В данной статье рассматриваются проблемы мотивации персонала в России. Многие предприниматели совершают ошибки в стимулировании персонала: кто-то не понимает важности человеческого ресурса, кто-то уделяет внимание только внешней мотивации, кто-то забывает про важность неденежных факторов. Тем не менее эти ошибки значительно снижают эффективность использования персонала и увеличивают текучесть кадров, что приводит к снижению прибыли самой организации и увеличению расходов. Выделены основные ошибки современных российских предпринимателей в области мотивации персонала, а также предлагаются меры по улучшению системы мотивации с целью удержания и повышения эффективности персонала. Ориентируясь на западный опыт, приведены новые инновационные формы стимулирования, которые могут внедрять любые компании, что связано с небольшими затратами на внедрение предложенных рекомендаций. Одновременно с внедрением новых форм мотивации формируется и социальная основа внутри российских организаций.
мотивация, эффективность персонала, демотивация, стимулирование, российские предприниматели, корпоративный дух.
ВВЕДЕНИЕ
Существует несколько видов ресурсов организации: финансовые, материальные, информационные и трудовые. Уникальность человеческих ресурсов обусловлена тем, что результаты воздействия на людей в значительной степени непредсказуемы.
От качества человеческих ресурсов (квалификации персонала, его заинтересованности в работе, отдачи организации) зависит эффективность работы организации в целом.
Хотя на первый взгляд, кажется, самое важное — квалификация персонала, его навыки и умения, недавние научные исследования выявили, что профессионализм сотрудников определяет только 15% результата, а остальные 85% зависят от их отношения к своей работе, желания ее выполнять, т.е. от уровня мотивации.
Мотивация сотрудников очень важна для любого предприятия: как для крупной организации, так и для малого бизнеса. Во-первых, это позволяет нанимать заинтересованных работников, снижать затраты на поиск кандидатов; во-вторых, стимулирование сотрудников увеличивает эффективность использования персонала, объем выполняемой работы; в-третьих, позволяет снизить текучесть кадров на предприятии.
Большинство российских руководителей, сами того не замечая, совершают множество ошибок в мотивировании персонала. Использование западного опыта, специальное образование часто оказываются неэффективными. Ниже представлены основные ошибки стимулирования персонала в России.
ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО РЫНКА ТРУДА
Одним из распространенных мифов российского рынка труда является утверждение, будто персонал за достойную заработную плату готов терпеть любые неудобства. Хотя деньги — это важный мотивирующий фактор для российских работников, многие сотрудники готовы пожертвовать своим финансовым положением ради более достойных привилегий. Для кого-то это близость рабочего места к дому, для других это может быть предоставление организацией садика, оплата стоматологических услуг или наличие дружного, сплоченного коллектива.
На втором месте выступает возможность карьерного роста, продвижение по служебной лестнице, что у большинства россиян ассоциируется с повышением заработной платы и улучшением условий труда.
На третьем месте выступают интересная работа и комфортная атмосфера в компании, столь важные для развития личности, чувства удовлетворения.
1. Мордвин С.К. Мотивация персонала в России. http://www.elitarium.ru/2004/06/03/motivacija_personala_v_rossii.html
2. Исследование: Треть работников в России увольняется в течение года. http://www.hr-journal.ru/articles/research/research_962.html
3. Мотивация персонала. http://www.btraining.ru/motivation/
4. Кибанов А.Я. Лекции по дисциплине «Мотивация и стимулирование трудовой деятельности» (часть 5) (продолжение) // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. 2013. № 2 (5).
5. Исследование KellyGlobalWorkforceIndex: Привлечь и удержать — что необходимо сотрудникам, чтобы чувствовать себя счастливыми на работе? http://www.kellyservices.ru/RU/About-Us/News/2012/150621012/
6. Мотивация персонала 2012: могут ли компании заинтересовать российских сотрудников чем-то, кроме денег? http://www.kellyservices.ru/RU/About-Us/News/08102012/
7. Исследовательский центр портала Superjob.ru.Рынок труда: мониторинг, динамика, индексы, февраль 2013. http://www.superjob.ru/research/articles/111131/rynoktruda-monitoring-dinamika-indeksy-fevral-2013/
8. Испытываете ли вы стресс, когда возвращаетесь на работу из отпуска? http://www.zarplata.ru/book/363/vote.aspx
9. Joshua Cook. How Google Motivates their Employees with Rewards and Perks. http://thinkingleader.hubpages.com/hub/How-Google-Motivates-their-Employees-with-Rewardsand-Perks
10. Gary Hamel (2007). The future of management. Harvard Business School Press, Boston Mass.
11. Brandon Gaille. 27 Motivation Programs for Employees and Incentive System Examples. http://brandongaille.com/27-motivation-programs-for-employees-and-incentive-ystemexamples/
12. Kibanov A. Ya. Building a motivational core of theorganization’s personnel. В сб.: Theory and practice of management of the organization as a social and economic system: the identification, analysis and resolution of problems formation. Proceedings of the International Conference. Finland, Helsinki, 14–16 September 2013 / ed. P.G. Isaeva Хельсинки, 2013. С. 71–81.