аспирант с 01.01.2014 по 01.01.2020
Москва, Россия
Выборгский филиал Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации (Кафедра таможенного дела Выборгского филиала, Профессор)
Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, Россия
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
ВАК 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности, в том числе: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда; экономика народонаселения и демография; экономика природопользования; экономика предпринимательства; маркетинг; менеджмент; ценообразование; экономическая безопасность; стандартизация и управление качеством продукции; землеустройство; рекреация и туризм)
ВАК 08.00.10 Финансы, денежное обращение и кредит
ВАК 08.00.12 Бухгалтерский учет, статистика
ВАК 08.00.13 Математические и инструментальные методы экономики
ВАК 08.00.14 Мировая экономика
УДК 33 Экономика. Экономические науки
ББК 65 Экономика. Экономические науки
В статье уделяется внимание процессу внедрения цифровых технологий нового поколения в области экономики и социальной жизни. На основе уже использующихся в мире новых цифровых технологиях автором создана модель совершенствования таможенных услуг и таможенного контроля. Использование на практике указанной модели окажет влияние на пресечение случаев нарушения таможенного законодательства, а также увеличение поступлений таможенных платежей в государственный бюджет.
Цифровые технологии, цифровая экономика, международные почтовые отправления, интернет магазин, таможенные услуги, таможенный контроль, система управления рисками, физические лица, таможенные пошлины, запрещенные товары, искусственный интеллект, машинное обучение
Развитие цифровых технологий в течение длительного периода времени определяло траектории развития экономики и общества, что приводило к кардинальным изменениям в жизни людей.
Становление цифровой экономики — одно из приоритетных направлений для большинства стран мира, таких как Япония, Великобритания, США, Германия и др., для которых характерны длительный период реализации «повестки цифрового развития» и преемственность приоритетов - от построения базовой информационно-коммуникационной инфраструктуры
до формирования координированной политики в этой сфере и программ поддержки повсеместного внедрения цифровых технологий.
Изменения моделей деятельности в бизнесе и социальной сфере, вызванные появлением цифровых технологий нового поколения, которые в силу инноваций и масштабов влияния получили наименования машинного обучения (искусственного интеллекта), робототехники, технологий беспроводной связи и т. д., способны вдвое повысить производительность труда.
В ближайшем будущем именно эффективное использование инновационных цифровых технологий будет лежать в основе международной конкурентоспособности как отдельных компаний, так и целых государств, формирующих инфраструктуру и правовую среду для цифровизации. [1]
В Российской Федерации на основании Указа Президента от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» одной из национальных целей развития является обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере.
Цифровые технологии являются связующими звеньями системы цифровой экономики, которая представляет собой хозяйственную деятельность, в которой ключевым фактором производства являются большие объемы данных (BigData) в цифровом виде, их обработка с использованием машинного обучения (Machine Learning) и использование результатов
в различных видах производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг. [2]
Актуальность выбранной темы исследования связана с внедрением
в таможенные услуги и таможенный контроль новых цифровых возможностей, которые положительным образом повлияют на экономику России и уровень жизни граждан.
Так же указанная тема исследования затрагивает перечень целей
ФТС России (перечисление в федеральный бюджет платежей, реформирование системы таможенных органов, обеспечение экономической безопасности, совершенствование информационного взаимодействия и т.д.), опубликованных на официальном сайте в ежегодных публичных декларациях. [3]
Следует отметить, что с 1 января 2020 года в государствах-членах ЕАЭС вдвое снижены [4] лимиты (рис. 1) стоимости и исключены лимиты частоты беспошлинной пересылки товаров, в международных почтовых отправлений (далее - МПО). Указанные изменения вводились государствами-членами ЕАЭС в целях увеличения сумм таможенных пошлин в общем объеме государственных платежей.
Рис. 1 Инфографика изменения лимитов беспошлинной пересылки товаров в МПО [5]
Снижение лимитов беспошлинного ввоза товаров, пересылаемых в МПО, на практике совершения таможенных операций приведет к резкому увеличению ввозимых МПО в страну назначения, что будет являться основанием для следующих проблем:
1. Зарубежные продавцы могут использовать разделение одной дорогостоящей товарной партии на несколько мелких в целях уклонения
от уплаты таможенных пошлин, что проявится сокращением поступления довзысканных таможенных платежей в бюджет государств.
Указанная негативная практика будет реализована в целях сохранения зарубежному продавцу спроса на его товар, а именно снижением для покупателя издержек от взимаемых к нему со стороны таможенных органов таможенных платежей, поскольку именно покупатель при прибытии товара в страну назначения при его получении в отделении почтовой связи должен уплатить таможенные пошлины.
2. Увеличится доля ввоза в государства-члены ЕАЭС запрещенных товарных партий (технические средства для негласного получения информации, холодное оружие, наркотические средства, далее – Запрещенные товары).
Привлечь к ответственности физическое лицо, заказавшего товар, возможно только при его фактическом получении в отделении почтовой связи данного товара.
К примеру, в Российской Федерации, физическое лицо из Орла приобрело через интернет магазин AliExpress GSM-cигнализацию, которая отправляет SMS в случае проникновения воров на участок. При получении в отделении почтовой связи посылки физическое лицо было задержано сотрудниками полиции. Возбуждено уголовное дело по статье 138.1. уголовного кодекса Российской Федерации (незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации. Судом вынесено решение об оплате штрафа на сумму 35 тыс. рублей. [6]
Вышеперечисленный случай не является единичным. Ввоз в Российскую Федерацию Запрещенных товаров на сегодняшний день является достаточно серьёзной проблемой, как для физического лица (привлечение к уголовной ответственности) так и для государства в целом (нагрузка на систему судебного производства).
Рассмотрению актуальных проблем таможенного контроля МПО посвящены работы А.П. Курбатовой, М.А. Цивелевой, О.А. Лопатина, С.П. Калмыкова, Э.Г.Соломатина, Т.В. Кузнецовой, Н.Г. Кочетковой, Н.Н.Звонова, Ю.С. Залетова, Д.А. Книговец, Я.В. Какасуй, в том числе в целях решения указанных проблем предложены варианты внедрения современных технологий таможенного контроля в работах Д.Г. Воронина, О.Г. Бобровой, О.А. Кравченко, А.В. Шевкопляс, В.А. Острога, С.С. Фадеевой и М.П. Веселовой.
По результатам анализа всех вышеизложенных проблем (сокращении довзысканных таможенных платежей в бюджет государств, риск ввоза в государство Запрещенных товаров), в целях практического их решения сокращения необходимо внедрение новых цифровых технологий, как в таможенные услуги, оказываемые таможенными органами физическим лицам, так и в таможенный контроль, проводимый в отношении товаров, пересылаемых в МПО.
Процесс практического решения проблем с учетом применения новых цифровых технологий визуализирован автором в виде модели цифровизации таможенных услуг и таможенного контроля (далее - Модель), представленного на рис. 2.
Указанная Модель состоит из трех блоков, непосредственно взаимосвязанных между собой, рассмотрим каждый из них детально.
Рис. 2 Модель совершенствования таможенного контроля и таможенных услуг [7]
Первый блок Модели представлен национальной системой управления данными (далее – НСУД), в которой храниться информация из государственных органов. Указанная информация используется исключительно в государственных целях и имеет статус ограниченного к распространению.
Создание указанного блока уже рассматривалось автором [8] в целях ускорения проверки товаров, заказанных физическим лицом в зарубежном интернет магазине, на наличие связок с нарушением таможенного или иного законодательства физического лица в целях создания межведомственных инструментов системы управления рисками. Данная система уже реализована в таможенных службах Финляндии и Аргентины.
Второй блок Модели включает в себя внедрение новых цифровых таможенных услуг выражающихся в виде создания личного кабинета для физического лица (быстрая оплата таможенных пошлин, контроль стоимостных лимитов ввоза и т. д.), а также мобильного приложения (автоматическая проверка выбранного в зарубежном интернет магазине товара за запрет к ввозу). Указанные цифровые платформы будут не только способствовать помощи физическим лицам, но и для государства консолидировать всю необходимую информацию о физическом лице. Предусмотрена автоматическая синхронизация с порталом Госулуг.
Третий блок Модели предусматривает внедрение новых цифровых технологий в таможенный контроль при сканировании МПО на рентген аппарате. В данной части в рентген аппарат будет встроена система машинного обучения (на основании снимков рентгена МПО и подсказок инспектора), которая в автоматическом виде будет определять содержимое в МПО а также использования машинного обучения в помощь таможенному инспектору.
Следует обратить внимание, что указанная технология машинного обучения по рентген-снимкам МПО уже разбирается на уровне рабочей группы Всемирной таможенной организации [9], а также в научной работе Д.Г. Воронина и О.Г. Бобровой.[10]
Реализация на практике указанных блоков Модели позволит:
1. Увеличить поступления таможенных платежей в государственный бюджет за счет автоматического анализа лимитов ввоза в отношении физического лица, простой оплаты таможенных пошлин через личный кабинет физического лица и мобильного приложения, а также автоматического определения коммерческой партии сразу на этапе прибытия МПО в страну назначения.
2. Противостоять угрозам национальной безопасности. При помощи НСУД таможенной службе будет предоставлена вся необходима для анализа информация о товарах, заказанных конкретным физическим лицом. Указанная информация в автоматическом режиме будет обрабатываться в рамках системы управления рисками.
3. Повысить заинтересовать физических лиц в отношении предоставленных таможенными органами услуг через мобильное приложение в виде проверки на запрещенного к ввозу товара, заказанного через зарубежный интеренет магазин.
1. Доклад НИУ ВШЭ. Материалы XX апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества (9-12 апреля 2019) «Что такое цифровая экономика? Тренды, компетенции, измерение». – Режим доступа: https://conf.hse.ru/2019/papers
2. Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» СПС «КонсультантПлюс» Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
3. Публичная декларация целей и задач ФТС России. Официальный сайт ФТС России. – Режим доступа: http://customs.ru/publichnaya-deklaracziya-czelej-i-z.
4. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 № 107 (ред. от 28.05.2019) «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования». СПС «КонсультантПлюс» Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
5. «Таможенная пошлина 2020 в России: Новые нормы беспошлинного ввоза товаров с 1 января 2020 года» – Режим доступа: https://cubonus.ru/pochta-i-tamozhnya/poshlina-2020-novye-normy-besposhlinnogo-vvoza-tovarov-s-1-yanvary -2020-goda.html
6. «Что нельзя заказывать на AliExpress. Иначе тебя посадят.». – Режим доступа: https://zen.yandex.ru/media /id/5a4d0ae7482677fc14914c91/chto-nelzia-zakazyvat-na-aliexpress-inache-tebia-posadiat-5a4e1a477ddde83fb2af8848
7. Составлена и защищена автором в Российском экономическом университете имени Г.В. Плеханова автором при прохождении курса повышения «Chie Data Officer – управление, основанное на данных» (удостоверение о повышении квалификации от 13.12.2019 № 46-16-00070/19) – Режим доступа: https://my.2035.university/user/profile
8. Греков И.В. Совершенствование таможенного контроля и таможенных услуг в Российской Федерации при перемещении товаров в международных почтовых отправлениях Текст / И.В. Греков // Вестник Российской таможенного академии. – 2019. – № 3. – С. 145-152.
9. Electronic crime experts from Customs meet in Tokyo (11.12. 2019). Japan Customs hosted the annual meeting of the WCO Electronic Crime Experts Group (ECEG) in Tokyo, Japan from 3 to 5 December 2019. Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.wcoomd.org/en/media/newsroom/2019/december/ electronic-crime-experts-from-customs-meet-in-tokyo.aspx.
10. Воронин Д.Г., Боброва О.Г., Таможенный контроль в условиях "умной" границы: применение искусственного интеллекта для неинтрузивной проверки товаров и транспортных средств Текст / Д.Г. Воронин, О.Г. Боброва // Экономика. Право. Инновации. – 2019. – № 2. – С. 31-35.