В поле зрения статьи лежит деловая коммуникация: вербальная и невербальная. Особое внимание уделяется культурологическому компоненту бизнес-общения. Среди ключевых факторов коммуникативной неудачи выделяются различия в речевом этикете у представителей разных культур, стереотипическое восприятие мира, предубеждения и этноцентризм.
вербальная коммуникация; невербальная коммуникация; «глобальная деревня»; культура высокого (низкого) контекста; речевой этикет; мультикультурное общество.
В современном глобальном мировом пространстве и многообразии мультикультурных контактов увеличивается процентное соотношение общения на иностранном языке, которое приобретает в данных условиях специфический характер, не ограничиваясь при этом таким языком международного общения, как английский, а напротив, выходя за его рамки и вовлекая в процесс коммуникации носителей многочисленных этнических групп и языков.
Общение и бизнес-общение при этом не составляет исключения, имеет вербальные и невербальные формы. В центре вербального общения стоит язык — главный тип коммуникативного поведения. Он имеет наиболее полную систему символов, которые способны «…задавать любой известный социальный референт, в том числе все распознаваемые данные из области восприятия, которыми располагает традиция общества, обслуживаемого данным языком» [7, с. 63].
Невербальная форма коммуникации осуществляется посредством языка тела и жестов (кинесика), знаков и символов, выражения лица, интонации, контакта глаз, письма, внешнего вида собеседников, тактильной коммуникации. К невербальной форме следует отнести и действия, ведь действия есть воплощение слов. Невербальное общение несет дополнительную информацию: добавочные смыслы, подтексты, особое эмоциональное значение, которое выражается в поведении собеседников.
В структуре бизнес-общения, иными словами, профессионального общения на деловом уровне, важнейшим элементом становится культурный компонент, который нельзя оставить без внимания и необходимо учесть и проанализировать еще до вступления в процесс общения. Культурный компонент содержится в иностранном языке, так сказать, в «концентрированном виде» и выполняет соответствующую функцию: именно он переносит общение на новую ступень — ступень языковой картины мира. Й.Л. Вайсгербер писал: «Язык позволяет человеку объединить весь опыт в единую картину мира и заставляет его забыть о том, как раньше, до того, как он изучил язык, он воспринимал окружающий мир» [3, с. 207]. Языковая картина мира, по мнению Б.Л. Уорфа [8], отражает массовое, народное, обыденное сознание, но именно это сознание и является тем зеркалом, в котором отражаются и упорядочиваются наши впечатления от внешнего мира.
1. Арнольд В. Новый обскурантизм и российское просвещение. URL: http://scepsis.ru/library/id_650.html (дата обращения: 23.11.2011).
2. Бороздина Г.В. Психология делового общения. — М.: ИНФРА-М, 2006.
3. Вайсгербер Й.Л. Родной язык и формирование духа. — М.: УРСС Эдиториал, 2004.
4. Кубрякова Е.С., Демьянков В.З., Панкрац Ю.Г., Лузина Л.Г. Краткий словарь когнитивных терминов. — М.: Филол. ф-т МГУ, 1997.
5. Рахилина Е.В. О тенденциях в развитии когнитивной семантики // Известия РАН. — 2000. — Т. 59. — № 3.
6. Самнер В.Г. Народные обычаи: исследование социологического значения обычаев, манер, привычек, нравов и этики // Рубеж (альманах социальных исследований). — 1998. — № 12. — С. 4–32.
7. Сепир Э. Коммуникация: избранные труды по языкознанию и культурологии. — М.: Наука, 1993.
8. Уорф Б.Л. Наука и языкознание // Зарубежная лингвистика. Т. I: пер. с англ. / Под общ. ред. В.А. Звегинцева и Н.С. Чемоданова. — М.: Прогресс, 1999. — С. 92–106.
9. Baudrillard J. The Consumer Society. Myths & Structures — L., Thousand Oaks. — N.Y., Delhi: SAGE Publications, 1998.
10. Clark H.H. Using language. — Cambridge, 1996.
11. Hall E. Beyond Culture // Knopf Doubleday Publishing Group. — 1976.
12. Lakoff G., Johnson M. Metaphors we live by // University of Chicago Press. — 1981.
13. McLuhan M. The Gutenberg Galaxy: The Making of Typographic Man // University of Toronto Press, Scholarly Publishing Division, 1962.
14. Miles S. Consumerism as a Way of Life — London: SAGE Publications, 1998.
15. Noe-Haesendonck F. Lectures on professional English (Professionele Communicatie ENGELS) // Vlekho Business School. — Brussels, 2008.
16. Oxford Advanced Learner’s Dictionary Online. — Oxford: Oxford University Press, 2009. URL: http://www.oup.com/elt/catalogue/teachersites/oald7/?cc=ru (дата обращения: 23.04.2012). — OALD.
17. Wikipedia. URL: http://en.wikipedia.org/wiki/Main_Page (дата обращения: 23.03.2012).