В работе рассматриваются понятие качества образования и современные способы его диагностики, такие как Единый государственный экзамен (ЕГЭ) и Федеральный интернет-экзамен в сфере профессионального образования. В целях определения эффективности использования ЕГЭ как показателя качества знаний, полученных в школе, анализируется динамика среднего балла ЕГЭ по дисциплине «Математика» по России и Новосибирской области (НСО) за последние два года, а также приводятся результаты оценки остаточных знаний по школьной математике, полученные в результате входного тестирования, проведенного среди абитуриентов, зачисленных на первый курс по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление» и «Управление персоналом» Сибирского института управления – филиала РАНХиГС. Приводится эмпирический материал по усвоению основных разделов школьной математики, оценивается связь итогов тестирования с результатами ЕГЭ. Делается вывод о том, что балл ЕГЭ не является объективным показателем уровня знаний абитуриента по математике. В статье также показано, что Федеральный интернет-экзамен в сфере профессионального образования (ФЭПО) имеет ряд существенных недостатков, устранение которых повлияет на его объективность. Рассматриваются и анализируются результаты ФЭПО по дисциплине «Математика» студентов Сибирского института управления. Выдвигается гипотеза о возможных причинах сложившейся ситуации и описываются шаги, предпринятые для обеспечения улучшения качества подготовки по дисциплинам блока естественно-научных (ЕН) программ бакалавриата.
качество образования, остаточные знания, результаты ЕГЭ, мониторинг, математическая подготовка, компетенции, ФЭПО, ФГОС, компетентностный подход, кейс-задания.
Государство и общество XXI в. предъявляют современному образованию очень строгие требования и ожидают от него высокого качества. Активно меняющиеся экономические, социальные, политические и культурные процессы оказывают огромное влияние на развитие педагогической мысли, теории и практики. «Необходимо не просто понять, что мы живем в период глобальных изменений системы образования, что эти изменения идут не в отрыве от изменений общества, а следуют им и одновременно направляют их» [4].
В новом Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» качество образования определено как «комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы» [5].
В.Н. Пугач, К.А. Кирсанов, Н.К. Алимова рассматривают качество образования с позиции неочевидности и неосязаемости. Авторы считают, что «…представления многих о качестве образования архаичны и чрезмерно прагматичны» [4].
По данным Госкомвуза РФ, важнейшими факторами, определяющими качество образования, являются:
- уровень профессиональной подготовки преподавателей;
- отношение студентов к образовательному процессу;
- качественный состав абитуриентов;
- учебная литература;
- методика обучения;
- качество образовательных программ;
- технические средства обучения.
1. Новосибирский институт мониторинга и развития образования. http://nimro.ru/
2. Официальный информационный портал Единого государственного экзамена. http://www.ege.edu.ru
3. Портал ФГОС ВПО. http://fgosvo.ru/
4. Пугач В.Н. Качество образования: приглашение к размышлению / В.Н. Пугач, К.А. Кирсанов, Н.К. Алимова. М.: Дашков и Ко, 2012. 312 с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=229298
5. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». http://минобрнауки.рф
6. Федеральный портал Российское образование. http://www.edu.ru
7. ФЭПО: ретроспектива и перспективы // Аккредитация в образовании. 2012. № 55. С. 14–16. http://www.akvobr.ru/fepo_retrospektiva_perspektivy.html