сотрудник с 01.01.2017 по 01.01.2019
, Россия
аспирант с 01.01.2017 по 01.01.2019
Россия
ОКСО 44.06.01 Образование и педагогические науки
Актуальность заявленной темы обусловлена отсутствием национально-ориентированных учебников по русскому языку как иностранному в Хорватии. В статье дается краткий обзор русско-хорватских отношений с XVIII в. по сегодняшний день, акцентируется внимание на истории изучения русского языка в Хорватии. В статье затрагивается тема межкультурной коммуникации, особо важная при организации учебно-воспитательного процесса, при котором преподаватель РКИ должен учитывать национально-культурные особенности учащихся. Авторами статьи проведено анкетирование среди преподавателей русского языка как иностранного и учащихся языковых школ Хорватии с целью обоснования предпосылок создания национально ориентированного учебника. Выявлены методические предпочтения преподавателей, цели изучения и возможные факторы повышения мотивации учащихся, трудности, наиболее часто возникающие в овладении русским языком, пожелания педагогов и учащихся, касающиеся создания национально ориентированного учебника по русскому языку для начального этапа обучения.
принцип межкультурного взаимодействия, диалог культур, лингвострановедческая компетенция, лингвокультурная компетенция, коммуникативная компетенция, анкетирование
1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Современный словарь методических терминов и понятий. Теория и практика обучения языкам. М.: Русский язык. Курсы, 2018. 496 с.
2. Антонова В.Е., Нахабина М.М., Сафронова М.В., Толстых А.А. Дорога в Россию. Учебник русского языка (элементарный уровень). 2-е изд., исп. М. : ЦМО МГУ им. М.В. Ломоносова. СПб. : Златоуст, 2003. 344 с.
3. Баринцева М.Н. Шкатулочка: пособие по чтению для иностранцев, начинающих изучать русский язык (элементарный уровень). М.: Русский язык. Курсы, 2012. 144 с.
4. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. М.: Индрик, 2005. 1038 с.
5. Голубева А.В. Современный учебник РКИ. Универсальный или национально-ориентированный? // Слово. Грамматика. Речь. Материалы VII Международной научной конференции «Текст: проблемы и перспективы. Аспекты изучения в целях преподавания русского языка как иностранного»: Москва, филологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, 28 – 30 ноября 2019 г. М.: МАКС Пресс, 2019. Вып. XX. С. 117-118.
6. Живкович И. Учебники русского языка в Хорватии (Краткий исторический обзор). // В кн.: Конференция МАПРЯЛ: Инновации в исследованиях русского языка, литературы и культуры, сборник докладов, Пловдив, Болгария: Университетское издательство «Паисий Хилендарский», 2007. Т. 2. С. 305-311.
7. Залович А. Влияние межъязыковой интерференции на возникновение речевых ошибок хорватских учащихся при изучении русского языка // Международный аспирантский вестник. 2018. № 2. С. 43-48.
8. Залович А. Основные фонетические трудности хорватских учащихся при изучении русского языка // Преподаватель XXI век. 2019. № 3. Часть 1. С. 123-133.
9. Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: Избранные психологические труды. М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. 448 с.
10. Миллер Л.В., Политова Л.В., Рыбакова И.Я. Жили-были… 28 уроков русского языка для начинающих: учебник. 10-е изд. СПб.: Златоуст, 2012. 152 с.
11. Прохоров Ю.Е. Русские: коммуникативное поведение. / Ю.Е. Прохоров, И.А. Стернин. Изд. 3-е, испр. М.: Флинта: Наука, 2007. 328 с.
12. Русский язык как иностранный. Методика обучения русскому языку: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / [Г.М. Васильеваи др.]; под ред. И.П. Лысаковой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. 270 с.
13. Формановская Н.И. Русский речевой этикет: Лингвистический и методический аспекты. Изд. 3-е . М.: КомКнига, 2006. 160 с.
14. Хавронина С.А., Широченская. А.И. Русский язык в упражнениях. Учебное пособие (для говорящих на английском языке). М.: Русский язык, Курсы, 2008. 384 с.
15. Челич Ж. Россия и русский язык в мире хорватов // Riječ, časopis za slavensku filologiju. Rijeka: Hrvatsko filološko društvo-Rijeka, 2008. № 14. С. – 37-44.
16. Чернышов С.И., Чернышова А.В. Поехали! 14-е изд. СПб.: Златоуст, 2012. 280 с.
17. Щукин А.Н. Методика обучения речевому общению на иностранном языке. Учебное пособие для преподавателей и студентов языковых вузов. М.: Издательство Икар, 2011. 454 с.
18. Эсмантова Т.Л. Русский язык: 5 элементов: уровень А1 (элементарный). СПб.: Златоуст, 2008. 320 с.