аспирант
Статья содержит результаты проведенного исследования, ориентированного на выявление проблем инклюзивного высшего образования в России. Автор на основе систематизации научной и научно-методической литературы выделяет основные методологические подходы к построению системы инклюзивного высшего образования в современной России, проводит опрос студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, а также условно здоровых студентов, обучающихся в инклюзивных учебных группах, об особенностях функционирования современной системы инклюзивного высшего образования. Результаты качественного и количественного анализа данных опроса позволили автору выявить проблемы современного профессионального образования лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
студенты с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное высшее образование, профессиональное образование, учебные инклюзивные группы, межличностные отношения
1. Егоров П.Р. Теоретические подходы к инклюзивному образованию людей с особыми образовательными потребностями [Текст] / П.Р. Егоров // Теория и практика общественного развития. – 2012. – № 3. - С. 107–113
2. Кантор В.З. Вуз в системе непрерывного образования инвалидов: социально-психологические аспекты реабилитационно-образовательного пространства [Текст] / В.З. Кантор, В.В. Мурашко // Образование через всю жизнь: проблемы становления и развития непрерывного образования. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2002. – С. 183–191
3. Никулина Г.В. Современные подходы к профессиональному образованию инвалидов по зрению [Текст] / Г.В. Никулина // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Социальное партнерство в образовании взрослых, профессиональной подготовке и переподготовке населения. – СПб.: РНПК, 2002. – С. 72–73
4. Рыбалкина Л.Г. Содействие профессиональному развитию и трудоустройству студентов, выпускников-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и пути их решения [Текст] / Л.Г. Рыбалкина // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2016. - № 3(23). – С. 35–39
5. Станевский А.Г. Модель инновационного образования инвалидов, интегрированного с социальной политикой [Текст] / А.Г. Станевский // Интегрированное профессиональное образование инвалидов по слуху в МГТУ им. Н.Э. Баумана. – М.: МГТУ, 2000. – С. 19–27
6. Старобина Е.М. Специфика профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Е.М. Старобина // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2014. - № 2. – С. 60–67
7. Храпылина Л.П. К вопросу о специальных образовательных технологиях для инвалидов [Текст] / Л.П. Храпылина // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. – М.: МСЭ, 1998. – С. 30–31
8. Шмелева С.В. Индивидуально-личностные факторы профессиональной подготовки лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья как конкурентоспособных специалистов по адаптивной физической культуре [Текст] / С.В. Шмелева, Н.В. Логачев, Т.И. Бонкало // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. - 2019. - Т. 8. - № 1. - С. 81-87.