ПРАВОВАЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ ИНОСТРАННОГО ЛИЦА К РОССИЙСКОЙ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье раскрывается понятие правовой самоидентификации иностранного лица: это процесс восприятия иностранным лицом себя в качестве субъекта российского права, обладающего правовыми свойствами, которые позволяют ему вступать в правовые отношения и определять собственное правовое состояние. Правовая самоидентификация иностранного лица связана с усвоением определенных ролей и моделей поведения, признаваемых правомерными в рамках новой для него правовой системы.Выделяются три стадии правовой самоидентификации иностранных граждан: правовая адаптация - процесс приспособления иностранного гражданина к новой для него правовой системе и получение им правовой информации, правовых знаний, которые меняют его правопонимание и правосознание;правовая интеграция - это инклюзия в российскую правовую среду, основанная на сформированном правосознании, высоком уровне правовой культуры, представляет собой двусторонний процесс, полноценное протекание которого возможно исключительно при условии совместных усилий иностранца и принимающего сообщества;правовая ассимиляция - полное растворение иностранного гражданина в правовом поле принимающего государства, уничтожение каких бы то ни было различий в правовом статусе с гражданами принимающего государства.Анализ правового регулирования процесса правовой самоидентификации иностранного лица к российской правовой системе показывает, что массив нормативных актов, регулирующих правовой статус иностранного гражданина, выстраивает его взаимоотношения с Российским государством на различных этапах: въезд на территорию государства, участие в правоотношениях на его территории, выезд за границу, получение российского гражданства. Констатируется факт отсутствия в Российской Федерации государственных целевых программ, направленных на правовую интеграцию иностранных граждан, что отрицательно влияет на эффективную реализацию иностранным гражданином своих прав и обязанностей, так как он должен осознавать себя в качестве специфического субъекта права, то есть идентифицировать себя в новой для себя правовой реальности.

Ключевые слова:
иностранное лицо, миграция, правовая идентичность, идентификация личности, правовая идентификация, правовая самоидентификация, правовая адаптация, правовая интеграция, правовая ассимиляция
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Необходимость анализа особенностей правовой самоидентификации иностранного лица к российской правовой системе обусловлена формированием открытого геопо- литического пространства, закономерным результатом которого стала всесторонняя активизация миграционных потоков. Ежегодно тысячи иностранных граждан въезжают на территорию Российской Федерации на различных основаниях. По данным показателей деятельности по миграционной ситуации в Российской Фе- дерации, за январь - декабрь 2017 г. в Российскую Федерацию прибыло и поставлено на учет 118 606 соотечественников и членов их семей [1]. Для данной категории ино- странных лиц необходимость в правовой адаптации жизненно важна и необходима, в отличие от иных категорий иностранных лиц, которые находятся на территории Рос- сийской Федерации. Будучи не осведомленными относительно базовых положений российского законодательства и своего места в правовой системе государства, они фактически являются дезориентированными в условиях нового правового поля, что подчас приводит к неблагоприятным последствиям как для самого иммигранта, так и для принимающей стороны. Адаптационная политика в отношении иностранных лиц связана с общей социаль- ной политикой государства, которая является одним из главных векторов внутренней правовой политики государства, способной обеспечить воспроизведение человеческих ресурсов на фоне демографического кризиса, развивающегося в последние десятиле- тия в России. Категория «идентификация» рассматривается в психологии как особый полифункци- ональный многоуровневый механизм индивидуального развития личности, ее становле- ние, включающее в себя персонализацию и социализацию. Идентификация формируется на двух основных уровнях - бессознательном и сознательном, объект идентификации зависит как от внутренней позиции, так и таких факторов, как возраст, поведенческий, когнитивный и эмоциональный компоненты. Одним из первых категорию «идентификация» стал использовать австрийский врач-психиатр З. Фрейд для обозначения специфического механизма самозащи- ты личности, оказавшейся вне пределов «зоны комфорта» [2, с. 47]. Современная психологическая наука выделяет следующие виды самоидентификации личности: гендерная, корпоративная, национальная, религиозная, этническая и др. Одной из самых востребованных в рамках правовых исследований является категория «пра- вовая самоидентификация», которая, пожалуй, меньше всех изучена в российской юридической науке. НАУЧНЫЙ ФОРУМ 35 Приходится констатировать отсутствие не только разработок в сфере правовой самоидентификации личности, но и стадий ее формирования, а также дефинитивной стороны вопроса. При этом ряд ученых (а с недавнего времени и законодатель) стали затрагивать и использовать данную категорию через призму составляющих ее элемен- тов. Особое внимание уделяется таким явлениям, как правовая идентичность, правовая интеграция и правовая адаптация личности. Отдельные научные положения, раскрывающие сущность правовой самоидентифи- кации личности, даются через синтезированную категорию правового и социального. Активно развивается учение о правовой идентичности и идентификации. Среди ав- торов, изучающих вопросы правовой идентичности и идентификации, можно назвать Е. В. Астапову, Ю. Ю. Ветютнева, Н. В. Исаеву, Г. М. Лановую, Е. В. Резникова, А. Г. Ха- бибулина, И. Л. Честнова. Е. В. Резников дает следующее определение правовой идентичности: «Это такое состояние человека, когда он не только является членом какой-либо социальной группы, но и придает этому факту достаточно высокую значимость, осознает его как принципиально важное качество собственной личности» [3, с. 14]. Г. М. Лановая под правовой идентификацией понимает «установление тождественности объекта с дру- гими правовыми объектами того же вида или рода» [4, с. 58], то есть косвенно видит в этом процесс. Мы считаем, что правовая идентификация - это многоуровневый процесс сопо- ставления индивида с различными явлениями правовой системы (в которой в данный момент он находится), отличными от его внутренних представлений. Ввиду отсут- ствия официально признанной дефиниции «правовая самоидентификация личности» предлагаем ее следующее определение: это процесс, направленный на отождествле- ние личности себя в качестве полноправного субъекта правовой системы, в рамках которой он функционирует в разнообразных правоотношениях. Хотя некоторые ав- торы рассматривают правовую самоидентификацию только как статичное явление - это лишь «установление собственной тождественности с другими субъектами, облада- ющими качественно определенным набором правовых свойств» [4, с. 58]. Что касается правовой самоидентификации иностранного гражданина, то в условиях нахождения в рамках правовой системы Российской Федерации под ней следует пони- мать процесс восприятия иностранным лицом себя в качестве субъекта российского права, обладающего правовыми свойствами, которые позволяют ему вступать в пра- вовые отношения и определять собственное правовое состояние. Важно отметить, что правовая самоидентификация по аналогии с личностной самоидентификацией связана с усвоением определенных ролей и моделей поведения, признаваемых правомерными в рамках новой для нее правовой системы. Правовая самоидентификация в условиях нового правового пространства - процесс, временные рамки которого зависят от личностных особенностей иностранного гражда- нина, уровня правовой культуры и наличия схожих черт национальных правовых систем государств гражданской принадлежности иностранного лица и принимающей стороны. По нашему мнению, следует выделять три стадии правовой самоидентификации ино- странных граждан: правовая адаптация, правовая интеграция и правовая ассимиляция личности. Данные стадии согласуются с положениями Концепции государственной ми- грационной политики Российской Федерации на период до 2025 г., утвержденной Пре- зидентом Российской Федерации 13 июня 2012 г., в которой отмечается, что «важными элементами политики в сфере миграции являются создание условий для адаптации и интеграции мигрантов, защита их прав и свобод, а также обеспечение социальной за- щищенности». Правовая адаптация иностранного лица в условиях российского правового поля является первичной стадией процесса правовой самоидентификации. Под правовой адаптацией иностранного гражданина следует понимать процесс его приспособления к новой для него правовой системе и получение им правовой информации, правовых знаний, которые меняют его правопонимание и правосознание. Впоследствии они долж- ны быть трансформированы, по мнению А. В. Саргаева, «в правовые убеждения, при- вычки правомерного поведения, а также готовность действовать, руководствуясь этими правовыми знаниями и убеждениями, то есть поступать правомерно - в соответствии с законом: использовать свои права, исполнять обязанности, соблюдать запреты, а также уметь отстаивать свои права в случае их нарушения» [5, с. 136]. Адаптация - процесс в большей степени психологический, заключающийся в фор- мировании правосознания личности. Однако для полноценной жизни в обществе идеи правомерного поведения должны найти свое реальное воплощение, перейти из сферы должного в сферу сущего. Закономерным результатом сформированного представления о правомерном пове- дении, основах политико-культурных традиций принимающего общества, а также повы- шения уровня правовой культуры становится стремление лица влиться в сообщество для реализации своих прав, адресуемых национальным законодателем. Осознание принятых в социуме социально-правовых ролей - одна из предпосылок для отождест- вления себя в качестве одного из субъектов правовой системы. В том случае, если иностранный гражданин не только осознает базовые элементы правовой системы, но и стремится к активному взаимодействию с ними, следует говорить о качественно новом уровне правовой самоидентификации, то есть об интеграции гражданина ино- странного государства в российскую правовую систему. Это вторая ступень правовой самоидентификации. В социологической науке высказывается точка зрения, что «общественные науки применяют термин «социальная интеграция», под которым понимается процесс пре- вращения относительно самостоятельных, слабо связанных между собой объектов (людей, социальных групп (диаспор), государств) в единую, целостную систему, харак- теризующуюся согласованностью и взаимозависимостью ее частей на основе общих целей и интересов» [6, с. 743]. Однако эта трактовка социальной интеграции не позво- ляет дать аналогичное толкование правовой интеграции иностранного гражданина. Причиной тому служит рассмотрение социальной интеграции как синтеза разрозненных политико-правовых явлений в цельную систему. Иностранный гражданин включается в существующее правовое поле, обладающее спецификой. Новая правовая система при этом не создается. Она лишь обогащается еще одним субъектом, функционирую- щим в ее рамках. С учетом изложенного наиболее оправданным представляется определение право- вой интеграции иностранного гражданина как инклюзии в российскую правовую среду, основанную на сформированном правосознании, высоком уровне правовой культуры. Правовая интеграция иностранного гражданина - это двусторонний процесс, пол- ноценное протекание которого возможно исключительно при условии совместных уси- лий иностранца и принимающего сообщества. В ряде западных стран способствова- ние интеграции мигрантов реализуется при помощи программно-целевого метода. Так, в Канаде существует федеральная программа адаптации и натурализации Immigrant settlement andadaption program (ISAP), предназначенная для содействия новоприбыв- шим иммигрантам. Правовая интеграция не является приоритетным направлением для ISAP, однако комплексная инклюзия в любое урегулированное нормами права обще- ство невозможна [7]. Относительно Российской Федерации приходится констатировать факт едва ли не полного отсутствия государственных целевых программ, направленных на правовую интеграцию иностранных граждан, да и вообще на какую-либо интеграцию таковых. Ис- ключением является Программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (Указ Прези- дента Российской Федерации от 14 сентября 2012 г. № 1289), однако и она по факту не затрагивает вопросов, связанных с правовой интеграцией иностранных граждан. Дру- гим существенным недостатком действующей интеграционной политики является то, что ее положения носят характер рекомендаций. Это отличает ее от программ многих европейских стран, где участие в данных программах является обязательным для мно- гих категорий лиц, въезжающих в страну. При реализации государственных целевых программ, направленных на содействие правовой интеграции, важно учитывать, что различные категории иностранных граж- дан в разной степени нуждаются в интеграции. Если для одних лиц достаточно прове- дения только базовых адаптивных мероприятий, то для других - необходимо оказание содействия, направленного на интеграцию, в полном объеме. На основании этого мож- но сделать вывод о том, что миграционная политика любого государства должна стро- иться с учетом необходимости дифференциации по отношению к различным группам иностранцев (трудовые мигранты, иммигранты, репатрианты и др.) и базироваться на ясных и прозрачных процедурах, которые в Российской Федерации часто носят декла- ративный характер. Заключительной стадией процесса правовой самоидентификации иностранного гражданина в новой правовой системе является правовая ассимиляция - полное рас- творение иностранного гражданина в правовом поле принимающего государства, унич- тожение каких бы то ни было различий в правовом статусе с гражданами принимающего государства. Ассимилировать иностранного гражданина, считает В. В. Бубликов, «значит фактически отмести его культурную идентичность. Жесткую политику по ассимиляции иммигрантов, получившую название «плавильного тигля», в 1960 гг. проводили США. Ее основными постулатами являлись аккультурация (в том числе правовая) иммигран- тов на основе англо-протестантской культуры и принятия ими ценностей американской политической системы» [8, с. 40]. Использование методов правовой ассимиляции приемлемо для унитарных стран моноэтнического толка, население которых имеет общую к ульт уру, тра- диции, религиозные воззрения, что, как известно, является предпосылками на- ционального правообразования. Иностранный граж данин, имеющий намерение остаться на территории такого государства на длительный срок, находится в условиях единого историко -правового пространства, часто общепризнанной, хотя и официально не закрепленной идеологии. Функционируя в рамках единого общества, он с течением времени проходит описанные выше стадии: правовую адаптацию и правовую интеграцию. Закономерным шагом для него является дальнейшее ассимилирование в правовую среду. При этом происходит отречение от тех правовых норм, которым лицо подчинялось, находясь на территории госу- дарства граж данской принадлежности. Запрещенное становится дозволенным. 38 НАУЧНЫЙ ФОРУМ Типичным примером правовой ассимиляции является то, как легко иностранные граж дане ассимилируются в правовой системе Нидерландов, разрешающих то, что во многих странах влечет за собой возложение административной и уголов- ной ответственности. Во многих странах мира, в том числе в России, использование ассимиляцион- ной модели, на наш взгляд, не представляется возможным в связи с многонацио- нальностью и поликонфессиональностью населения. Отсутствие единых истори- ко-культурных традиций, традиций правового регулирования общественных от- ношений в различных регионах страны становится существенным препятствием для создания единого правового поля, в котором и может быть ассимилирован иностранный гражданин. Полная правовая ассимиляция сегодня невозможна и для граж дан России. Например, в соответствии с Федеральным законом «Об образо- вании» были установлены минимальные требования к школьной форме, которая должна соответствовать светскому характеру государства и принятым в обществе нормам делового стиля, что вызвало протест среди населения, исповедующего ислам. Правовые нормы вступили в противоречие с культурно-религиозными тра- дициями определенной части граж дан России. В связи с этим преж девременно говорить о возможности ассимиляции иностранных граж дан в единое правовое поле Российской Федерации. Самоидентификация иностранного гражданина в новом правовом пространстве - сложный процесс, требующий интеллектуальных и финансовых затрат со стороны как иностранного лица, так и принимающего его общества. Однако для гармоничного развития государства, укрепления его позиций на международной арене проведение процедур по самоидентификации необходимо, а значит, вопрос о реформировании го- сударственной миграционной политики остается открытым. В настоящее время в Российской Федерации сложился массив нормативных актов, регулирующих правовой статус иностранного гражданина и его взаимоот- ношения с Российским государством на различных этапах: въезд на территорию государства, участие в правоотношениях на его территории, выезд за границу, по- лучение российского гражданства. Однако для полной реализации своих прав и обязанностей иностранный гражданин должен осознать себя в качестве специфи- ческого субъекта права, то есть идентифицировать себя в новой для себя право- вой реальности. При этом с иностранным лицом происходит правовая самоиден- тификация - процесс, заключающийся в таких стадиях, как интеграция, адаптация и ассимиляция, каждая из которых предполагает наличие определенного уровня правовых знаний и умений.
Список литературы

1. Сводка основных показателей деятельности по миграционной ситуации в Российской Федерации за январь - декабрь 2017 г. URL : https://мвд.рф/Deljatelnost/statistics/ migracionnaya/item/12162186 (дата обращения: 02.07.2018)

2. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого «Я». М., 2013. 137 с

3. Резников Е. В. Понятие правовой идентичности // Право и современные государства. 2014. № 1. С. 9-14

4. Лановая Г. М. Правовая идентификация и правовая самоидентификация: содержание понятий // Международный журнал конституционного и государственного права. 2016. № 2. С. 57-60

5. Саргаев А. В. Правовая адаптация иностранных граждан в Российской Федерации: проблемы и меры по их разрешению // Вестник Бурятского государственного университета. 2013. № 14. С. 135-140

6. Социология : энциклопедия / сост. А. А. Грицанов [и др.]. Минск, 2003. 1312 с

7. Иммиграционная служба Канады. URL : http//www.canadaru.ca (дата обращения: 30.06.2018)

8. Бубликов В. В. Ассимиляция или мультикультурализм - опыт зарубежных стран по интеграции иммигрантов // Вестник Томского государственного университета. 2008. № 315. С. 38-41

Войти или Создать
* Забыли пароль?