В настоящее время российская наука, являясь значимым сегментом мировой интеграции, играет важную роль в обеспечении безопасности нашей страны. Глобальные изменения в организации научной, научно-технической и инновационной деятельности приводят к возрастающей международной конкуренции среди специалистов, претендующих на статус высококвалифицированного исследователя в этой энергозатратной отрасли хозяйства.
Важнейшей задачей сегодня, закрепленной в Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной указом Президента РФ от 1 декабря 2016 года № 642, является популяризация науки и создание возможности для выявления талантливой молодежи и построения успешной карьеры в области науки, технологий и инноваций, обеспечив тем самым развитие интеллектуального потенциала страны.
Приказом МВД России от 18 марта 2013 года № 150 для вузов системы МВД России определены основные направления научной деятельности. В частности, для Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя (далее — Университет) такими направлениями являются: исследование проблем деятельности подразделений органов внутренних дел по предупреждению, раскрытию и расследованию правонарушений и преступлений; совершенствование подготовки кадров в образовательных учреждениях высшего профессионального образования МВД России; международное сотрудничество в области подготовки полицейских кадров и противодействия организованной преступности; международно-правовая деятельность органов внутренних дел; организация психологической работы с личным составом органов внутренних дел, психология служебной деятельности.
Для успешной реализации поставленных задач разработаны научно-организационные проекты, одобренные на ученом совете Университета. Формирование и приумножение научных знаний в соответствии с возможностями теории и требованиями практики потребовало консолидации усилий многих ученых вуза. Одним из таких комплексных проектов стал проект «Пропаганда научных знаний», который предполагает не просто формирование и распространение научных взглядов, но и активное внедрение их в образовательный процесс, функционирование «Методологической школы», установление прочных взаимосвязей субъектов различных уровней научного процесса и их совместную деятельность, доведение отдельных результатов в научно-популярном формате до населения (например, разработанный университетом «Стандарт безопасного поведения пассажиров Московского метрополитена» внедрен в практическую деятельность УВД на Московском метрополитене ГУ МВД России по г. Москве).
Очевидно, что популяризация научных знаний способствует развитию интереса к науке, технологиям и инновациям, помогает решить задачи профориентации молодежи, мотивации курсантов, слушателей, иностранных слушателей к продолжению обучения по программам подготовки научно-педагогических и научных кадров и занятию научной работой, что в конечном счете содействует реализации поставленных задач. Необходимо отдельно отметить научно-исследовательскую работу курсантов, слушателей и адъюнктов в составах научных кружков; научного общества курсантов, слушателей и адъюнктов, созданных в Университете. Они активно участвуют в проведении интеллектуальных игр; проводят научные исследования, результаты которых направляются на конкурсы научных работ (внутривузовские, межвузовские и федеральные).
Научные кружки — это первая дискуссионная платформа, где курсанты и слушатели в более комфортных условиях способны обсудить и апробировать результаты своих исследований, поучаствовать в яркой полемике. Пробуждение интереса к науке и формирование профессионального подхода к познанию среди начинающих молодых ученых оказывают существенное влияние на рост научной составляющей в Университете, обеспечивают активное развитие научных школ и в последующем расширение ядра ведущих ученых.
Вместе с тем, совершенствованию поддержки талантливой молодежи способствует реализуемый в настоящее время проект «Университет молодых исследователей», целью которого является формирование научно-исследовательской активности курсантов Университета как многолетнего поискового исследования, предшествующего диссертационному исследованию, а также обеспечение их научной социализации в среде других молодых исследователей. Значимой частью этого проекта стало закрепление дополнительных мер поддержки их деятельности в виде приоритетного опубликования монографий и научных статей, в том числе квотирование мест в портфеле издаваемых вузом рецензируемых научных журналов, опубликования материалов конференций молодых исследователей с последующим их размещением в РИНЦ.
Основными задачами указанных проектов являются:
— создание условий для формирования научного мировоззрения;
— содействие в развитии и проявлении творческих способностей молодых исследователей Университета;
— привлечение выпускников Университета прошлых лет к поступлению в адъюнктуру;
— обучение методологии научного исследования, технологиям подготовки научных трудов;
— формирование навыков публичного изложения полученных научных результатов;
— воспитание чувства патриотизма и гордости за достижения ведущих ученых, формирование представления о их творческом пути в области науки.
Реализация поставленных задач стала возможна благодаря сформированной системе научных школ и высокой квалификации профессорского состава Университета. Научный потенциал тринадцати научных школ составляют 84 доктора наук и 237 кандидатов наук. Ведущими учеными научных школ ведется постоянная работа по развитию научных разработок по приоритетным направлениям научного обеспечения органов внутренних дел, (например, по плану научного обеспечения МВД России в 2016 г. выполнены 2 заказные темы, в 2017 — 15, в 2018 — 24), привлечению к разработке ее проблематики молодых ученых, обеспечивая тем самым преемственность поколений и будущее научного коллектива.
Ежегодный мониторинг деятельности научных школ показывает, что в Университете есть огромный пласт научных знаний, который необходимо рассматривать в качестве фундамента развития пропаганды научных знаний, через которую руководители научных школ, ведущие ученые научных коллективов Университета знакомят выпускников, курсантов и адъюнктов с новыми знаниями в различных отраслях наук, способствуя повышению их образовательного уровня, привлечению их к обучению и поступлению в адъюнктуру и их дальнейшему научному росту.
В качестве примера можно назвать ряд направлений по реализации пропаганды научных знаний.
1. Создан календарь научных мероприятий Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя с размещением на официальном сайте и портале университета (виртуальная пропаганда) раздела «Неделя кафедральной науки». Неделя кафедральной науки интегрирует потенциал различных научных мероприятий: встречи с курсантами, адъюнктами и выпускниками Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя по научному направлению кафедр; презентации новых изданий руководителей научных школ, ведущих ученых Университета для адъюнктов и курсантов 4-х и 5-х курсов; проведение научно-популярных лекций для курсантов и адъюнктов; презентации работ, занявших призовые места в Конкурсе учебных и научных изданий «Учебная и научная книга МосУ МВД России имени В.Я. Кикотя».
2. Развитие интернет-газеты Университета (виртуальная пропаганда) — площадки научных идей, где публикуются не просто научные статьи, а научно-популярные статьи, доступные широкому кругу читателей. Решения, рекомендации и выводы по итогам проведения Недели кафедральной науки также размещены и доступны широкому кругу читателей.
3. Развитие методологической школы (устная и печатная пропаганда), позволяющей создать условия для формирования научного мышления, приобретения профессиональной компетенции по организации и проведению научных исследований и обеспечивающей освоение различных технологий, способов и приемов реализации научной деятельности, в том числе при работе с научным текстом диссертации.
4. Введение дополнительных номинаций в конкурс учебных и научных изданий «Учебная и научная книга МосУ МВД России имени В.Я. Кикотя»: «Активный читатель» и «Популярное издание (ТОП-20)». В ходе проведения данного конкурса проанализирована обращаемость пользователей к учебным и научным изданиям по институтам и факультетам. В исследовании читательской активности переменного состава Университета были использованы стандартизированные числовые индикаторы первичных документов единой регистрационной картотеки автоматизированной информационно-библиотечной системы (посещаемость, читаемость, частота авторизаций в электронной библиотеке). Активными читателями стали курсанты при посещаемости свыше 10 раз, читаемости — свыше 800 экземпляров, частоте авторизации — более 5.
5. Развитие печатных журналов Университета с возможностями выхода на международный уровень (печатная пропаганда). Наряду с уже издаваемыми журналами «Вестник Московского университета МВД России» и «Вестник экономической безопасности» появились еще два печатных периодических издания: «Психология и педагогика служебной деятельности» и «Криминологический журнал». Страницы журналов активно используются не только для популяризации научных школ и научных достижений Университета, но также для привлечения к публикации основных результатов научно-исследовательской деятельности ученых и специалистов из ведущих научных и образовательных учреждений как Российской Федерации, так и зарубежных государств.
6. Развитие информационных ресурсов для целей научной пропаганды (в т. ч. профилактической направленности позволяет в дальнейшем разработать на базе платформы официального сайта Университета мобильное приложение для целевой аудитории, доступное школьникам, студентам, то есть каждому гражданину страны.
В настоящее время можно смело утверждать, что реализация долгосрочных проектов «Пропаганда научных знаний» и «Университет молодых исследователей» создала условия для воспроизводства научно-кадрового потенциала Университета, воспитания преемственности и передачи исследовательских компетенций, в результате чего намечена тенденция роста эффективности работы адъюнктуры более чем на 30%.
Таким образом, возможности комплексной поддержки эффективных научных разработок через администрирование и творческое развитие способностей субъектов исследовательской работы являются важным фактором профессионального развития квалифицированных специалистов, способных принимать правильные решения в сложных условиях служебной деятельности.