аспирант с 01.01.2022 по настоящее время
Ульяновск г., Ульяновская область, Россия
УДК 37 Образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
УДК 31 Статистика. Демография. Социология
ГРНТИ 14.25 Общеобразовательная школа. Педагогика общеобразовательной школы
Данная работа посвящена изучению особенностей поколения Z среднего школьного возраста и их влиянию на формирование инженерной компетенции. Отдельно изучена специфика формирования у учащихся поколения Z инженерной компетенции. В работе обосновывается необходимость введения занятий по формированию инженерной компетенции с 5 класса. Актуальность выбранной темы обусловлена отсутствием тематических исследований и, соответственно, научных данных о влиянии возрастных и психологических особенностей поколения Z на процесс формирования инженерной компетенции и ее отдельных компонентов. Анализ тематической научной литературы показал, что в большинстве случаев работы ограничиваются изучением локальных аспектов заявленной темы. Поэтому главной целью проведенного в рамках данной работы исследования стало изучение возрастных особенностей школьников поколения Z при формировании инженерной компетенции (в рамках внеурочной деятельности учащихся 5 – 9 классов). Методологическая база проведенного в рамках данной работы исследования представлена совокупностью общенаучных методов (описание, сравнение, обобщение и системный анализ) и частно-научного метода описательного контент-анализа. Научная новизна полученных результатов сводится к оформлению совокупности качеств, присущих представителям поколения Z в среднем школьном возрасте и оказывающих непосредственное влияние на эффективность развития проектно-исследовательских навыков учащихся, а также в формировании рекомендаций по построению образовательного процесса в рамках внеурочной деятельности. Практическая и теоретическая значимость полученных результатов заключается в возможности использования полученных результатов в качестве основы для составления методических программ учащихся, для написания фундаментальных компилятивных и оригинальных научных работ, а также для создания новой классификации характеристик представителей «нового поколения» в рамках образовательного процесса. Основные выводы, полученные в результате исследования можно сформулировать следующим образом: работу над формированием инженерной компетенции и каждого ее компонента в отдельности необходимо начинать в среднем школьном возрасте; для более глубокого и качественного освоения компонентов инженерной компетенции следует обращаться к ресурсам внеурочной деятельности; поколение Z нуждается в особенном подходе к формированию инженерной компетенции, в виду свойственных ему интересов, потребностей и психолого-возрастных особенностей.
инженерная компетенция, формирование инженерной компетенции учащихся, компоненты инженерной компетенции, поколение Z, психолого-возрастные особенности, внеурочная деятельность
1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства. М.: ПЕР СЭ, 2018. 431 с.
2. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. М.: Сов радио, 1979. 216 с.
3. Амельченко Т.В. Операционно-деятельностный компонент модели формирования профессиональной компетентности работника социальной сферы в региональных условиях / Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6. С. 13-18.
4. Безрукова B.C. Инженерно-педагогическая подготовка: современные тенденции / Советская педагогика. 1989. №1. С.83-86.
5. Буцык С.В. «Цифровое» поколение в образовательной системе российского региона: проблемы и пути решения / Открытое образование. 2019. № 1. С. 27-33.
6. Долгодворова Т.И. Проектно-исследовательская деятельность как средство самореализации в педагогической науке : автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Омск, 2000. 25 с.
7. Звонов П.А. Цифровое поколение и его особенности / Вестник магистратуры. – 2018. № 12 С. 79-81.
8. Зимняя И.А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании / Ученые записки национального общества прикладной лингвистики. 2013. №4. С. 16-31.
9. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. СПб.: Питер, 2005. – 940 с.
10. Мнения российских политиков о нехватке инженерных кадров / Государственные Вести URL: https:/www.gosnews.ru/business_and_authority/news/643 (дата обращения: 24.12.2019).
11. Прядехо А.Н. Развитие технических интересов и способностей подростков: учебно-методическое пособие. – М.: АПН СССР, 1990. 218 с.
12. Рибо Т. Закон развития воображения. – СПб.: Типография Ю. Н. Эрлих, 1901. – С. 132-140.
13. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897). URL: https:/www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070507/ (дата обращения 24.12.2019)
14. Шапран Ю.П. Компоненты профессиональной компетентности учителей биологии / Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сборник статей по материалам XXXII международной научно-практической конференции № 9. Новосибирск: СибАК, 2013. URL: https:/sibac.info/conf/pedagog/xxxii/33939 (дата обращения: 20.12.2019)
15. Шишов С.Е., Агапов И.Г. Компетентностный подход в образовании: прихоть или необходимость / Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. № 2. С. 58-62.
16. Шмыгова И.С., Чекулева М.Е. Прикладные задачи – как средство формирования инженерной компетенции школьников / Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сборник статей по материалам XLV международной научно-практической конференции. 2016. №8. С. 49-57.