Россия
Авторы рассматривают модернизацию методологии разработки учебных программ предметного обучения в рамках ФГОС ВПО. В качестве примера приводится компетентностно-ориентированная уровневая унификация базовой графической подготовки студентов в техническом вузе.
компетентностный подход, унификация предметной подготовки, рабочая программа дисциплины, графическая подготовка.
В рамках ФГОС ВПО при реализации компетентностно-ориентированных основных образовательных программ (ООП) необходим пересмотр традиционных целей, задач, а вместе с этим и структурного содержания традиционного предметного обучения [3]. Это касается и базовой геометро-графической подготовки, в ходе которой с самого начала учебно-познавательной деятельности студентов решается задача встраивания формируемых графических компетенций в будущую проектно-конструкторскую деятельность выпускников. То есть в ходе обучения необходимо осознание студентами ценностно-смысловых ориентаций, которые должны способствовать эффективному формированию у студентов запланированной компетентностной модели выпускника (КМВ) [8].
В новой парадигме обучения на первый план выступает технологичность образовательного процесса, предполагающая использование таких способов организации процесса обучения, которые гарантируют достижение заявленных целей. Для этого разрабатываются следующие процедуры: построение иерархии целей обучения; соответствующее структурирование учебного материала в рамках учебного плана и каждой дисциплины; его дозирование в процессе обучения — порционное освоение с целью контроля и коррекции достигаемых результатов; выбор разнообразных и адекватных условиям обучения способов представления учебной информации, технологий обучения и контроля; цикличное управление образовательным процессом и в конечном результате — формирование у выпускников заявленных компетенций [4].
Традиционно основным документом учебно-методического комплекса при предметной подготовке, задающим общее направление технологизации обучения, является рабочая программа дисциплины (РПД), которая в условиях ФГОС ВПО должна иметь компетентностный формат. При разработке РПД на общеобразовательных кафедрах, осуществляющих предметное обучение студентов по ООП различных направлений подготовки, вследствие их большого количества может возникнуть неоднозначность и множественность вариантов решения поставленной задачи.
Так, базовая графическая подготовка в Пермском национальном исследовательском политехническом университете участвует в реализации более 80 основных образовательных программ очной формы обучения и 60 — заочной. То есть встает вопрос о необходимости унификации компетентностно-ориентированного обучения графическим дисциплинам и, как следствие, разработки уровневых программ освоения предметной области. Интегративность в решении этого вопроса позволяет оптимизировать процесс модернизации требуемых программ предметного обучения и при этом обеспечить формирование предметных компетенций на таком уровне, который гарантировал бы достижение компетентностной модели выпускника по каждой из образовательных программ, в реализации которых участвует общеобразовательная кафедра [2].
1. Азарова Р.Н., Золотарева Н.М. Разработка паспорта компетенции: Методические рекомендации для организаторов проектных работ и профессорско-преподавательских коллективов вузов. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010.
2. Данилов А.Н., Лобов Н.В., Столбов В.Ю., Столбова И.Д. Компетентностная модель выпускника: опыт проектирования // Высшее образование сегодня. 2013. № 6. С. 20–28.
3. Коршунов С.В., Зырянов В.В. Введение ФГОС ВПО: первый год работы в оценках и мнениях специалистов по учебно-методической работе // Высшее образование в России. 2013. № 2. С. 16–27.
4. Соснин Н.В. О структуре содержания обучения в компетентностной модели // Высшее образование в России. 2013. № 1. С. 20–23.
5. Столбова И.Д., Александрова Е.П., Крайнова М.Н. Модульная технология управления предметной подготовкой студентов // Университетское управление: практика и анализ. 2012. № 5. С. 88–95.
6. Столбова И.Д., Александрова Е.П., Крайнова М.Н. Об унификации компетентностно-ориентированного предметного обучения в условиях ФГОС ВПО // Инновации в образовании. 2012. № 12. С. 85–98.
7. Столбова И.Д. Механизмы управления содержанием компетентностно ориентированной основной образовательной программы вуза // Высшее образование сегодня. 2011. № 1. С. 32–37.
8. Столбова И.Д. Организация предметного обучения: компетентностный подход // Высшее образование в России. 2012. № 7. С. 10–20.
9. Фалько Л.Ю., Коновалова Н.А. Модернизация образовательного процесса на основе практико-ориентированной модели обучения // Университетское управление: практика и анализ. 2012. № 4. С. 73–79.