ФОРМИРОВАНИЕ ИНЖЕНЕРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ ПОКОЛЕНИЯ Z С УЧЕТОМ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Данная работа посвящена изучению особенностей поколения Z среднего школьного возраста и их влиянию на формирование инженерной компетенции. Отдельно изучена специфика формирования у учащихся поколения Z инженерной компетенции. В работе обосновывается необходимость введения занятий по формированию инженерной компетенции с 5 класса. Актуальность выбранной темы обусловлена отсутствием тематических исследований и, соответственно, научных данных о влиянии возрастных и психологических особенностей поколения Z на процесс формирования инженерной компетенции и ее отдельных компонентов. Анализ тематической научной литературы показал, что в большинстве случаев работы ограничиваются изучением локальных аспектов заявленной темы. Поэтому главной целью проведенного в рамках данной работы исследования стало изучение возрастных особенностей школьников поколения Z при формировании инженерной компетенции (в рамках внеурочной деятельности учащихся 5 – 9 классов). Методологическая база проведенного в рамках данной работы исследования представлена совокупностью общенаучных методов (описание, сравнение, обобщение и системный анализ) и частно-научного метода описательного контент-анализа. Научная новизна полученных результатов сводится к оформлению совокупности качеств, присущих представителям поколения Z в среднем школьном возрасте и оказывающих непосредственное влияние на эффективность развития проектно-исследовательских навыков учащихся, а также в формировании рекомендаций по построению образовательного процесса в рамках внеурочной деятельности. Практическая и теоретическая значимость полученных результатов заключается в возможности использования полученных результатов в качестве основы для составления методических программ учащихся, для написания фундаментальных компилятивных и оригинальных научных работ, а также для создания новой классификации характеристик представителей «нового поколения» в рамках образовательного процесса. Основные выводы, полученные в результате исследования можно сформулировать следующим образом: работу над формированием инженерной компетенции и каждого ее компонента в отдельности необходимо начинать в среднем школьном возрасте; для более глубокого и качественного освоения компонентов инженерной компетенции следует обращаться к ресурсам внеурочной деятельности; поколение Z нуждается в особенном подходе к формированию инженерной компетенции, в виду свойственных ему интересов, потребностей и психолого-возрастных особенностей.

Ключевые слова:
инженерная компетенция, формирование инженерной компетенции учащихся, компоненты инженерной компетенции, поколение Z, психолого-возрастные особенности, внеурочная деятельность
Список литературы

1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства. М.: ПЕР СЭ, 2018. 431 с.

2. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. М.: Сов радио, 1979. 216 с.

3. Амельченко Т.В. Операционно-деятельностный компонент модели формирования профессиональной компетентности работника социальной сферы в региональных условиях / Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6. С. 13-18.

4. Безрукова B.C. Инженерно-педагогическая подготовка: современные тенденции / Советская педагогика. 1989. №1. С.83-86.

5. Буцык С.В. «Цифровое» поколение в образовательной системе российского региона: проблемы и пути решения / Открытое образование. 2019. № 1. С. 27-33.

6. Долгодворова Т.И. Проектно-исследовательская деятельность как средство самореализации в педагогической науке : автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Омск, 2000. 25 с.

7. Звонов П.А. Цифровое поколение и его особенности / Вестник магистратуры. – 2018. № 12 С. 79-81.

8. Зимняя И.А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании / Ученые записки национального общества прикладной лингвистики. 2013. №4. С. 16-31.

9. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. СПб.: Питер, 2005. – 940 с.

10. Мнения российских политиков о нехватке инженерных кадров / Государственные Вести URL: https:/www.gosnews.ru/business_and_authority/news/643 (дата обращения: 24.12.2019).

11. Прядехо А.Н. Развитие технических интересов и способностей подростков: учебно-методическое пособие. – М.: АПН СССР, 1990. 218 с.

12. Рибо Т. Закон развития воображения. – СПб.: Типография Ю. Н. Эрлих, 1901. – С. 132-140.

13. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897). URL: https:/www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070507/ (дата обращения 24.12.2019)

14. Шапран Ю.П. Компоненты профессиональной компетентности учителей биологии / Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сборник статей по материалам XXXII международной научно-практической конференции № 9. Новосибирск: СибАК, 2013. URL: https:/sibac.info/conf/pedagog/xxxii/33939 (дата обращения: 20.12.2019)

15. Шишов С.Е., Агапов И.Г. Компетентностный подход в образовании: прихоть или необходимость / Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. № 2. С. 58-62.

16. Шмыгова И.С., Чекулева М.Е. Прикладные задачи – как средство формирования инженерной компетенции школьников / Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сборник статей по материалам XLV международной научно-практической конференции. 2016. №8. С. 49-57.

Войти или Создать
* Забыли пароль?