искусство книги как синтез // Книга: Исследования и материалы. Сб. 80. М., 2002.
15. Сидоров A.A. Книга как объект изучения и художественные элементы книги // Книга в России: русская книга от начала письменности до 1800 года. 4.1. М., 2008.
16. Томашевский Б.В. Пушкинская книга и художник. Беседы в редакции: Пушкин в изобразительном искусстве. М: «Литературный современник», 1937, № 1.