Описано сознание как функциональный компонент в си- стеме психики. Выделена его специфика — наличие качества идеального. Подчеркнута зависимость сложности сознания от уровня развития психики. Затронута проблема уровней ясности сознания, категории бессознательного, а также выделяемых в медицине форм нарушений сознания по степени тяжести. Сделан вывод, что при таком подходе вполне адекватно описывать поведение (деятельность, действия) субъекта как организуемое и контролируемое системой функциональных компонентов психики.
сознание, функционально-компонентный подход, психическая деятельность, качество идеального, уровни сложности сознания, бессознательное, нарушение сознания.
Для исследования произвольных действий мы предлагаем рассматривать психику как систему функциональных компонентов, в рамках которой сознание находит свое адекватное место. Прежде всего, необходимо четко различать понятия «психические действия» и «функциональные компоненты психики». В психологии часто дискутируется, что такое восприятие, мышление, память и т.д.; это психические функции или психическая деятельность? Обычно эти термины употребляются как синонимы. Обратимся к известному определению психики, неоднократно с вариациями повторяемому в словарях и учебниках психологии: психика есть свойство высокоорганизованной материи (мозга) отражать объективную действительность и на основе формируемого при этом психического образа целесообразно регулировать деятельность субъекта и его поведение.
Это верное, по сути, определение, тем не менее, не дает ответа на поставленный вопрос. Однако если мы дадим другое, функциональное, определение психики, то многое становится понятным [6]: психика — это организующая и контролирующая поведение (деятельность, действие) система функциональных компонентов: сенсорного, моторного, мнестического, мыслительного, мотивационного, эмоционального, энергетического, речевого, а также внимания и сознания.
Каждый компонент в системе психики играет свою роль, выполняет особую, специфическую, только ему присущую функцию:
- сенсорный обеспечивает поступление информации о внешнем мире и внутренней среде организма (афферентные процессы на пути от рецепторов до первичных полей сенсорных анализаторов в коре головного мозга);
- моторный обеспечивает эфферентный (исполнительный) механизм движений;
- мнестический обеспечивает запоминание, хранение и воспроизведение информации;
- мыслительный осуществляет оперирование информацией (мыслительные операции);
- мотивационный побуждает и системообразует определенное поведение посредством триады «потребность–мотив–цель»;
- эмоциональный осуществляет оценку (положительную или отрицательную) информации в связи с возможностью удовлетворения или неудовлетворения различных потребностей индивида, вызывая соответствующую аффективную реакцию или состояние;
- энергетический обеспечивает психические процессы и поведение необходимой энергией;
- речевой осуществляет образно-вербальные и вербально-образные преобразования;
- внимание обеспечивает избирательность протекания психических процессов;
- сознание обеспечивает субъекту «знание для себя» об окружающем мире, о себе и своих поступках: при сознательном поведении субъект делает что-либо, зная, что он делает.
1. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. — М.: Медицина, 1968.
2. Большая медицинская энциклопедия (БМЭ). — 1984. — Т. 23.
3. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. — М.: Изд-во МГУ, 1972.
4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1977.
5. Маршинин Б.А. Перцептивные и мыслительные процессы, их мозговое обеспечение. — М.: Логос, 2007.
6. Маршинин Б.А. Функционально-компонентный анализ мыслительных действий и их мозгового обеспечения // Мир психологии. — 2008. № 1. — С. 251—261.
7. Симонов П.В. Физиология эмоций и условно-рефлекторная теория // Физиология высшей нервной деятельности. Часть II. Условные рефлексы и адаптивное поведение. В серии «Руководство по физиологии». — М.: Наука, 1971. — С. 97—127.
8. Чуприкова Н.И. Психика и предмет психологии в свете достижений современной нейронауки // Вопросы психологии. — 2004. — № 2. — С. 104—118.
9. Чуприкова Н.И. Теория отражения, психическая реальность и психологическая наука // Методология и история психологии. — 2006. — Т. 1. — Вып. 1. — С. 174—192.
10. Чуприкова Н.И. Система понятий общей психологии и функциональная система психической регуляции поведения и деятельности // Вопросы психологии. — 2007. — № 3. — С. 3—15.
11. Чуприкова Н.И. Функциональная система психики. Филогенетические истоки и сознание человека // Психологические исследования: электрон. науч. журн. — 2009. — № 2(4).
12. Чуприкова Н.И. Интроспекция и явления сознания в системе естественнонаучной психологии // Вопросы психологии. — 2010. — № 2. — С. 3—20.