Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена актуальной проблеме субъекта, дей- ствующего в поле виртуальной реальности и медиапространства. Автор анализирует современные подходы к формированию концепции субъекта в философии. Подробно рассматривается феномен децентрации, расщепления «я». Сделан вывод о том, какие черты характерны для конфигурации субъекта в постнеклассической философии, в чем их отличие от классической концепции субъекта, какие мировоззренческие последствия имеет децентрация.

Текст

Идея о том, что субъект философии сейчас может мыслиться только лишь как децентрированный, расщепленный, получила распространение в постструктурализме. Наибольший вклад в разработку идеи децентрации субъекта внесли М. Фуко, Ж. Деррида, Ж. Лакан. Они показали, что субъект не может отдавать себе отчет в подлинных основаниях своего существования как мыслящей инстанции. Основания эти имеют корни в бессознательном (коллективном и индивидуальном), в языке, в особой логике мифа, работа которого проявляется во всех сферах культуры. Центрированный субъект — это структура, созданная насильно, и, как показала философская практика, нежизнеспособная. Невозможно давать ответы на вопросы о том, как устроен мир, что доступно нашему сознанию, оставаясь в границах классического дискурса. Существует довольно большой пласт критической литературы, посвященной онто-гносеологическим проблемам, по-новому осмысленным в постструктурализме второй половины ХХ в.

В данной статье предпринята попытка проанализировать философские концепты философов XXI в., связанные с применением идеи децентрации субъекта к гипереальности. Как работает конструкция децентрированного субъекта, когда нам приходится иметь дело с феноменом виртуального пространства? Действительно ли субъект виртуальной реальности — это всегда пучок «я», не сходящихся к общему центру?

Идеологи киберпространства, как правило, утверждают, что виртуальная реальность (ВР) децентрирует субъект. Исследователи сред общения Сэнди Стоун и Шерри Теркл анализировали процесс расщепления личности, которое происходит в виртуальном пространстве социального общения. Они констатировали ведение одним человеком нескольких параллельных жизней, создание альтернативных личностей и как вывод назвали эти процессы перспективой освобождения субъекта от тела. Как происходит децентрация? Стоун и Теркл выделили четыре типа патологий.

  1. Множество «я» в одном теле.
  2. Множество тел в одном «я».
  3. Множество тел вне «я».
  4. Множество «я» вне тел [6].

Это значит, что субъект строит идеальные конструкты себя, не отдавая себе отчет в том, каков он на самом деле, т.е., по сути, не являясь субъектом, потому как не обладает самосознанием.

Список литературы

1. Горюнова О. Петербург.ru: особенности Net-культуры и искусства / http://old.russ.ru/

2. Жижек С. Киберпространство, или Невыносимая замкнутость бытия // Искусство кино. — 2000. — № 1.

3. Жижек С. Власть и цинизм. (Лекция, прочитанная в Вене в музее Фрейда в 1995 г.) / http://www.philosophy.ru/lib

4. Жижек С. Интерпассивность. Желание: влечение. Мультикультурализм. — СПб., 2005. — С. 14.

5. Митрофанова А. Субъект в эпоху тотальной коммуникации // Комментарии. — 1994. — № 3.

6. Turcle S. Life on the screen. Identity in the age of the Internet. — N.-Y., 1995.

7. Stone A.R. The war of desire and technology. — Cambridge, 1995.

Войти или Создать
* Забыли пароль?