Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, Россия
В статье анализируются медиатексты, формирующие особый тип гипертекста — современный российский арт-медиадискурс, который на протяжении двух веков соотносился с культурно-просветительской журналистикой. Цель анализа — описать ключевые проявления модернизации коммуникативной направленности дискурса — его коммуникативного статуса. Используя преимущественно аналитические методики, разработанные интенциональной стилистикой, автор находит размывание сегментных границ внутри дискурса, которое, в первую очередь, проявляется в исчезновении существовавшего всегда водораздела между культурно-просветительской, арт-журналистикой, арт-пиаром и рекламным арт-текстом; изменение смысловой структуры текстов, форматирующих «элитарный» сегмент арт-медиадискурса, связанный с классическим, высоким искусством — театральным, музыкальным, искусством слова; доминирование в сегодняшнем арт-медиадискурсе развертываемых во времени имиджевых бизнес-проектов, которые реализуются с использованием современных пиар-техник. При этом очевидно, что технологически процесс модернизации дискурса осуществляется под воздействием актуализации национального, исторического пиар-опыта и усвоения, присвоения, адаптации опыта мирового, прежде всего, европейского. Данные наблюдения заставляют сделать вывод о том, что сегодня в России журналистское освещение классического искусства продиктовано уже не осведомительной или оценочной, а побудительной интенциональностью, что свидетельствует о включенности проанализированных публикаций в систему стратегической коммуникации и в значительной степени определяет речевую форму разножанровых медиатекстов данной дискурсивной принадлежности.
арт-медиадискурс, стратегическая коммуникация, культурно-просветительская журналистика, модернизация, проявление
1. Hallahan, K., Holtzhausen, D., Ruler, B. van, et al, 2007. Defining strategic communication. Intern. Journ. of Strategic Communication. № 1. P. 3–35.
2. Коnkov, V.I, Tsvetova, N.S., 2016. Actualization of Literary Works in Artistic Communication // Jornal of the Social Scien. Volume: 11. Issue: 7. P. 1163-1167.
3. Березин, В. Рождение нового слова, 2013 // Текст и традиция. Альманах. № 1. СПб: Росток. С. 305-312.
4. Гавра, Д.П., 2015. Категория стратегической коммуникации: современное понимание и базовые характеристики // Современные технологии бизнес-коммуникаций и стратегический PR. СПб: ВШЖиМК СПбГУ. С. 229-233.
5. Гавра, Д.П., Быкова, Е.В., 2018. Стратегическая коммуникация // Медиалингвистика в терминах и понятиях. Словарь-справочник. М.: Флинта. С. 348-351.
6. Галимова, Е.Ш., Цветова, Н.С., 2017. Динамика медиапрезентации одного литературного феномена // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9. Русский язык и литература. № 4. С. 650-664.
7. Глазкова, С., 2016. PR- коммуникации в арт-бизнесе. СПб: СПбГУ. 179 с.
8. Дускаева, Л.Р., 2019. Лингвистическая архитектура стратегических коммуникаций // Медиалингвистика. Т. 6. № 4. В печати.
9. Дускаева, Л.Р., Цветова, Н. С., 2012. Интенциональная стилистика как вектор развития медиастилистики // Культура речи и журналистика. № 4. С. 18-33.
10. Есин, Б.И., 1989. История русской журналистики (1703-1917). М.: Высшая школа. 370 с.
11. Лапшина, Г.С., 2016. Искусство глазами журналиста. Монография. М.: Флинта-Наука. 280 с.
12. Солганик, Г.Я., 2000. Современная публицистическая картина мира // Публицистика и информация в современном обществе. М.: МГУ. С. 209-217.
13. Сусов, И.П., 1979. О двух путях исследования содержания текста // Значение и смысл речевых образований. Калинин: КГУ. С. 90-103.
14. Цветова, Н.С., 2019. Искусство в массмедиа. СПб: Издательство ВВМ. 99 с.
15. Цветова, Н.С., 2017. «Делать художественное общедоступным…» // Актуальные проблемы стилистики. Ежегодный международный научный журнал. № 3. С. 168-179.