, Россия
УДК 15 Психология
ГРНТИ 15.01 Общие вопросы психологии
В статье обсуждается проблема методики и содержательного наполнения тренинга развития навыков уверенного поведения сотрудников органов внутренних дел. Актуальность проблемы связана с необходимостью интенсивного социально-психологического обучения сотрудников полиции в плане организации и поддержания доверительных отношений между населением и полицейскими структурами. Уверенное поведение сотрудника полиции рассматривается как фактор профессиональной эффективности в решении задач, связанных с воздействием на правосознание и поведение граждан. Подчеркивается необходимость развития умений уверенного поведения на этапе его профессионального обучения в специально организованных условиях интенсивного группового взаимодействия – тренинга развития навыков уверенного поведения. Анализ подходов к пониманию феноменов уверенности в себе и уверенного поведения в связи с эффективностью полицейского в социальном взаимодействии позволяет определить стратегические направления социально-психологического обучения. Предлагается особый организационный регламент и содержательное наполнение тренинга развития навыков уверенного поведения. Определены цель, задачи, принципы, методы осуществления тренинга в соответствии с профилями подготовки выпускников образовательных организаций высшего образования МВД России. Подчёркивается важность гармоничного сочетания методов активного обучения с теоретической подготовкой и диагностическими процедурами как фактора, позитивно влияющего на процесс самопознания и саморазвития.
социальная эффективность полиции, воздействие, уверенность, уверенное поведение, тренинг, социально-психологические методы, обучение сотрудников органов внутренних дел
1. Емельянов Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение. – Ленинград: ЛГУ, 1985. – 167 с.
2. Кравцов О. Г., Балашова В. А., Цветков В. Л. Особенности социального позиционирования оперативных сотрудников полиции // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2018. – № 4 (75). – С. 60–64.
3. Loring W. McAllister. Практическое руководство по интерпретации CPI / пер. Н. А. Графининой, под общ. ред. Н. В. Тарабриной. – Москва: Институт психологии РАН, 1988. – 53 с.
4. Макаров Ю. В. Психологический тренинг как технология // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2013. – № 5. – С. 61–66.
5. Макшанов С. И. Психология тренинга: Теория. Методология. Практика : монография. – Санкт-Петербург: Образование, 1997. – 238 с.
6. Марасанов Г. И. Моделирование «группового террора» в социально-психологическом тренинге // Журнал «Психологического общества им. Л. С. Выготского». – 2000. – № 1. – С. 76–78.
7. Наговец М. Ю. Уверенность личности как психологический феномен // Педагогическое образование в России. – 2012. – № 2. – С. 58–61.
8. Трипутин С. Н., Душкин А. С., Гурьев М. Е. Дидактический анализ инновационных методов в образовательных организациях высшего образования МВД России // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 61-3. – С. 311–314.
9. Петровская Л. А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга : монография. – Москва: МГУ, 1982. – 168 с.
10. Плешаков В. А. О тренинге как психолого-педагогической технологии // Проблемы педагогического образования : сборник научных статей. – Вып. 34 / под ред. В. А. Сластенина, Е. А. Левановой. – Москва: МГПУ МОСПИ, 2009. – С. 53–55.
11. Ромек В. Г. Тест уверенности в себе // Психологическая диагностика : научно-методический и практический журнал / ред. М. К. Акимова, В. Г. Колесников. – 2008. – № 1. – С. 59–83.
12. Ромек В. Г. Уверенность в себе: этический аспект // Журнал практического психолога. – 1999. – № 9. – С. 25.
13. Скотникова И. Г. Проблема уверенности: история и современное состояние // Психологический журнал. – 2002. – Т. 23. – № 1. – С. 52–60.