СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ АРХИТЕКТУРЫ СЕРБСКИХ И РУССКИХ МОНАСТЫРЕЙ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В работе дан компаративный анализ и изучена тема эволюции православных монастырей на примере Сербии и России, которая является актуальной в вопросе возрождения Православной культуры. Формирование архитектуры монастырских комплексов в современных условиях способствует определению принципов функциональной и архитектурно-пространственной организации православных монастырей с социально-образовательными объектами. В настоящее время функции монастырей расширяются, их образовательно-просветительская, социальная, паломническая и др. деятельность становится все более востребуемой. Монастырский ансамбль является открытой и постоянно развивающейся системой, и методология исследования монастырских комплексов базируется на системном подходе к изучению архитектуры православных храмов и монастырей. До настоящего времени не проводились комплексные исследования православного монастырского зодчества Сербии и всего балканского региона в целом. Однако, опыт монастырского строительства России и Балкан позволяет исследовать многие особенности архитектуры православных монастырей и разработать рекомендации для восстановления храмовой архитектуры и нового строительства храмовых комплексов и монастырей с учетом их социально-образовательной и культурной деятельности. В возрождении монастырей Сербии в настоящее время может широко использоваться опыт России. При этом основной задачей архитектора является сохранение особенностей сербской храмовой архитектуры и ее самобытности.

Ключевые слова:
монастырь, архитектура, православие, традиция, Россия, Сербия, культурное наследие, социально-образовательные объекты
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Введение. В настоящее время проблема архитектурного формирования при монастырях социально-образовательных объектов  и центров с различными культурно-духовными функциями, предназначенных для детей и молодежи, необычайно актуальна и обуславливается статистическими данными. На протяжении истории православия монастыри всегда выполняли важную миссию социального и духовного развития общества. Они являлись центрами и распространителями веры, просвещения, образования, культуры и хранителями ценных архитектурно-художественных памятников.

Под влиянием кореных перемен в социальной и культурной сфере общества в России наблюдается процесс возрождения религиозной жизни и восстоновления памятников архитектуры культурного наследия прошлого, а также бурное развитие и строительство новых храмовых и монастырских комплексов[1-2,5-6]. Таким образом, очевидна необходимость создания аналогичных объектов и  центров, которые послужат кратчайшим путем духовной  интеграции в общество детей и подростков.

Монастыри Балкан и России составляют неотъемлемую часть архитектурного наследия православных государств. На Балканы христианство и монашество пришли в V-IX вв. из Византийской империи, в состав провинций которой эти территории входили. Из Византии, при активном участии  просветителей балканских стран, в частности, Греции, христианство в Х в. пришло в Россию. Единство Православия и общие корни с византийской культурой неразрывно связывают архитектуру монастырей Балкан и России. В течение тысячелетия на Балканах развились самобытные формы храмовой и монастырской архитектуры. Изучение  этой архитектуры далеко выходит за пределы интересов историко-архитектурной науки, поскольку тесно связано с современными задачами  восстановления храмовой архитектуры во всех странах, где принято Православие[2,5,7].

Методология. Основой методологии работы является системный подход к проблеме изучения архитектуры православных монастырских комплексов и их адаптации к современным условиям. Монастырский ансамбль рассматривается как развивающаяся, т.е. открытая система. Методика включает основные методы: функциональный, типологический, историко-эволюционный с учетом социокультурных функций монастырей, архитектурно-сравнительный (компаративизм) и стилистический, а также прогностическое моделирование социально-образовательных объектов в монастырях,  проверенное в экспериментальном проектировании. Один из методов - архитектурно-сравнительный (компаративизм) дал возможность исследовать монастырский опыт Сербии и России во времени (Х-ХХвв.) и пространстве. Данный метод дополнен типологическими классификациями монастырей и научными категориями дивергенции-конвергенции (различие и  сходство архитектурных признаков) [1-2,7]. 

До настоящего времени не проводились комплексные исследования православного  монастырского зодчества Сербии и всего балканского региона в целом. В России комплексное изучение православных монастырей также отсутствует. Вопросы близкие к теме изучали ряд авторов по культовой архитектуре Византии и Балкан: Краутхеймер Р., Кондаков Н.П., Брунов Н.И., Якобсон А.Л., Лихачева В.Д. и др. В работах даны описательные характеристики и анализ архитектуры храмов отдельных монастырей балканских стран в историческом аспекте. В работе сербского историка Чирковича С. представлена история создания храмов и монастырей, а также дан свод архитектурно-художественных памятников Сербии. На сербском языке известны работы Бурича В., Петковича В. и др., посвященные архитектуре отдельных монастырских комплексов. На русском языке монастырям Сербии посвящена работа Вороновой Д.А. Компаративному (сравнительному) анализу и исследованию закономерностей формирования архитектуры православных монастырей Балкан, в т.ч. Сербии и России посвящены  фундаментальные труды  Ильвицкой С.В. [2,5,7-9].

Проблемам русского храмового и монастырского строительства посвящены серьезные труды: Денисова Л.И., Кудрявцевых М.П. и Т.М., Комеча А.И., Вагнера Г.К., Балдина В.И., Раннинского Ю.В., Рябушиной И.А., Ильина М.А., Бусевой-Давыдовой И.Л., Воронова А.А.  Более поздняя православная архитектура  освящалась в работах Ушакова Ю.С., Саваренской Т.Ф., Славиной Т.С., Кириченко Е.И.

Основная часть. Русские монастыри в ХХ в. утратили свою основную религиозную функцию. Но возрожденные монастыри в XXI веке снова начали просветительскую, благотворительную и хозяйственную деятельность. Здесь накоплен опыт рационального использования монастырей в современных социально-культурных и экономических условиях, создается инфраструктура обслуживания паломников и туристов (благоустроенные гостиницы, мотели, автостоянки), некоторые монастыри переданы  полностью или частично под музеи, решен вопрос возврата монастырских земель и недвижимости их историческим хозяевам. Современная жизнь выдвигает требования расширения социально-образовательной, духовно-просветительской и социокультурной роли монастырей, они снова становятся востребованными различными слоями населения, о чем свидетельствуют многочисленные паломники и туристы, устройство их хозяйственной деятельности с высокой производительностью труда, и как следствие, повышение качества жизни людей в российских провинциях[1-5,7,9].

На современном этапе насущная потребность строительства монастырей актуальна для России и требует решения поставленных проблем. Сегодня количество действующих храмов России составляет  более 1200, монастырей - 600 (из них около 500 находятся в стадии возобновления монастырской жизни). Только в Москве и Московской области функционируют более  40 монастырей. Исходя из этого, на основе опыта монастырского строительства России и обобщения положительной практики монастырей Балкан, необходимо исследование архитектуры православных монастырей и выработка рекомендаций по их восстановлению и новому строительству, что позволит совершенствовать архитектурно-художественный облик монастырских ансамблей с учетом прогнозирования развития их социально-образовательных и культурных функций.

Сегодня аналогичный процесс возрождения монастырей является актуальным и для Сербии, а русский опыт приемлем для практики строительства в сербских монастырях. Основная задача архитекторов, стоящая при восстановлении монастырей и новом их строительстве, заключается в сохранении специфики архитектуры сербских ансамблей, самобытного храмового зодчества, развивавшегося в течение Х-ХХ веков.

Разделение Югославии и война, развязанная в Сербии в конце  ХХ века, привели к многочисленным утратам ценных памятников православного зодчества и  разрыву преемственности в строительстве храмов и монастырей.  В XX веке  монастыри утратили свою роль в обществе в связи с социально-экономическими и социально-культурными преобразованиями. Однако с начала XXI века их значение в культурной жизни стало вновь возрастать как памятников истории, культуры и духовности. Данные объекты в новом статусе начинают привлекать внимание людей, и в этом контексте особую роль играет возрождение ряда функций, одна из которых образовательная[10-11].

С начала ХХ века монастыри утратили свою роль в обществе в связи с социально-экономическими и социально-культурными преобразованиями. Однако с начала ХХI века их значение в культурной жизни стало вновь возрастать как памятников истории, культуры и духовности. Данные объекты в новом статусе начинают привлекать внимание людей и, в этом контексте, особую роль играет возрождение ряда функций, одна из которых образовательная.

   Так, например, Свято-Алексиевская Пустынь с Храмом преподобного Алексия, человека Божия, – российский монастырь, в котором построены, открыты и функционируют великолепно организованные Православная гимназия и Кадетский корпус с библиотекой, содержащей многочисленные богословские книги, среди которых уникальное сербское Четвероевангелие сер.16 века [рис.1-14].

В настоящее время европейские города сумели сохранить свой художественный образ, несмотря на то, что появились новые современные здания в их историко-архитектурной среде. С другой стороны, мегаполисы становятся все более узнаваемые и привлекательные благодаря тому, что они могут предложить больше архитектурно-инновационных зданий, смелых концептуальных решений. Это главная причина, почему известные европейские столицы: Париж, Лондон или Берлин, но и новые европейские центры, такие как Таллин, Загреб, Братислава, Варшава растут в высоту рядом с исторической средой. Сегодня Белград пытается позиционировать себя на международной сцене в качестве делового центра Юго-Восточной Европы, пытаясь найти свой путь развития в пост-тоталитарном обществе. Проект современного общественного офисно-жилого центра продолжит развитие Белграда, прерванное в восьмидесятых годах[11].

Новое здание центра архитектора Заха Хадид пробудит белградский дух «модерна», который был характерен для сербской столицы. Место, которое представляет собой черную дыру на карте Белграда, хотя от центра находится всего в 500 метрах, в настоящее время не включено в жизнь города. Цель проекта состоит в том, чтобы полностью оживить важную, но заброшенную часть исторического города. Благодаря этому проекту Белград будет вновь привлекать внимание со стороны международных СМИ, профессионального сообщества архитекторов, многочисленных туристов. Анализируя проект, можно заметить, что архитектор оставила открытый вид на окружающую историческую и природную среду, открывая берег Дуная.  Уникальность этого комплекса является его синергия. Комплекс непременно установит новую экономическую модель  для сербского рынка недвижимости, а также и определит новые стандарты в архитектуре и строительстве, и, возможно, станет новым привлекательным культурно-образовательным местом, как для жителей Белграда, так и для туристов [20].  

            Аналогичный процесс мы наблюдаем при восстановлении сербских храмов и монастырей, связанный и с новым строительством, что обуславливает необходимость возрождения традиций и выработки новых архитектурных решений по проектированию социально-образовательных объектов в исторической среде [11-12].

         Выводы. В настоящей работе выявлена насущная потребность строительства просветительско-образовательных объектов при монастырях, актуальная для Сербии и требующая решения поставленных проблем. Исходя из этого, на основе опыта монастырского строительства Сербии и обобщения положительной практики монастырей России, необходимо исследование архитектуры православных монастырей и выработка рекомендаций по их восстановлению и новому строительству, что позволит совершенствовать архитектурно-художественный облик монастырских ансамблей с учетом прогнозирования развития их социально-образовательных и культурных функций.

Данное исследование положено в основу выявления и обоснования типологии образовательных центров для детей и подростков при храмовых и монастырских комплексах, а также принципов их архитектурного формирования.

Список литературы

1. Ильвицкая С.В. Пространства цивилизационного туризма и архитектурное наследие монастырских духовниых центров // Архитектура и строительство России. 2017. № 1. С. 59–67.

2. Ильвицкая С.В. Компаративная архитектура православных монастырей Балкан и России. Монография // LAP LAMBERT Academic Publishing. 2017, 95 с.

3. Elizaveta Shvetsova-Shilovskaya., Svetlana Ilvitskaya Orthodox Monastery Complexes in Modern Conditions: Main Principles of Reconstruction and Development // WOS 2019 the 2nd International Conference on Education Science and Social Development.

4. Ильвицкая С.В. Архитектурные школы Балкан периода Средневековья // Материалы VII Международной конференции по истории архитектуры. Сборник «Архитектура мира. Запад-Восток: архитектурные школы Нового и Новейшего времени». УРСС (МАРХИ и ВНИИТАГ). Выпуск №7.1998. С. 50–55.

5. Ильвицкая С.В. Закономерности формирования архитектуры православных монастырских комплексов (на примере балканских стран): дис. ... д-ра архитектуры. М.: 2005. 432 с.

6. Ильвицкая С.В., Швецова-Шиловская Е.А. Спасение от паломников // Журнал Московской Патриархии. Храмоздатель: Приложение о верковном строительстве. 2013. № 2 (3). С. 48-56.

7. Ильвицкая С.В. Эволюция православ-ной культовой архитектуры // Иллюстриро-ванное учебное пособие по курсу «История архитектуры и дизайна», М.: ГУ3, 2011. 96 с.

8. Ильвицкая С.В. Архитектура мона-стырских комплексов балканских стран и тра-диции византийского зодчества. Кишинев, 2000. 330 с.

9. Ильвицкая С.В. Социально-культурная типология монастырских комплексов балкан-ских стран и России // Жилищное строитель-ство. 2003. №11. С. 19–20

10. Ильвицкая С.В. Архитектурные особенности монастырей балканских стран // Международная коллективная монография: "Монастыри – культурные и духовные центры России и Европы", М.: 2003, С.155–162.

11. Ильвицкая С., Жица П. Архи-тектура новых объектов в контексте истори-ческой среды в пост-тоталитарном обществе Сербии // Материалы конференции АН Мол-довы «Yesterday’s cultural heritage – contribu-tion to the development of a sustainable tomorrow’s society. Chișinău. 2019. С.8.

12. Ильвицкая С.В, Лобкова Т.В. «Зеленая» архитектура жилища и GREEN BIM технологии // Архитектура и строительство России. 2018. № 1. С.100-113.

13. Ильвицкая С.В., Лобков В.А., Лобкова Т.В. Натуральные материалы в "зеле-ной" архитектуре//Academia. Архитектура и строительство. 2019. № 2. С. 130-133

14. Ильвицкая С.В., Петрова Л.В., Булгакова Е.А. Домашние храмы российских вузов - духовный катализатор создания церк-вей // Архитектура и строительство России, 2016. № 1–2 (217–218). С.43–52

15. Ильвицкая С.В., Смирнов А.В. Роль культурно-досуговых центров в истори-ческой среде и сохранение культурного наследия // Жилищное строительство. 2015. № 3. С. 1–6.

16. Ильвицкая С.В., Ильвицкий Д.Ю. Архитектурная концепция храма-памятника в древнем Московском монастыре // Архитектура и строительство России. 2015. № 11–12. С. 16–24.

17. Ильвицкий Д.Ю., Золотарев А.О. Опыт проектирования нового храма в рамках освоения исторической территории Сретенского монастыря с использованием ин-формационных технологий BIM // Архитекту-ра и строительство России. 2016. № 1–2 (217–218). С. 63–75.

18. Ильвицкая С.В. Православная Святая Обитель на Балканах и в России // Ар-хитектурные новости. Российская Ассоциация Архитекторов. 2004. № 1. С. 49–54.

19. Ильвицкая С.В., Швецова-Шиловская Е.А. Архитектурное устройство современного монастырского музея: на при-мере Свято-Троицкого Антония Сийского мо-настыря Архангельской области // Вестник МГСУ.2018. № 2, с. 148–154

20. Ильвицкая С.В., Швецова-Шиловская Е.А. Спасение от паломников // Журнал Мос-ковского Патриархата. 2013. № 2 (3). С. 48–56.


Войти или Создать
* Забыли пароль?