Исправительные учреждения (ИУ) являются сложными в оперативном отношении режимными объектами, призваннымм решать специальные задачи в уголовно-испол- нительной системе (УИС) России. Одной из наиболее важных среди них в деятельности Федеральной службы исполнения наказаний является задача по обеспечению право- порядка и безопасности в исправительных учреждениях. Основным структурным подразделением в ИУ, непосредственно выполняющим ука- занную задачу, выступает дежурная смена, которая призвана обеспечивать постоянное и круглосуточное осуществление надзора за осужденными, а также предотвращать со- вершение с их стороны преступлений. Руководство в организации работы дежурной смены возлагается на дежурного по- мощника начальника учреждения, он же является начальником дежурной смены. Де- журный по учреждению непосредственно подчиняется начальнику учреждения и его заместителям, а во время их отсутствия полностью несет ответственность за поддер- жание в исправительном учреждении режима отбывания наказания, установленного Правилами внутреннего распорядка, утвержденными приказом Минюста России от 16 декабря 2016 г. № 295. В последнее время резко обострилась оперативная обстановка в исправительных учреждениях. В местах лишения свободы, где содержатся лица с высоким уровнем общественной опасности, все чаще проявляется возросшая агрессивность и актив- ность преступного мира, а также имеют место быть и факты совершения преступлений со стороны осужденных. В связи с этим Т. А. Сулейманов считает, что «проводимые сегодня экономические реформы в стране существенно увеличили финансовые воз- можности элиты криминального мира, вследствие чего возросла активность лидеров преступной среды, пытающихся координировать противоправные действия осужден- ных и воздействовать на оперативную обстановку в исправительных учреждениях» [1, с. 127]. По этому поводу высказывался и профессор Н. Г. Шурухнов, который подчеркивал, что «преступность в ИУ изменилась не только по форме, но и по содержанию». Совер- шаемые осужденными противоправные деяния стали более латентными и избиратель- ными, повысилась общественная опасность преступлений, а также возрос «професси- онализм» их совершения [2, с. 66]. Однако С. Д. Аверкин акцентирует внимание на том, что при надлежащем осущест- влении ведомственного надзора и контроля за поведением осужденных в исправитель- ных учреждениях факт совершения либо подготовки с их стороны преступлений будет быстро обнаруживаться администрацией учреждения, а в первую очередь сотрудни- ками дежурных смен [3, с. 119]. Согласно ведомственной статистике Федеральной службы исполнения наказаний (от- чет о состоянии преступности среди лиц, содержащихся в учреждениях УИС, по форме ВЕКТОР УПРАВЛЕНИЯ 61 № 2-УИС за 2015 г. - 8 месяцев 2018 г.), на территории учреждений и органов УИС в 2015 г. зарегистрировано 935 преступлений; 2016 - 955; 2017 - 971, за восемь месяцев 2018 г. - 602. Детальный анализ статистики состояния преступности в УИС России позволяет сформулировать вывод о том, что в исправительных учреждениях осуществляется значительный объем уголовно-процессуальной деятельности, которая реализуется в основном на стадии возбуждения уголовного дела. По мнению О. А. Малышевой, одним из способов положительного воздействия на сложившуюся неблагоприятную обстановку в исправительных учреждениях является повышение эффективности уголовно-процессуальной деятельности, связанной прежде всего с приемом и регистрацией сообщений о преступлениях [4, с. 47]. В свою очередь, Е. Р. Пудаков отмечает, что рост числа преступлений, совершае- мых на территории ИУ, является основанием для проведения научных исследований по вопросам процедуры возбуждения уголовного дела [5, с. 3]. С точки зрения Б. Я. Гаврилова, уголовно-процессуальная деятельность УИС высту- пает составной частью уголовно-исполнительной политики. Ученый в большей степени акцентирует свое внимание на первоначальном этапе уголовного судопроизводства, где неурегулированность указанного вида процессуальной деятельности затрудняет весь процесс расследования, не позволяя при этом сотрудникам УИС оперативно реагиро- вать на преступления, совершаемые осужденными [6, с. 63-64]. В. В. Медведева считает, что предупреждение преступлений в исправительных учреж- дениях связано с выявлением проблем на начальном институте уголовного процесса, в котором в большей степени ощущается отсутствие четкой уголовно-процессуальной регламентации приема и регистрации информации о преступном деянии, а также еди- нообразия дальнейшего проведения [7, с. 3]. В случаях совершения осужденными преступлений на территории ИУ первоочеред- ной задачей сотрудников дежурной смены является прием и фиксация первичной ин- формации о преступном деянии. Данная процессуальная деятельность играет значимую роль, поскольку от незамедлительного приема информации о преступлении, а также правильности заполнения и ведения учетно-регистрационной документации зависит весь успех дальнейшего расследования и принятия процессуального решения [8, с. 3]. Порядок приема и регистрации сообщений о преступлениях в УИС России регулируется: Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (УПК РФ) (ст. 144); приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России, ФСКН России от 29 декабря 2005 г. № 39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений»; приказом Минюста России от 11 июля 2006 г. № 250 «Об утверждении Инструкции о приеме, регистрации и проверке в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы сообщений о преступлениях и происшествиях» (далее - Инструкция). По мнению А. М. Саутиева, «сегодня ситуация по правовому регулированию приема и регистрации сообщений о преступлениях в исправительных учреждениях осложнена двухступенчатым механизмом. С одной стороны - это УПК РФ, с другой - ведомствен- ный подзаконный акт, в котором прослеживается наличие неурегулированных вопросов и ряд несоответствий» [9, с. 4]. Согласно п. 5 Инструкции любой сотрудник исправительного учреждения при обна- ружении признаков преступления обязан незамедлительно принять меры неотложного реагирования, о чем немедленно сообщить дежурному по учреждению. Данный доклад производится по телефону либо при помощи другого вида служебной связи в исправи- 62 ВЕКТОР УПРАВЛЕНИЯ тельном учреждении с целью дальнейшего оповещения начальника учреждения или лица, его замещающего. После получения сообщения о преступлении дежурным по учреждению принимают- ся меры по регистрации и незамедлительной проверке информации о преступлении, в том числе дается указание всем сотрудникам из числа дежурной смены по усилению надзора за поведением осужденных и обстановкой в ИУ в целом. Под приемом сообщений о преступлениях в исправительных учреждениях понима- ется деятельность должностных лиц уголовно-исполнительной системы по получению необходимой первичной информации о преступлении, а также по ее последующей пе- редаче для регистрации в Книгу регистрации сообщений о преступлениях. В соответствии с п. 2 Инструкции все лица от рядового до начальствующего состава ИУ обязаны без каких-либо ограничений и противоречий принимать любую информа- цию о преступлениях. На указанные обстоятельства обращает внимание А. А. Крымов: «В целом эффек- тивность системы борьбы с преступностью обеспечивается за счет того, что прием со- общений о преступлениях осуществляется независимо от времени совершения престу- пления, формы и полноты сообщаемых сотруднику сведений, а также территориальной, предметной и иной подследственности» [10, с. 135]. Каждый сотрудник УИС обязан принять от осужденного заявление о преступлении. Данное положение подразумевает обязанность государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. При этом дежурный по ИУ обязан зарегистри- ровать любое сообщение и заявление о преступлении. Прием информации о престу- плениях в ИУ осуществляется круглосуточно. Сообщения о преступлениях в исправительных учреждениях принимаются дежурными помощниками начальника колонии (ДПНК), дежурными помощниками начальника тюрьмы (ДПНТ), дежурными помощниками начальника больницы (ДПНБ) (или их заместителями), поскольку они постоянно несут службу на территории исправительного учреждения. В рабочее время сообщения о преступлениях допускается принимать сотрудникам, специально уполномоченным на осуществление данных функций. Как показывает ана- лиз практического материала, обычно такими сотрудниками являются личный состав оперативных подразделений, которые, по сравнению с другими работниками ИУ, обла- дают наиболее углубленными правовыми познаниями при проведении первоначальных действий неотложного реагирования, а также имеют надлежащую подготовку в области уголовного судопроизводства. Под регистрацией сообщений о преступлениях в исправительных учреждениях по- нимается деятельность должностного лица уголовно-исполнительной системы, в част- ности дежурного по учреждению, по присвоению каждому поступившему сообщению порядкового номера, а также по его последующей фиксации путем занесения краткой и доступной информации в Книгу регистрации сообщений о преступлениях. Регистрация информации о преступлениях производится незамедлительно в дежур- ной части исправительного учреждения. Термин «незамедлительно» означает, что со- общение должно быть немедленно передано для регистрации сразу после получения его должностным лицом ИУ. Однако законодатель предусматривает, что при наличии определенных причин сообщение о преступлении может быть передано дежурному ИУ для регистрации по различным каналам связи. Такими объективными причинами явля- ются: значительная отдаленность от места регистрации, стихийные бедствия, непогода и другие обстоятельства. ВЕКТОР УПРАВЛЕНИЯ 63 В соответствии с п. 13 Инструкции сообщения, заявления о преступлениях фиксиру- ются в Книге регистрации сообщений о преступлениях (КРСП) и Журнале регистрации информации о происшествиях (ЖРИП). По мнению И. В. Яковенко, наличие двух учетно-регистрационных документов во ФСИН России, в отличие от других правоохранительных ведомств (МВД России, ФСБ Рос- сии и др.), можно объяснить спецификой деятельности учреждений и органов уголовно- исполнительной системы, где, помимо сообщений о преступлениях, имеют место факты нарушения установленного порядка режима отбывания наказания, выраженные в несо- блюдении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений [11, с. 13-15]. Анализ пенитенциарной практики показывает, что в большинстве случаев первоначально поступающая информация о преступлении заносится дежурным по учреждению в Журнал регистрации информации о происшествиях, после чего она, как правило, проверяется опера- тивным сотрудником на наличие в информации должных признаков состава преступления. По результатам проведенной проверки информация подлежит перерегистрации в Книге ре- гистрации сообщений о преступлениях. Однако отметим тот факт, что информация, содержа- щая в себе явные признаки состава преступления, регистрируется незамедлительно в КРСП. Дежурный помощник начальника учреждения, получая рапорт о признаках престу- пления, совершенного осужденным, обязан внимательно изучить данное сообщение, убедиться в фиксации всех обстоятельств, свидетельствующих о наличии в действиях лица признаков одного или нескольких преступных деяний, предусмотренных Уголов- ным кодексом Российской Федерации, и только после этого зарегистрировать данное сообщение о преступлении в учетно-регистрационном документе. При необходимости дежурный по учреждению вправе лично потребовать и получить дополнительную ин- формацию о преступлении путем опроса сотрудника, сообщившего о преступлении, а также лица, предположительно виновного в его совершении. В соответствии с п. 14 Инструкции заполнение Книги регистрации сообщений о пре- ступлениях производится в дежурной части только дежурными по учреждениям (ДПНК, ДПНБ, ДПНТ). Иные должностные лица ИУ неполномочны вносить записи в КРСП. Форма заполнения Книги регистрации сообщений о преступлениях является единой для всех учреждений и органов УИС России. Она должна заполняться разборчивым почерком, записи в ней необходимо делать без сокращений и помарок, желательно использовать печатные буквы. Записи по каждой информации о преступлении должны содержать краткие и вместе с тем полные сведения о том, что и когда произошло; кто и в какой форме заявил о происшедшем; какие поручения даны по порядку рассмотре- ния; какие меры приняты для проверки; кто участвовал в рассмотрении; какое решение, когда и кем принято. Данная информация должна быть максимально достоверной, от- ражать все возможные факты и признаки состава преступного деяния. Исправления и подчистки не допускаются, а ошибочные записи аккуратно зачеркиваются и заверяются подписью дежурного по учреждению. По окончании КРСП передается из дежурной части в подразделение делопроизвод- ства (секретариат) для последующего хранения. Персональная ответственность за нару- шение правил ведения КРСП, а также неполноту регистрации поступившей информации о преступлениях возлагается на дежурного и начальника учреждения УИС. Однако, как считает И. Л. Бедняков, в первую очередь это касается дежурного помощника началь- ника учреждения, который должен обладать соответствующими знаниями, умениями и навыками, позволяющими ему незамедлительно зафиксировать факт преступления и принять по нему меры быстрого реагирования [12, с. 29]. 64 ВЕКТОР УПРАВЛЕНИЯ При приеме-сдаче смены дежурный по учреждению составляет рапорт на имя на- чальника ИУ, в котором отражает основные результаты несения службы, а также, если имеется, информацию о совершенном преступлении и других происшествиях. После этого начальник учреждения принимает решение о передаче данной информации на рассмотрение оперативному сотруднику ИУ для проведения предварительной проверки в соответствии с установленным УПК РФ сроком (ч. 1 ст. 144). Дальнейшая работа сотрудников следственных подразделений по расследованию преступлений во многом будет зависеть от правильности зарегистрированной дежур- ным по учреждению всей информации о преступлении. Процедура регистрации сообщений о преступлениях является важным элементом стадии возбуждения уголовного дела, поскольку именно на данном этапе сотрудника- ми исправительных учреждений в силу различных объективных и субъективных причин допускается наибольшее количество различного рода нарушений учетно-регистраци- онной дисциплины. На данный факт обращает свое внимание А. С. Шаталов, отмечая, что в испра- вительных учреждениях регистрируются лишь преступления с повышенной степе- нью общественной опасности, которые скрыть весьма проблематично. Остальным, менее тяжким деяниям внимание не уделяется вообще, поскольку «по количеству зарегистрированных преступлений оценивается качество работы сотрудников ис- правительных учреждений, а это вынуждает данных должностных лиц идти на воз- можные способы укрывательства преступных проявлений в местах изоляции осу- жденных» [13, с. 89]. Таким образом, процедура регистрации сообщений о преступлениях сотрудниками дежурной смены исправительных учреждений предусмотрена в целях недопущения либо минимизации числа незарегистрированных и неучтенных преступлений в уголовно- исполнительной системе России. По мнению С. П. Брылякова, регистрация всех без исключения фактов наруше- ния уголовного законодательства, совершенных осужденными в исправительных уч- реждениях, позволяет сотрудникам этих учреждений должным образом реагировать на преступные деяния, то есть принимать сообщения о преступлениях, регистриро- вать их, а также производить по ним доследственную проверку (ст. 144 УПК РФ), а в случаях необходимости производить неотложные следственные действия (ст. 157 УПК РФ) [14, с. 4]. Мы считаем, что любое укрывательство преступных деяний от регистрации сотруд- никами УИС наносит серьезный вред нормальной деятельности исправительных уч- реждений, поскольку сокрытие преступлений подстрекает осужденных на совершение новых преступлений. Следует отметить, что специфика процедуры приема и регистрации сообщений о преступлениях в ИУ охватывает как процессуальные, так и служебные полномочия в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона, ведомственных нор- мативных правовых актов. На основании изложенного можно сделать вывод о том, что прием и регистрация сооб- щений о преступлениях в ИУ дежурной сменой является важным элементом стадии возбуж- дения уголовного дела в уголовном процессе, а от того, насколько правильно организована должная работа на данном этапе уголовного судопроизводства, зависит быстрое раскрытие преступлений и обеспечение неотвратимости наказания для виновных лиц.