В статье анализируются новые методы и организационные формы обучения на базе средств информационно-коммуникационных технологий. Раскрывается взаимосвязь современных методов и организационных форм обучения в развивающейся информационно образовательной среде. Если традиционно методы однозначно определяли адекватные им организационные формы и средства обучения, то в условиях внедрения средств информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс зачастую организационные формы или средства обучения определяют методы обучения, например, для того, чтобы организовать телекоммуникационный проект, учителю необходимо создать проблемную ситуацию. Если мы хотим провести педагогический эксперимент при помощи некоторой модели, это возможно только в том случае, если у нас есть моделирующие программные средства. Средства начинают определять возможности тех или иных методов обучения. В статье делается вывод о том, что новые организационные формы открывают возможности для обоснования новых методов и средств обучения.
новые организационные формы, методы обучения, информационно-образовательная среда, методика обучения, профессиональная подготовка учителя, взаимосвязь компонентов обучения.
Новые цели и ориентиры школьного образования во многом меняют содержание профессиональной деятельности учителя. В свою очередь, это ставит учителя перед необходимостью перехода к новым организационным формам и методам обучения, новым формам взаимодействия участников образовательного процесса и требует развития методической системы его профессиональной подготовки в вузе. В настоящее время в результате модернизации образования появились принципиально новые элементы методической системы обучения, которые требуют менять и ее организационные формы. Так, при введении профильного обучения учитель должен уметь организовать профильное обучение на основе индивидуальных учебных планов и маршрутов обучения учащихся, при этом целесообразно использование зачетно-модульной системы образования, которая является новой организационной формой обучения для средней школы. Кроме того, при реализации профильного обучения предполагается применение различных вариантов сетевого взаимодействия (если мы хотим использовать несколько форм реализации профильного обучения), а сетевое взаимодействие — это тоже новая организационная форма обучения. Неизбежен переход к нетрадиционным формам обучения при внеурочной деятельности, ставшей по новым ФГОС неотъемлемой частью содержания школьного образования.
В Дидактике средней школы указывается, что «...любой метод представляет собой систему целенаправленных действий учителя, организующую познавательную и практическую деятельность учащегося, обеспечивающую усвоение им содержания обучения и тем самым достижение целей обучения» [4]. Подход к пониманию метода обучения как к взаимодействию учителя и обучаемых, направленному на достижение целей обучения, разделяют многие исследователи (М.А. Данилов, Б.П. Есипов, П.И. Пидкасистый, М.Н. Скаткин, В.Н. Федорова и др.). Для нас представляют интерес другие подходы к этому определению.
1. Башмаков М.И., Поздняков С.Н., Резник Н.А. Процесс обучения в информационной среде // Школьные технологии. 2000. № 6. С. 133–158.
2. Беспалько В.П. Образование и обучение с использованием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). М.: МПСИ, 2002. 352 с.
3. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. М.: Сентябрь, 1996. 112 с.
4. Дидактика средней школы. 2-е изд. / под ред. М.Н. Скаткина. М., 1982. 223 с.
5. Журавлев И.К. Взаимосвязь приемов, методов и организационных форм обучения // Сов. педагогика. 1985. № 11. С. 34–38.
6. Зотов Ю.Б. Организация современного урока: книга для учителя. М.: Просвещение, 1984. 145 с.
7. Краевский В.В. Общие основы педагогики: учебник для пед. вузов. М.: Академия, 2003. 256 с.
8. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981. 186 с.
9. Оганесян В.А., Калягин Ю.М., Луканкин Г.Л., Саннинский В.Я. Методика преподавания математики в средней школе: общая методика: учебное пособие для студентов физ.-мат. фак. пед. ин-тов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1980. 368 с.
10. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 1998. 640 с.
11. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2002. 576 c.
12. Хохлова Н.А. Социальная адаптация дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в условиях интегрированного образования // Дефектология. 2011. № 3. С. 37–43.