НАЦИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ УЧЕБНИК ПО РКИ В ХОРВАТСКОЙ АУДИТОРИИ. КАКИМ ОН ДОЛЖЕН БЫТЬ?
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Актуальность заявленной темы обусловлена отсутствием национально-ориентированных учебников по русскому языку как иностранному в Хорватии. В статье дается краткий обзор русско-хорватских отношений с XVIII в. по сегодняшний день, акцентируется внимание на истории изучения русского языка в Хорватии. В статье затрагивается тема межкультурной коммуникации, особо важная при организации учебно-воспитательного процесса, при котором преподаватель РКИ должен учитывать национально-культурные особенности учащихся. Авторами статьи проведено анкетирование среди преподавателей русского языка как иностранного и учащихся языковых школ Хорватии с целью обоснования предпосылок создания национально ориентированного учебника. Выявлены методические предпочтения преподавателей, цели изучения и возможные факторы повышения мотивации учащихся, трудности, наиболее часто возникающие в овладении русским языком, пожелания педагогов и учащихся, касающиеся создания национально ориентированного учебника по русскому языку для начального этапа обучения.

Ключевые слова:
принцип межкультурного взаимодействия, диалог культур, лингвострановедческая компетенция, лингвокультурная компетенция, коммуникативная компетенция, анкетирование
Список литературы

1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Современный словарь методических терминов и понятий. Теория и практика обучения языкам. М.: Русский язык. Курсы, 2018. 496 с.

2. Антонова В.Е., Нахабина М.М., Сафронова М.В., Толстых А.А. Дорога в Россию. Учебник русского языка (элементарный уровень). 2-е изд., исп. М. : ЦМО МГУ им. М.В. Ломоносова. СПб. : Златоуст, 2003. 344 с.

3. Баринцева М.Н. Шкатулочка: пособие по чтению для иностранцев, начинающих изучать русский язык (элементарный уровень). М.: Русский язык. Курсы, 2012. 144 с.

4. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. М.: Индрик, 2005. 1038 с.

5. Голубева А.В. Современный учебник РКИ. Универсальный или национально-ориентированный? // Слово. Грамматика. Речь. Материалы VII Международной научной конференции «Текст: проблемы и перспективы. Аспекты изучения в целях преподавания русского языка как иностранного»: Москва, филологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, 28 – 30 ноября 2019 г. М.: МАКС Пресс, 2019. Вып. XX. С. 117-118.

6. Живкович И. Учебники русского языка в Хорватии (Краткий исторический обзор). // В кн.: Конференция МАПРЯЛ: Инновации в исследованиях русского языка, литературы и культуры, сборник докладов, Пловдив, Болгария: Университетское издательство «Паисий Хилендарский», 2007. Т. 2. С. 305-311.

7. Залович А. Влияние межъязыковой интерференции на возникновение речевых ошибок хорватских учащихся при изучении русского языка // Международный аспирантский вестник. 2018. № 2. С. 43-48.

8. Залович А. Основные фонетические трудности хорватских учащихся при изучении русского языка // Преподаватель XXI век. 2019. № 3. Часть 1. С. 123-133.

9. Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: Избранные психологические труды. М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. 448 с.

10. Миллер Л.В., Политова Л.В., Рыбакова И.Я. Жили-были… 28 уроков русского языка для начинающих: учебник. 10-е изд. СПб.: Златоуст, 2012. 152 с.

11. Прохоров Ю.Е. Русские: коммуникативное поведение. / Ю.Е. Прохоров, И.А. Стернин. Изд. 3-е, испр. М.: Флинта: Наука, 2007. 328 с.

12. Русский язык как иностранный. Методика обучения русскому языку: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / [Г.М. Васильеваи др.]; под ред. И.П. Лысаковой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. 270 с.

13. Формановская Н.И. Русский речевой этикет: Лингвистический и методический аспекты. Изд. 3-е . М.: КомКнига, 2006. 160 с.

14. Хавронина С.А., Широченская. А.И. Русский язык в упражнениях. Учебное пособие (для говорящих на английском языке). М.: Русский язык, Курсы, 2008. 384 с.

15. Челич Ж. Россия и русский язык в мире хорватов // Riječ, časopis za slavensku filologiju. Rijeka: Hrvatsko filološko društvo-Rijeka, 2008. № 14. С. – 37-44.

16. Чернышов С.И., Чернышова А.В. Поехали! 14-е изд. СПб.: Златоуст, 2012. 280 с.

17. Щукин А.Н. Методика обучения речевому общению на иностранном языке. Учебное пособие для преподавателей и студентов языковых вузов. М.: Издательство Икар, 2011. 454 с.

18. Эсмантова Т.Л. Русский язык: 5 элементов: уровень А1 (элементарный). СПб.: Златоуст, 2008. 320 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?