НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛНЕНИЯ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ВО ФРАНЦИИ И В ИСПАНИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В соответствии со статьей 85 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в исправительном учреждении может быть введен режим особых условий в случаях стихийного бедствия, введения в районе расположения исправительного учреждения чрезвычайного или военного положения, при массовых беспорядках, а также групповых неповиновениях осужденных. Однако положения данной нормы российского закона являются расплывчатыми, недостаточно учитывающими особенности различных оснований введения режима особых условий и требуют дальнейшей законодательной конкретизации правового положения как осужденных, так и сотрудников уголовно-исполнительной системы. Законодательство Франции и Испании в области регулирования уголовно-исполнительных отношений в период действия специальных режимов обладает рядом особенностей. В указанных государствах отсутствует единый акт, регламентирующий действия администрации пенитенциарного учреждения и ограничения, налагаемые на лиц, в них содержащихся. Имеет место возникновение дополнительных полномочий у администрации пенитенциарных учреждений (незамедлительный перевод осужденных в другие учреждения, использование особых технических мер контроля и т. п.). Интересным представляется установление контроля за освободившимися осужденными за отдельные преступления и приостановление рассмотрения вопросов об условно-досрочном освобождении. Данный опыт возможно учитывать при совершенствовании отечественного уголовно-исполнительного законодательства.

Ключевые слова:
исполнение уголовных наказаний, пенитенциарные учреждения, экстремальные условия, чрезвычайное положение, осадное положение, ограничения прав лица, Франция, Испания
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Ухудшение военно-политической обстановки в приграничных с Россией территориях, существование террористических угроз, деятельность незаконных вооруженных фор- мирований, наличие региональных конфликтов, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и другие ситуации ставят на повестку дня вопрос об исполнении уголовных наказаний в данных условиях. В соответствии со ст. 85 УИК РФ основаниями введения режима особых условий в исправительных учреждениях являются: стихийное бедствие, введение в районе рас- положения исправительного учреждения чрезвычайного или военного положения, при массовых беспорядках, при групповых неповиновениях осужденных (далее - экстре- мальные условия). Введение данного режима в исправительном учреждении подразу- мевает возможность приостановления осуществления некоторых прав осужденных, установления усиленного варианта охраны и надзора, изменения распорядка дня, огра- ничения деятельности производственных, коммунально-бытовых, культурно-просвети- тельных и иных служб, за исключением медико-санитарных и т. п. Однако положения ст. 85 УИК РФ являются расплывчатыми, недостаточно учитывающими особенности различных оснований введения режима особых условий и требуют дальнейшей зако- нодательной конкретизации правового положения как осужденных, так и сотрудников уголовно-исполнительной системы [1, с. 244]. Кроме того, до настоящего времени в Рос- сии отсутствуют четко разработанные законодательные положения, регламентирующие общественные отношения, возникающие в области исполнения уголовных наказаний, в экстремальных условиях [5]. Недостаточно изучено зарубежное регулирование ука- занной сферы [2; 3, с. 74; 4]. В связи с этим обращение к опыту правового обеспечения ограничения прав граждан, расширения полномочий правоохранительных органов в период действия особых правовых режимов государств - членов Европейского Союза представляет несомненный интерес. Франция и Испания входят в число пяти крупней- ших по численности населения государств Европы, имеют развитые пенитенциарные системы, а также реальный опыт функционирования органов государственной власти в период действия чрезвычайного положения. Законодательство Франции допускает два правовых режима, позволяющих предот- вратить или свести к минимуму вредные последствия экстремальных условий: режим чрезвычайного положения и режим осадного положения, вводимые Советом министров Франции на 12 дней с возможностью дальнейшего продления с разрешения Парламента. Специальный документ Ордонанс Президента от 20 декабря 2004 г. № 2004-1374 «Об утверждении положений Кодекса обороны» содержит часть II «Правовые режимы обороны», которая состоит из несколько книг. В книге I, в числе прочих исключительных режимов, раскрываются нормы об осадном (гл. II) и чрезвычайном (гл. III) положении. Основанием для введения осадного положения являются случаи неминуемой опас- ности, возникшие в результате войны, иностранного вторжения или вооруженного мя- тежа. В период введения осадного положения полномочия гражданской власти по под- держанию правопорядка и деятельности полиции передаются военной администрации. Органы военного управления могут осуществлять обыски днем и ночью; производить обыск оружия и боеприпасов и определять порядок их сдачи; запрещать собрания и пу- бликации, которые могут угрожать общественному порядку; удалять с территории осадного положения лиц, не имеющих места жительства, а также лиц, в отношении которых вынесен приговор. Кроме того, на этот период вводятся военные судебные органы и устанавливается их подсудность (ст. L2121-3, L2121-4, L2121-5, L2121-6). Глава III указанного документа «Чрезвычайное положение» делает ссылку на Закон Французской Республики от 3 апреля 1955 г. № 55-385 (по состоянию на 14 июля 2018 г.) «О статусе чрезвычайного положения». В нем отмечается, что чрезвычайное положе- ние может быть объявлено на всей или части территории Франции и ее заморских тер- риториях в случае угрожающей опасности, в результате серьезных нарушений правил общественного порядка либо в случае событий, имеющих по своей природе и степени тяжести характер общественного бедствия. Данный закон в сочетании с нормами Кодекса внутренней безопасности, утвержден- ного Ордонансом Правительства от 12 марта 2012 г. № 2012-351, при введении чрезвы- чайного положения предполагает проведение следующих мероприятий: а) ограничение места жительства и передвижения. В соответствии со ст. 5 префекты полиции (в отношении части страны) имеют право запрещать движение людей или транс- портных средств в местах и в часы, установленные приказом; пребывать в департаменте или его части лицу, поведение которого может представлять угрозу для общественной безопасности и порядка. Министр внутренних дел (в отношении всей территории) может вынести решение о домашнем аресте (ежедневное нахождение в месте проживания не менее 12 часов) лица с учетом его семейной жизни и профессиональной деятельности с уведомлением прокурора Республики (ст. 6). Может быть наложено обязательство перио- дической явки в подразделения полиции, жандармерии; изъят паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; установлен запрет на общение с людьми, если есть основа- ния считать, что их поведение представляет угрозу для безопасности и общественного порядка; запрещен выезд из страны. В отношении освободившихся лиц, осужденных за преступления террористического характера, устанавливается электронное наблюдение; б) проведение обысков (ст. 11). По решению министра внутренних дел или префекта возможно проведение обысков в любом месте, за исключением рабочих мест депутатов, адвокатов, журналистов, магистратов. Обыск в ночные часы (с 21 до 6 часов) не прово- дится, если это не обусловлено срочностью проведения с незамедлительным информированием прокурора; в) приостановление деятельности отдельных организаций. Временно могут быть закрыты конференц-залы, питейные заведения, места для проведения мероприятий, разжигающих ненависть и насилие, подстрекающих к актам терроризма (ст. 6.1), а также молитвенные дома; г) запрещение собраний населения (ст. 8); д) изъятие оружия и боеприпасов, находящихся в законном владении, с последующим их возвращением владельцу (ст. 9); е) иные (установление периметров безопасности вокруг мест массового скопления населения; использование уличного видеонаблюдения и т. п.). Конституцией Франции от 4 октября 1958 г. также закреплены чрезвычайные полно- мочия Президента при чрезвычайном положении. Последний раз норма была приме- нена 13 ноября 2015 г. и действовала до 1 ноября 2017 г. , что стало ответом на терро- ристические атаки в Париже, когда в результате взрывов у стадиона «Стад де Франс», расстрела посетителей кафе и зрителей концертного зала погибло 130 человек. Особенно действия экстремальных режимов для исправительных учреждений во Франции сводятся к указанию в различных нормативно-правовых документах на усиление потенциала пенитенциарной службы, наделение ее дополнительными правами и ограничение (приостановление) действий прав осужденных. Статья L2171-1 Кодекса обороны содержит условие, в случае наступления которого правительством задействуется национальный резерв - возникновение серьезного кри- зиса на всей или части территории страны, ставящий под угрозу безопасность государ- ства, население или способность нации к выживанию. В пенитенциарной службе - это так называемый резерв пенитенциарной службы, состоящий из лиц, ранее работавших в учреждениях, исполняющих уголовные наказания, которые могут привлекаться к ре- шению различных служебных вопросов. В Пенитенциарном законе от 24 ноября 2009 г. № 2009-1436 закреплено положение о гарантиях уважения достоинства и прав осужденных со стороны тюремной админи- страции. Этот принцип пронизывает всю деятельность по исполнению наказания, но допускает ограничения, связанные с обеспечением безопасности, порядка, предотвра- щения рецидива, защитой интересов потерпевших (ст. 11). Речь в данной статье идет не только о постоянном обеспечении безопасности учреждения, но и о режиме в пе- риод экстремальных условий. Другие статьи данного документа содержат конкретные ограничения. Так, может быть ограничено право осужденного на свободу убеждений, совести и религии, осуществление религиозных обрядов (ст. 26); запрещены свидания с родственниками и иными лицами (ст. 35); запрещен или приостановлен доступ осу- жденного к телефону (ст. 39); осуществлен контроль или изъятие переписки осужден- ного (ст. 40); установлен запрет на ознакомление с письменными и аудиовизуальными источниками информации (ст. 43). Администрация пенитенциарного учреждения так же получает дополнительные полномочия. Например, по решению министра юстиции может быть принято реше- ние о размещении осужденного под постоянным видеонаблюдением без звука на срок до 5 дней с возможностью ее продления, если данная мера является един- ственным способом избежать побега или самоубийства осуж денного (ст. 58-1). Администрация пенитенциарных учреждений может так же запретить распростра- нение или использование образа или голоса осужденного, если это ограничение необходимо для поддержания общественного порядка, предотвращения престу- плений, защиты прав потерпевших или третьих лиц, а так же реинтеграции соот- ветствующего лица (ст. 41). Отдельные положения имеются в Кодексе внутренней безопасности, утвержденном Ордонансом Правительства от 12 марта 2012 г. № 2012-351. В целях предотвращения побегов, обеспечения безопасности и надлежащего порядка в пенитенциарных учреж- дениях или медицинских учреждениях, предназначенных для приема лиц, содержащих- ся под стражей, подразделения безопасности пенитенциарной службы (ст. R855-1BIS) могут быть уполномочены использовать особые технические меры контроля, обычно присущие разведывательным органам: собирать сведения, содержащиеся в электрон- ной почте, сообщениях в электронных сетях, телефонных переговорах; получать тех- ническую информацию, касающуюся определения местонахождения терминального оборудования; время и продолжительность вызовов; определять в режиме реального времени местонахождение лица, транспортного средства или объекта с помощью тех- нических устройств (ст. L855-1). Сотрудники пенитенциарных учреждений Франции также обладают правом приме- нить огнестрельное оружие при нападении на них, угрозах вооруженных людей, а также в случае попыток проникновения на территорию учреждения извне или попыток побега изнутри [ст. 1 Закона от 28 декабря 1943 г. «О применении оружия сотрудниками испра- вительных учреждений» (Консолидированная версия 16 июля 2018 г.)]. Несколько иной подход в изучаемой сфере в Испании. Конституцией Испании от 29 декабря 1978 г. (ст. 55, 116 и др.), законами Испании от 1 июня 1981 г. «Об особом, чрезвычайном или осадном положении», от 30 марта 2015 г. «О защите безопасности граждан» устанавливаются особенности указанных правовых режимов. Особое положение (состояние угрозы) вводится постановлением Правительства по всей стране или на ее отдельной территории на 15 дней. Об этом сообщается Конгрессу депутатов, без разрешения которого продлить указанный режим невозможно. Основа- ниями введения особого положения являются: природные катастрофы (землетрясение, наводнение, городские и лесные пожары, иные крупномасштабные происшествия); кри- зисы в области здравоохранения (эпидемии, серьезные загрязнения); временное пре- кращение коммунальных услуг, имеющих важное значение для общества; ситуации, связанные с нехваткой предметов первой необходимости. Введение особого положения предполагает следующие меры: ограничение передви- жения, пребывания людей или транспортных средств в определенные часы и местах; временный контроль отраслей промышленности, предприятий, мастерских, хозяйств; ограничение и нормирование в пользовании услуг и потреблении предметов первой не- обходимости и т. п. (ст. 11). Государство может мобилизовать работников организаций для осуществления этих функций (ст. 12). Основанием для введения чрезвычайного положения является серьезное измене- ние свободного осуществления прав и свобод граждан, нормального функционирова- ния демократических институтов, основных коммунальных услуг для сообщества или любого другого аспекта общественного порядка, когда обычных полномочий власти для нормализации ситуации оказывается недостаточно. Данное положение вводится Правительством с предварительного разрешения Конгресса депутатов с возможностью продления еще на 30 дней. В своем обращении к парламенту о введении чрезвычайного положения Правительство называет цели введения, предпринимаемые меры; срок (не более 30 дней); максимальную сумму штрафов, применяемых к нарушителям режима чрезвычайного положения, конкретные права, указанные в Конституции, которые тре- буется ограничить или приостановить. В гл. 5 «Приостановление прав и свобод» Конституции Испании имеется ст. 55, пе- речисляющая ряд прав и свобод, которые могут быть приостановлены при введении чрезвычайного или осадного положения. Введение чрезвычайного положения означает: а) заключение под стражу на срок от семидесяти двух часов (ст. 17) до десяти дней с уведомлением судьи в течение суток и обязательным информированием задержанного о своих правах и причинах задержа- ния, гарантией присутствия и помощи адвоката в оформлении полицейских и судеб- ных актов (ст. 17); б) нарушение неприкосновенности жилища (ст. 18), то есть обыски и осмотры жилищ людей без ордера, но с соблюдением формальных процедур, состав- ление протокола, присутствие соседей, уведомление судьи; в) ограничение тайны пе- реписки, почтовой, телеграфной, телефонной связи (ст. 18 ч. 3) с уведомлением судьи; г) ограничение свободы выбора местожительства и передвижения по территории стра- ны, свободного въезда в Испанию и выезда из Испании (ст. 19). Это означает запрет перемещения людей и транспорта в установленные часы, возможность переселения людей из населенного пункта, определение зон защиты или безопасности, в которых запрещается нахождение людей, установление временного места жительства для отдельных лиц, а в отношении некоторых лиц, например иностранцев, лиц без граж- данства, беженцев - обязательное уведомление власти о предполагаемой поездке за пределы пункта проживания. Кроме того, данные лица могут быть высланы из страны, если не совершили преступлений; д) ограничение на свободное выражение и распро- странение взглядов, идей и мнений устно, письменно или иными средствами (ст. 20). Совещания политических партий, профсоюзов и бизнес-ассоциаций в соответствии со своими уставными целями не запрещаются; е) приостановление свободы переда- чи и получения достоверной информации посредством любых средств распростра- нения (ст. 20), которое распространяется на все виды изданий, радио и телевидение, показы, кино- и театральные представления; конфискации публикаций, записей и дру- гих средств информации, что производится на основании судебного решения (ст. 20); ж) запрет собраний и демонстраций в общественных местах (ст. 21), забастовок (ст. 28) и ограничение права трудящихся и предпринимателей на трудовой конфликт (ст. 37). Режим чрезвычайного положения в Испании предполагает возможность изъятия всех видов оружия, боеприпасов или взрывчатых веществ (ст. 25); временное прекращение деятельности предприятий промышленности или торговли, закрытие развлекательных залов, питейных, других аналогичных заведений, если они могут побудить к нарушению общественного порядка либо способствовать ему (ст. 26); размещение вооруженных постов (ст. 27). Осадное положение может быть объявлено абсолютным большинством голосов в Конгрессе депутатов и по исключительному предложению Правительства. Конгресс определяет часть территории, на которую распространяется осадное положение, срок и условия его действия. Основаниями его введения являются: восстание, акт агрессии против суверенитета или независимости Испании, ее территориальной целостности или конституционного порядка. Установление осадного положения означает времен- ное приостановление прав задержанного на информацию о своих правах, причинах задержания, он может быть принужден давать показания. Задержанному не гаранти- руется присутствие и помощь адвоката в оформлении полицейских и судебных актов (ст. 32). Органам военного управления передаются полномочия для обеспечения режи- ма осадного положения. Гражданские власти продолжают осуществлять полномочия, не предоставленные военным, и обязаны предоставлять запрашиваемую информацию правоохранительным органам (ст. 36). Статьей 26 Закона Испании от 30 марта 2015 г «О защите безопасности граждан» устанавливается требование обеспечения мер безопасности на объектах критической инфраструктуры и других объектах. Данные акты распространяются и на пенитенциарные учреждения. В частности, в отношении осужденных в Законе 1981 г. указывается, что в период действия чрезвычай- ного и осадного положения им не предоставляется возможность условно-досрочного освобождения (ст. 30). Королевский Указ от 20 июня 1985 г. № 1436 «О временных правилах координации деятельности пенитенциарных учреждений» в ст. 7 фиксирует возможность перевода осужденных в другие пенитенциарные учреждения в связи с мятежами, катастрофами и другими аналогичными ситуациями. При этом руководство учреждения незамедли- тельно информирует вышестоящие органы о положении дел в учреждении, количе- стве осужденных, особенностях их режима содержания с тем, чтобы она, учитывая вакантные места всех государственных учреждений, осуществила перераспределе- ние осужденных. В ст. 15 Закона от 26 сентября 1979 г. «Основы пенитенциарных учреждений», а также в ст. 25 Пенитенциарного регламента от 8 мая 1981 г. содержится исключение из прави- ла о помещении задержанного, арестованного или обвиняемого в любое из пенитенци- арных учреждений на основании постановления или приказа уполномоченного органа (суда, органа, полномочного осуществлять задержание). При действии режима особого, чрезвычайного или осадного положения помещение лица в учреждение производится в соответствии со специальными законами, и государственные органы, отвечающие за конвоирование, получают право входить на территорию пенитенциарного учреждения, если того требуют непредвиденные или форс-мажорные обстоятельства. В заключение отметим, что законодательство Франции и Испании, регулирующее исполнение уголовных наказаний в период действия специальных режимов, обладает следующими особенностями. Во-первых, в указанных государствах отсутствует еди- ный акт, регламентирующий действия администрации пенитенциарного учреждения и ограничения, налагаемые на лиц, в них содержащихся. Во-вторых, имеет место возник- новение дополнительных полномочий у администрации пенитенциарных учреждений: незамедлительный перевод осужденных в другие учреждения, использование особых технических мер контроля и т. п. В-третьих, интересным представляется установление контроля за освободившимися осужденными за отдельные преступления и приоста- новление рассмотрения вопросов об условно-досрочном освобождении. Считаем, что данный опыт важен в том числе в связи с необходимостью совершенствования отече- ственного уголовно-исполнительного законодательства.
Список литературы

1. Дергачев А. В., Скиба А. П. Чрезвычайное положение как основание введения режима особых условий в исправительных учреждениях: проблемы регулирования // Уголовно-исполнительное право. 2017. Т. 12(1-4). № 3. С. 244-248

2. Сиряков А. Н. Режим особых условий в исправительных учреждениях Содружества Независимых Государств // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2018. № 1(41). С. 56-61

3. Скиба А. П., Кийко Н. В. Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации и Республики Беларусь в случае стихийного бедствия, введения чрезвычайного или военного положения. Специальная часть Уголовно-исполнительного кодекса // Актуальные вопросы уголовно-исполнительного права и исполнения наказаний. Минск, 2018. С. 74-78

4. Сурженко Ю. А. Правовое и организационно-тактическое обеспечение исполне- ния и отбывания наказания в исправительных учреждениях при возникновении особых условий : дис. … канд. юрид. наук. Минск, 2017. 230 с

5. Уголовно-исполнительное законодательство в условиях стихийного бедствия, введения чрезвычайного или военного положения : монография / под общ. ред. А. А. Крымова ; науч. ред. А. П. Скибы. Рязань, 2017. 170 с

Войти или Создать
* Забыли пароль?