В статье раскрываются специфические особенности выражения пейоративной оценки в медиадискурсе моды, ориентированном на широкую массовую аудиторию, на примере телевизионных передач в жанре make-over-show «Модный приговор» и «Снимите это немедленно». Представлен анализ лексических единиц, содержащих отрицательные оценочные смыслы в денотативном компоненте значения (общеоценочных и частнооценочных), а также контекстуально обусловленных лексем, приобретающих негативную окраску в контексте дискурса моды. Автор статьи приходит к выводу, что эксплицитные и имплицитные оценочные характеристики с пейоративным компонентом, используемые ведущими программ — профессионалами в области моды, реализуют максимальное воздействие на сознание и поведение адресата и формирование у него нужных адресанту ценностных установок в отношении внешнего вида.
телепередачи о моде, make-over-show, массовый медиадискурс моды, система ценностей, пейоративная оценка, эксплицитная оценка, имплицитная оценка
1. Аракелова А.Р. Лингвоаксиологические характеристики современного англоязычного дискурса моды: автореф. дис. … канд. филол. наук. Пятигорск, 2017. 28 с.
2. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений. Оценка. Событие. Факт. М.: Наука, 1988. 336 с.
3. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М.: «Языки русской культуры», 1999. 367 с.
4. Башкатова Д.А. Современный русский дискурс моды: дис. … канд. филол. наук. М., 2001. 306 с.
5. Болотова Ю. С. Лингвопрагматический аспект дискурса моды: дис. … канд. филол. наук. Москва, 2017. 152 с.
6. Гасанова З. Н. Ток-шоу «Модный приговор»: формульные реализации судебного дискурса и его речевые преобразования: дис. … канд. филол. наук. Спб., 2018. 210 с.
7. Григорьева К.С. Категории «свой» и «чужой» в телевизионных шоу о моде //Современная медиасреда: традиции, актуальные практики и тенденции. Взгляд молодых исследователей: материалы 15-й международной конференции студентов и аспирантов (Санкт-Петербург, 9–11 марта 2016 г.). Санкт-Петербург: Свое издательство, 2016. С. 51–57.
8. Губина В. В. Топология современного русскоязычного дискурса моды в аспекте перевода с английского на русский язык: дис. ... канд. филол. наук. Москва, 2015. 275 с.
9. Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс]/ URL: http://что-означает.рф/залюбить (дата обращения 19.08.2019).
10. Желтухина М.Р. Тропологическая суггестивность масс-медиального дискурса: о проблеме речевого воздействия тропов в языке СМИ: Монография. М.: Ин-т языкознания РАН; Волгоград: Изд-во ВФ МУПК, 2003. 656 с.
11. Исхакова О.С. Динамика развития письменно-речевых жанров журнального дискурса моды : на материале анализа англоязычного журнала моды Harper`s Bazaar : дис. ... канд. филол. наук. Уфа, 2017. 202 с.
12. Косицкая Ф. Л. Письменно-речевые жанры рекламного дискурса моды в аспекте межъязыковой контрастивности (на материале французских и русских каталогов моды): автореф. дис. … канд. филол. наук. Томск, 2005. 21 с.
13. Надыршина А.А. Специфика «Beauty» -материала как fashion-жанра (на основе творчества Эвелины Хромченко) // Медиасреда, 2016. С. 70–77.
14. Свендсен Л. Философия моды. М.: Прогресс – Традиция, 2007. 256 с.
15. Выпуски. Модный приговор. Первый канал. [Электронный ресурс]/ URL: https://www.1tv.ru/shows/modnyy-prigovor (дата обращения: 12.04.2019).
16. Выпуски. Снимите это немедленно. СТС. [Электронный ресурс]/ URL: https://ctc.ru/projects/show/snimite-eto-nemedlenno_/ (дата обращения: 19.08.2019).