В статье рассматривается роль социального партнерства в формировании профессиональной компетентности педагогов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Описываются проблемы семей, в которых растет ребенок с ОВЗ, где организация процесса его социализации остаётся особо острой. И что такие дети, часто оставаясь один на один со своими проблемами, лишены возможности самореализации. Приведены данные Нацстаткомитета Кыргызстана за последние пять лет об увеличении количества детей с ОВЗ, что вызывает озабоченность, и то, что каждый год в стране 4 тыс. детей становятся инвалидами. Анализированы законодательные и нормативные документы страны, закрепляющие обеспечение полноценного участия ребенка с ОВЗ в жизни общества, эффективной самореализации в доступных видах социальной деятельности. Показаны проблемы, связанные с подготовкой педагогов к работе с детьми данной категории, не имеющих опыта работы в этом направлении. Описывается социальное партнерство в повышении профессиональной квалификации педагогов дополнительного образования в педагогической и психологической деятельности в обучении детей с ОВЗ. В решении проблемы социализации детей с ОВЗ важную роль играет социальное партнерство родителей с культурными, образовательными, социальными организациями, учреждениями, предприятиями. Отмечен большой вклад внешкольной организации дополнительного образования в работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья, что способствует неформальному развитию творческого потенциала ребенка, позволяет ему легче адаптироваться к общественным отношениям, при этом полноценно и целенаправленно использовать время детского досуга. Представлена практическая работа и результат взаимодействия РУМЦЭВ «Балажан» и социальных партнеров в социализации детей с ОВЗ.
социализация, социальная компетентность, социальное партнерство, педагог, повышение квалификации, дети с ограниченными возможностями здоровья, внешкольное дополнительное образование
В настоящее время в Кыргызстане ситуация с развитием, обучением и воспитанием детей с ОВЗ остаётся тревожной. Так, по данным Нацстаткомитета Кыргызстана количество детей-инвалидов на январь 2016 г. составило около 28 тыс., что на 5 тыс. или на 16% больше, чем в 2011 г. Вызывает озабоченность и то, что каждый год в нашей стране 4 тыс. детей становятся инвалидами [1].
В семьях, где растет ребенок с ОВЗ организация процесса его социализации остаётся особо острой. Такие дети, часто оставаясь один на один со своими проблемами, лишены возможности самореализации. «Дети, у которых наиболее ярко проявляется чувство неполноценности – это дети, рожденные со слабыми или несовершенными органами…» [2]. Обеспечение полноценного участия ребенка с ОВЗ в жизни общества, эффективной самореализации в доступных видах социальной деятельности закреплено в законодательных и нормативных документах страны. Так, в Законе Кыргызской Республики «Об образовании» прописано, что для детей, имеющих нарушения в физическом или умственном развитии, организуются специальные группы, обеспечивающие их воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество [3]. В Законе «О правах и гарантиях лиц с ограниченными возможностями здоровья» подчеркнуто, что в целях всестороннего и гармоничного развития детей с ограниченными возможностями здоровья, воспитания у них общественной активности, интереса к труду, приобщения к науке, технике, искусству и спорту – органы образования и другие государственные органы обязаны обеспечивать доступность внешкольного воспитания детям с ограниченными возможностями здоровья, создавая для этого необходимые условия [4].
Очевидно, что в решении проблемы социализации детей с ОВЗ, важную роль играет социальное партнерство родителей с культурными, образовательными, социальными организациями, учреждениями, предприятиями. В рамках общей теории социального управления Г.П. Зинченко рассматривает понятие «социальное партнерство» как форму взаимодействия многообразных субъектов социума [5]. На наш взгляд, «партнерство» – это взаимодействие участников образовательного и воспитательного процессов с одной стороны, с другой – это сотрудничество между коллективными субъектами, заинтересованными и ответственными за эффективность образовательной практики в воспитании детей. В данном случае дополнительное образование детей можно рассматривать как тип совместной деятельности, характеризующийся «доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат развития всех субъектов образования» [6]. Специфика работы с детьми с ОВЗ требует от педагогов особых компетенций, знаний развития ребёнка с особыми потребностями, умения использовать современные образовательно-воспитательные технологии, педагогические знания в инклюзивном обучении [7].
Наш многолетний опыт в образовательной практике показал, что многие педагоги, работающие в организациях дополнительного образования, не готовы к работе и обучению детей с ОВЗ. Потому что более 50% преподавателей организаций дополнительного образования, являясь профессионалами в отдельных направлениях, таких как музыка, хореография, изобразительное искусство, декоративно-прикладное творчество и т.д., не имеют соответствующего психолого-педагогического и социально-педагогического образования. Что побудило Республиканский учебно-методический центр эстетического воспитания «Балажан» организовать разработку программы формирования психолого-педагогической и социальной компетентности педагогов в работе с детьми данной категории.
Для реализации программы совместно с реабилитационными центрами для детей с ОВЗ, была создана система методического сопровождения по повышению квалификации педагогов не только центра, но и внешкольных организаций дополнительного образования республики. Программа позволила направить педагогов на самостоятельное изучение основ детской психологии и социализации, участие в обучающих семинарах и тренингах.
Одним из главных партнеров в формировании социальной компетентности педагогов выступают родители детей с ОВЗ. Спрос родителей на квалифицированную помощь в творческом развитии, адаптации и социализации детей, требуют от педагогов совершенствования своих знаний, умений, выработки навыков и умения их использовать для получения ожидаемого результата, формированию адекватной самооценки своей профессиональной деятельности.
Важным направлением социального партнерства в области повышения квалификации педагогических кадров и специалистов дополнительного образования детей в работе с детьми с ОВЗ являются практико-ориентированные курсы, проводимые совместно с Республиканским институтом переподготовки и повышения квалификации педагогов Кыргызстана, где педагоги совершенствуют методы и формы своей работы. Популярной формой профессионализации педагогов стали консультации и мастер-классы с социальными работниками, интерактивные тренинги с психологами, логопедами. При анализе итогов, проводимых совместных курсов повышения квалификации педагогов, было выявлено то, что на начальном этапе данной работы по формированию социальной компетентности педагогов, на вопросы о формах и методах работы с детьми с ОВЗ, из опрошенных 48 преподавателей 75% показали неготовность к работе с детьми с ОВЗ. Они же показали не только слабые знания, но и непонимание роли социального партнерства в профессиональном становлении педагога. Основные опасения педагогов были связаны с незнанием подходов, форм и методов в работе с детьми с ОВЗ. В связи с этим были разработаны курсы обучения с использованием практико-ориентированных семинаров, методик, предусматривающих проектирование и внедрение новых педагогических технологий инклюзивного и социально-ориентированного обучения детей средствами искусства.
Консультации специалистов реабилитационного центра детей «Умут-Надежда» по работе с детьми с ОВЗ, совместное проведение конкурсов, благотворительных акций, концертов, разработки корректирующих программ повысили педагогическое мастерство самих педагогов. Об этом свидетельствуют результаты проведенного исследования, согласно которому 48% педагогов в конце курсов показали хорошие знания о новых подходах в работе с детьми с ОВЗ и их родителями. Они стали активно применять специальные информационные, образовательные, психологические технологии. Поэтому 46% родителей отметили повышение компетентности педагогов в социализации их детей. А сотрудничество РУМЦЭВ «Балажан» с ОсОО «Байсал» выразилось в предоставлении последним спортивного и оздоровительного оборудования, что также мотивировало педагогов к изучению оздоровительных и укрепляющих упражнений и занятий с детьми с ОВЗ.
Итак, имеющийся опыт социального партнерства способствовал формированию социальной компетентности педагогов центра в работе с детьми с ОВЗ. Высокая социальная компетентность педагогов центра обеспечила детям с ОВЗ участие в республиканских, международных конкурсах и фестивалях по изобразительному искусству и прикладному творчеству, вокальному мастерству, чему свидетельство победы Курманбековой Айзады (с диагнозом ДЦП) в конкурсе по прикладному творчеству; Москаленко Дианы (с диагнозом ЗПР) в Международном конкурсе «Дети рисуют мир. Центральная Азия» по изобразительному искусству; Ниязалиевой Айданы (диагнозом паралич нижних конечностей) в конкурсе «Лидице» (Чехии) и др. Соответственно, можно отметить рост удовлетворенности родителей работой педагогов центра. Вот несколько примеров отзывов родителей: отец Шинды Хадижы: «Раньше моя дочь очень комплексовалась и не выходила даже на улицу, а сейчас с удовольствием поёт перед публикой и ей это очень нравится»; мама Жумагулова Атая: «….благодаря педагогам центра "Балажан" мой ребенок социализирован в общество и даже имеет профессию, которая ему нравится»; отец Ниязалиевой Айданы сказал, что: «В "Балажане" моя дочь нашла своё призвание - изготовление игрушек из войлока и это возможно станет её будущей профессией….».
В результате профессиональной работы педагогов многие выпускники, имеющие ОВЗ, научились без проблем ориентироваться в быту, усвоили общественные нормы и правила отношений между людьми. Занятия в студиях центра помогли в профориентации детей на будущую профессию, а также в приобретении начальных профессиональных навыков по выбранному ими направлению. Так, из 32 детей с ОВЗ – 11 детей продолжают обучаться в художественном, технологическом, учебных заведениях, работают в текстильных и ювелирных цехах, занимаются частной предпринимательской деятельностью [8].
Таким образом, обобщение опыта работы центра «Балажан» в период 2000–2018 гг. позволяет утверждать, что социальное партнерство является ведущим условием формирования социальной компетентности педагога, способного к самовоспитанию, способствует личностной и социальной самореализации, что создает условия для творческого развития и поддержки детей с ОВЗ, их социализации и профессиональному выбору в жизни.
1. Статистические данные отдела социальной статистики Управления социально-демографической статистики и рынка труда Нацстаткомитета. http://knews.kg/2016/06/10/za-pyat-let-kolichestvo-detej-invalidov-v-kyrgyzstane-vyroslo-na-16/
2. Адлер А. Наука жить. Пер. с англ. – Киев: Port – Poya. – 1997. – C. 17–22.
3. Закон КР «Об образовании» // статья 33 «Социальная защита особого контингента учащихся». (В редакции Законов КР от 30 июля 2013 года № 176, 8 июня 2017 года № 100) http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/111599?cl=ru-ru
4. Закон КР «О правах и гарантиях лиц с ограниченными возможностями здоровья» // статья 37 «Внешкольное обучение» от 3 апреля 2008 года № 38, (В редакции Законов КР от 30 декабря 2009 года № 319, 29 апреля 2016 года № 52, 8 июня 2017 года № 100) cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/202329
5. Большакова Т.К. Социальное партнерство в системе дополнительного образования детского дома как фактор нравственного развития воспитанников [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2013. – С. 112–114. – URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/69/3700/ (дата обращения: 22.06.2018). (дата обращения: 10.06.2018).
6. Паршутина С.В. Обновление ресурсов дополнительного образования для успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). – Пермь: Меркурий, 2015. – С. 305–307. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7559/ (дата обращения: 02.06.2018).
7. Мищенко А.Ф., Савченко А.Г., Максутова Ф.И. Идеи педагогики и воспитания Л. С. Выготского в работе с детьми с особыми образовательными потребностями в начальной школе // Молодой ученый. – 2016. – №27.1. – С. 20–22. – URL: https://moluch.ru/archive/131/35956/ (дата обращения: 06.06.2018).
8. Текущий архив РУМЦЭВ «Балжан» 2012-1017 годы. Аналитические материалы практико-ориентированных курсов повышения квалификации педагогов и руководителей внешкольных организаций дополнительного образования детей. 2016, 2017 годы.