Текст произведения
(PDF):
Читать
Скачать
Пожизненное лишение свободы как вид уголовного наказания появилось в уголовном законодательстве России в 1992 г. и заняло предпоследнее место в системе наказаний перед смертной казнью. Самостоятельным видом наказания пожизненное лишение свободы стало после введения в действие Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ) в 1996 г. Войдя в систему наказаний, оно было установлено как альтернатива смертной казни. В июле 2004 г. была введена новая редакция ст. 57 УК РФ, и с тех пор пожизненное лишение свободы является самостоятельным видом уголовного наказа- ния. Тогда же изменились и санкции некоторых квалифицированных преступлений, за совершение которых было установлено наказание в виде пожизненного лишения свобо- ды (ч. 2 ст. 105 (убийство), ч. 3 ст. 205 (терроризм) УК РФ). В 2008 г. введено пожизненное лишение свободы за квалифицированный захват заложника - ч. 4 ст. 206, организацию преступного сообщества - ч. 4. ст. 210, диверсию - ч. 3 ст. 281 УК РФ. Таким образом, на 2008 г. в УК РФ было пять составов преступлений, предусматривающих пожизненное лишение свободы. Однако с тех пор число составов преступлений с применением по- жизненного лишения свободы не осталось неизменным, оно время от времени расши- ряется. На сегодняшний день в УК РФ 21 состав преступлений, караемых пожизненным лишением свободы. Следует отметить, что система наказаний не остается неизменной, она значительно расширилась и составляет 13 видов наказаний. Пожизненное лишение свободы, как и лишение свободы на определенный срок, заключается в изоляции осужденного от общества в исправительных колониях осо- бого режима, но бессрочно (пожизненно). Это вид наказания заключается не только в бессрочности его отбывания, но и в особо жестком режиме исполнения этой меры, что резко отличается от лишения свободы на определенный срок. Систему наказаний в литературе называют лестницей наказаний, то есть пожизнен- ное лишение свободы - это ступень этой лестницы. Некоторые исследователи считают это наказание не ступенью лестницы наказаний, а пропастью, так как там происходит угасание человека, там нет единицы (срока) измерения отбытия наказания. По мнению психолога В. Д. Попова, условия при отбывании пожизненного лишения свободы «не пыточные, но на самом деле чудовищные, уродливые, и не могут не калечить средне- го возраста осужденных, поскольку это наказание отбывают лица в основном в 33-35, 39 лет» [1, с. 89; 2, с. 57, 63]. Кроме того, пожизненное лишение свободы обладает объ- ективно существенным недостатком. Осужденный отрывается от социальной среды, в которой обычно находился, от семьи, друзей и попадает в особую микросреду, которая отрицательно на него влияет, особенно на человека, впервые отбывающего лишение свободы. Согласно переписи 2009 г. в России пожизненное лишение свободы отбывают в возрасте 30-39 лет - 38,2 %; в возрасте 40-49 лет - 36,0 % [3, с. 283]. По данным В. А. Тирранена, пожизненное лишение свободы не влияет на снижение соответствующих преступлений, как и любое другое, оно не пугает людей от их совер- шения. Казалось бы, у этих людей была надежда через 25 лет освободиться по УДО, но уже через 10 лет утрачиваются социальные связи (уходят жены, умирают родители, дети забывают), остаются только мучения [4, с. 70-82]. Многие исследователи считают, что любое наказание должно допускать возможность исправления осужденного и его освобождения по этой причине от дальнейшего отбыва- ния наказания. Однако через 12-15 лет в условиях колонии лицо полностью теряет все социальные связи, а через 20 лет перестает ориентироваться в мире за пределами мест заключения. При выходе на свободу бывший заключенный за неимением альтернативы будет пытаться реализовать себя через девиантное поведение, в том числе совершать преступления с целью вернуться в привычное для него место. В то же время пожизнен- ное лишение свободы является единственным из всей системы наказаний, в процессе отбывания которого можно специфически воспитывать и исправлять осужденного, лик- видировать у него антисоциальные навыки, привычки, то есть ресоциализировать его и возвращать в общество исправившимся человеком. Ведь согласно ч. 2 ст. 43 УК РФ цели исправления, предупреждения и восстановления социальной справедливости по- ставлены перед любым наказанием, не делая исключения в отношении пожизненного лишения свободы. Становится непонятно, для чего тогда поставлены эти цели перед пожизненным лишением свободы, если в отношении этой категории лиц не применяется условно-досрочное освобождение. Вместе с тем, согласно ч. 5 ст. 79 УК РФ лицо может быть освобождено условно-досрочно через 25 лет, однако в России по не понятным исследователям причинам отказывают в УДО лицам, которые уже отбыли этот срок. Следует также отметить, что пожизненное лишение свободы установили и за те пре- ступления, где нет причинения смерти людям, например ст. 277 УК РФ - посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля; ст. 295 УК РФ - посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование. Трудно ответить на вопрос: почему 20 лет лишения свободы, установленные в этих санкциях, наряду с пожизненным лишением свободы, являются недостаточной мерой, тем более что смерть никому не причинена. Этот вопрос весьма важный, и он подлежит самостоятельному исследованию с учетом обстоятельств дела и правил назначения наказания самого строгого наказания при альтернативной санкции. Кроме того, соглас- но статистическим данным, применение пожизненного лишения свободы в России в определенные годы шло с нарастанием. Так, в 1998 г. к этому виду наказания осуждено 55 чел., 1999 - 75 чел., 2000 - 98 чел., в 2001 г. - 128 чел. [5, с. 160]. С нашей точки зрения, установленный в законе срок в 25 лет для условно-досрочного освобождения нуждается в изменении. С учетом сравнительно-правового анализа института условно-досрочного освобождения наиболее оптимальным является мини- мальный срок фактического отбытия пожизненного лишения свободы в 20 лет. Именно этот срок является максимальным при назначения наказания в виде лишения свободы (ч. 2 ст. 56 УК РФ). Многие государства стараются расширить возможности для досрочного освобо- ждения пожизненных заключенных либо применять поэтапно переводы их в другие условия отбывания. Между тем хочется назвать страны, где нет пожизненного лише- ния свободы: это - Норвегия, Испания, Португалия, Бразилия, Филиппины, Хорватия, Словения, Латвия. Во многих европейских государствах условно-досрочное освобождение осужден- ного к пожизненному лишению свободы применяется через более короткий срок, чем в России. Например, в ФРГ для условно-досрочного освобождения лицо должно отбыть 15 лет (§ 57 а); в Швейцарии - 15 лет (ст. 38); Австрии - 15 лет (§ 6 а); Швеции - 10 лет. В ряде стран применяется постепенный перевод осужденных в более облегченные ус- ловия. Например, в Италии лицо, отбывающее пожизненное лишение свободы, после отбытия 8-10 лет может быть переведено в совершенно другие условия со свободным передвижением, а через некоторое время вообще освободиться. Некоторые исследователи считают категорически недопустимым применение условно- досрочного освобождения в отношении пожизненно лишенных свободы, при этом не объясняют мотивы своей позиции, однако высказывают мнение, что условно-досроч- ное освобождение пожизненно лишенных свободы приведет к тому, что эти лица будут совершать преступления в связи с отсутствием у них навыков нормальной жизни. В то же время практического подтверждения этих фактов нет, это голые домыслы, так как у нас еще нет ни одного условно-досрочного освобождения. Исходя из этой позиции получается, что общество должно растить опасных преступников, а не стремиться их исправлять и ресоциализировать, приучать жить в нормальных условиях. Ведь лицо, вышедшее через 25 лет (если, конечно, выйдет), забыло все правила проживания в нормальном социуме. Безусловно, он стремится вернуться обратно, что уже для него не является наказанием. Таким образом, считаем необходимым: сократить срок отбытия для применения условно-досрочного освобождения; использовать опыт западных стран в части применения поэтапных условий отбы- вания наказания (из более жестких в более мягкие) с последующим применением ус- ловного освобождения; сократить число составов преступлений, предусматривающих наказание в виде пожизненного лишения свободы, и не расширять их.