ВОЗМОЖНОСТИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ МАГИСТРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ»
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассмотрена проблема внедрения массового открытого электронного обучения в вузах гуманитарного направления, определено место электронного обучения в современной системе профессиональной подготовки студентов, в частности, при подготовке магистров направления «Управление персоналом», проанализированы преимущества и недостатки электронного обучения, определены основные потребители этой формы обучения, описаны структура и требования к созданию учебного курса. Автором статьи предложены идеи организации практических занятий с использованием взаимооценки, перечислены основные виды взаимодействия преподавателя со студентами, а также формы электронной педагогики, в частности, введено понятие «педагогический сценарий» и перечислены технологические этапы его разработки. В статье проанализированы условия внедрения массового открытого образования в вузе.

Ключевые слова:
массовое открытое образование, электронное обучение, структура электронного курса, коннективизм, вебинары, педагогический сценарий.
Текст

1. МАССОВОЕ ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ

Глобализация и автоматизация образовательных услуг способствуют появлению новых тенденций в образовании и педагогической науке, одной из которых стало появление массового открытого электронного обучения.

Согласно определению ЮНЕСКО, открытыми образовательными ресурсами называются «…размещенные в открытом доступе материалы, предназначенные для использования в процессе обучения, авторы которых дали согласие на их свободное использование и переработку» [8].

Схожий по содержанию термин «массовый открытый дистанционный курс» (МОДК) был введен Джорджем Сименсоном в 2008 г. МОДК «…основывается на активном участии студентов, которые сами организуют участие в соответствии с целями обучения, предварительными знаниями и навыками, а также общими интересами» [2]. Таким образом, репродуктивная схема передачи информации от преподавателя к студенту заменяется на более продуктивную: информация — студент — преподаватель.

Н.Ф. Анохина, автор статьи «Экономический анализ феномена открытости образовательных ресурсов университета» [5], проследила историю развития открытых образовательных ресурсов: «…Первыми начали открывать свои ресурсы лидеры мирового университетского образования, такие как Academic Ranking of World Universities, QS World University Rankings, The Times Higher Education World University Rankings. Массачусетский технологический институт стал поддерживать некоммерческий проект Open Course Ware (MIT OCW) после не очень успешных попыток монетизировать размещение образовательных ресурсов, пробуя разные варианты: от дистанционного образования и рекламы до продажи очных спецкурсов с 2002 по 2009 год. Именно тогда, когда проект стал открытым, он стал успешным, так как помог повысить авторитет MIT и привлечь лучших студентов мира (около 35% поступивших в MIT студентов отметили, что на их выбор повлиял OCW), повысить качество преподавания внутри вуза» [9].

Н.Ф. Анохина также отмечает, что российские вузы включились в процесс создания открытых курсов и материалов немного позже, и далеко не все разделяют идею проекта Open Course Ware [5].

Заинтересованная в обсуждении этого вопроса аудитория подразделилась на два лагеря. Первые утверждают, что электронное обучение в ближайшем будущем полностью заменит традиционное образование. Другие, напротив, убеждены, что только традиционные формы и методы обучения могут обеспечить качественное образование.

Список литературы

1. George Siemens. Connectivism: A Learning Theory for the Digital 12, 2004 [Электронный ресурс].

2. Ken Masters, A. Brief Guide. To Understanding MOOCs. The Internet Journal of Medical Education. 2011. Volume 1 Number 2 [Электронный ресурс].

3. Абдулова Е.В., Крылова С.Г., Минюрова С.А. Международное сетевое взаимодействие в рамках проекта «Глобальное понимание»: образовательные и исследовательские возможности // Электронное текстовое издание. Материалы XI Международной научно-методической конференции «Новые образовательные технологии в вузе» (НОТВ-2014) 18–20 февраля 2014 г. Сборник тезисов докладов участников конференции.

4. Андреев А. Электронная педагогика: может она и существует. Портал электронного обучения. 20 октября 2011 г. [Электронный ресурс].

5. Анохина Н.Ф. Экономический анализ феномена открытости образовательных ресурсов университета // Электронное текстовое издание. Материалы XI Международной научно-методической конференции «Новые образовательные технологии в вузе» (НОТВ-2014) 18–20 февраля 2014 г. Сборник тезисов докладов участников конференции.

6. Барышева Т.А. Теоретические и методические аспекты проектирования электронно-коммуникативных технологий как средства развития креативных свойст личности // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2004. Том 4. № 9.

7. Бельков С.А. Составляющие понятия «Педагогический сценарий» // Электронное текстовое издание. Материалы XI Международной научно-методической конференции «Новые образовательные технологии в вузе» (НОТВ-2014) 18–20 февраля 2014 г. Сборник тезисов докладов участников конференции.

8. Кибанов А.Я. Новая концепция подготовки кадров в области управления персоналом // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2012. № 12. С. 024–029.

9. Новый учебный курс ИИТО ЮНЕСКО. Сайт института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //ru.iite.unesco.org/news//639108.

10. Тренды в образовательной среде (памятка для вуза) 17 декабря 2012. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://habrahabr.ru/post/162793/.

11. Мяснянкина Н.Г. Управление интеллектуальным потенциалом России в рамках модернизации системы основного общего образования // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. 2013. № 1 (4).

Войти или Создать
* Забыли пароль?